В Санкт-Петербурге завершил работу 8-й Петербургский международный экономический форум. В его работе приняли участие более трех тысяч представителей политической и деловой элиты из 47 стран.
Прозвучали десятки докладов и сообщений, состоялись заседания 24 "круглых столов", прошли две научно-практические конференции. Впервые в рамках форума проходил Конгресс предпринимателей стран СНГ, подготовленный Союзом промышленников и предпринимателей России. В Михайловском манеже Санкт-Петербурга состоялись презентация Республики Армения, Чешской Республики, Южного федерального округа, а также выставка "Минерально-сырьевые ресурсы стран СНГ".
Этот форум существенно отличался от предыдущих. И прежде всего тем, что главными на нем были проблемы развития транспорта. Практически все участники касались этой темы.
Не осталось незамеченным особое внимание к транспорту и премьера России. За два дня пребывания в Санкт-Петербурге Михаил Фрадков успел ознакомиться с новым вантовым мостом через Неву, побывать в Кронштадте, осмотрел Санкт-Петербургский морской порт. Вместе с президентом ОАО "РЖД" Геннадием Фадеевым он побывал также на новом нефтеналивном терминале компании "ЛУКойл" в Высоцке и провел совещание в другом нефтяном порту - в городе Приморске. И все это с целью выработать совместную позицию по дальнейшему развитию этих объектов.
Геннадий Фадеев рассказал премьеру о том, что за последние три года в Октябрьскую дорогу, в зоне действия которой расположены Высоцк и Приморск, вложено более 70 миллиардов рублей. В результате магистраль перестала сдерживать рост объемов грузоперевозок через северо-западные порты. Но с учетом значительного увеличения экспорта к 2010 году, и особенно нефтепродуктов и угля, требуются еще большие инвестиции в развитие припортовой инфраструктуры железной дороги.
В беседе с главой Правительства России президент ОАО "РЖД" привел взаимодействие с "ЛУКойлом" как наиболее яркий пример эффективности разработанной компанией стратегии. По договору с нефтяниками железная дорога получит 300 миллионов рублей инвестиций, из которых на сегодняшний день уже освоено 60 миллионов. Оставшиеся средства, по словам Геннадия Фадеева, будут освоены до ноября этого года, после чего железная дорога будет готова к перевозкам в порт Высоцк пяти миллионов тонн нефтепродуктов в год.
Затрагивались и вопросы дальнейшего развития порта в Приморске. Ранее туда шли нефтепродукты по трубопроводу. Теперь рассматривается вопрос о строительстве там железнодорожной станции, которая должна будет обеспечить пропуск в Приморск к 2010 году более 12 миллионов тонн нефтепродуктов. Понятно, что такие объемы требуют значительного увеличения пропускной способности железной дороги.
Ситуация осложняется еще и тем, что, согласно договоренности президентов России и Финляндии, к 2008 году должна быть сдана в эксплуатацию скоростная железнодорожная трасса, которая соединит Москву, Санкт-Петербург и Хельсинки и на восемь с половиной часов сократит время в пути между столицами двух государств. Участок этой трассы проходит как раз в районе железнодорожных развязок к нефтеналивным портам. По соображениям безопасности нельзя допускать движения по одной ветке нефтяных цистерн и скоростных пассажирских поездов. Поэтому руководство ОАО "РЖД" приняло решение о выносе грузового движения на приозерское направление с выходом на порты Высоцк и Приморск через город Выборг. Стоимость проекта оценивается в 17, 5 миллиарда рублей, а организация скоростного пассажирского движения -в 23, 5 миллиарда рублей.
Президент ОАО "РЖД" заострил внимание на экономической составляющей проектов. Если использовать только средства компании, то окупаемость "грузового" проекта составит более 50 лет, а если привлечь сторонние инвестиции, то этот срок можно значительно уменьшить. В беседе с главой Правительства руководители "ЛУКойла" и компании "Транснефть", эксплуатирующей порт в Приморске, выразили готовность принять участие в реализации нового проекта.
В итоге Михаил Фрадков принял решение о создании координирующего органа по реализации проекта, руководителем которого назначен бывший министр транспорта России Сергей Франк.
Во время поездки премьера в Кронштадт вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов представил Михаилу Фрадкову еще два проекта, имеющих стратегическое значение для развития не только Северной столицы, но и России в целом, - это строительство Северо-Западного скоростного диаметра и сооружение современного паромно-пассажирского комплекса. Сегодня объем грузовых перевозок через Морской порт Санкт-Петербурга составляет 41, 5 миллиона тонн ежегодно. Предполагается, что к 2010 году он превысит 60 миллионов тонн. Около 35 процентов грузов доставляется автомобильным транспортом, следующим через город. Уличная сеть уже не справляется с этим грузопотоком. Строительство Северо-Западного скоростного диаметра поможет разрешить проблему. Кроме того, позволит начать прокладку скоростной автомобильной дороги Москва - Петербург. Безусловно, этот проект имеет федеральное значение и потому предполагает государственное финансирование.
Второй проект - сооружение паромно-пассажирского комплекса на Васильевском острове - также представляется крайне актуальным. До сих пор Россия не имеет современного морского пассажирского порта. По словам губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, Михаил Фрадков обещал не только моральную, но и материальную поддержку представленных проектов.
Что ж, хороший итог.
- Одна из заслуг Петербургского экономического форума, - отметил в интервью "Гудку" известный экономист депутат Госдумы Сергей Глазьев, - в том, что здесь сформировались новые традиции взаимного диалога между властью и обществом.
Первый вице-президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин дал высокую оценку организации "круглого стола" "Чешская Республика: экономические достижения":
- К нам приехали глава парламента Чехии и министр транспорта. Были достигнуты очень важные договоренности, в том числе по транзиту и транспортному сотрудничеству.
- В некоторых средствах массовой информации сейчас мелькает: форум, мол, изжил себя, - прокомментировал итоги начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов. -Я считаю, что это несправедливо. И более того, минувший форум был одним из наиболее значимых. Хотя бы с точки зрения развития экономической и транспортной стратегии России.
А на заседании "круглого стола" "Транспорт и экономический рост" продолжалось обсуждение наиболее актуальных проблем. Директор Института проблем транспорта РАН Олег Белый отметил: личная заслуга Геннадия Фадеева в том, что, реформировав самую большую в мире железнодорожную сеть, он и его команда сохранили единство управления железными дорогами с учетом государственных интересов России. Основным положительным результатом реформы в нашей стране стало создание единого Министерства транспорта и принятие рациональной системы управления транспортным комплексом с разделением функций. При этом регулирующая - отошла государству, а хозяйственная - передана перевозчикам. Однако, подчеркнул ученый, сложившаяся система рациональна, но не оптимальна. Мы еще не полностью используем как ресурсы транспортных систем СНГ, так и географическое положение России.
Председатель комитета СФ по промышленной политике Валентин Завадников остановился в своем выступлении на законодательном обеспечении реформы транспорта в России. В этой сфере принимаемые решения должны работать на долгосрочную перспективу, не на 2 - 3 года, а на 20 лет вперед. Сегодня транспортную систему нельзя строить на отраслевом подходе, необходимы общие правила игры для государственных, частных и иностранных операторов. Это включает как рыночное регулирование тарифов, так и возможность прихода частного бизнеса в транспортную инфраструктуру. Речь не идет о том, чтобы игнорировать интересы государства, например, в трубопроводном транспорте. Просто, если кто-то желает строить частный трубопровод, надо предоставить ему такое право.
Заместитель председателя комиссии СФ по естественным монополиям Олег Толкачев считает, что в России транспорт имеет наряду с экономической еще и важнейшую социальную функцию. Поэтому Транспортная стратегия объективно должна считаться одним из основных документов законодательства. Сегодня в нашей стране есть острая необходимость принятия или уточнения законов "О морских портах РФ", "О Российском международном реестре судов", "О концессиях", "О платных автодорогах". На железнодорожном транспорте должна быть полностью переработана методика регулирования тарифов с учетом разделения услуг инфраструктуры и перевозчика.
Тема тарифов достаточно болезненна для железнодорожников. Первый вице-президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, комментируя для "Гудка" итоги "круглого стола", отметил. Сегодня государственная власть, ставя перед ОАО "РЖД" общественно значимые задачи, ограничивает свое участие в покрытии расходов компании только регулированием тарифов, занижая рентабельность перевозок. В Министерстве экономического развития есть сегодня понимание того, что государство должно финансово участвовать в важных для общества проектах. Это относится и к государственному лоббированию интересов российских портовиков и железнодорожников по привлечению грузов на Транссиб.
- Перевозка грузов - процесс консервативный. Транспортные коридоры строились десятилетиями. Сегодня без технического перевооружения мы можем перевозить по Транссибу 150 тысяч контейнеров, а реально перевозим 120 тысяч. В дальнейшем, претендуя на 2 миллиона контейнеров, мы должны понимать, что это невозможно без развития зоны БАМа. На БАМ должны уйти грузовые перевозки, оставив Транссибу только пассажирские и контейнерные поезда. Это сразу увеличит пропускные способности магистрали до 250 - 300 тысяч контейнеров! Но, кроме технических вопросов, мы, то есть транспортники и государство, должны быть готовы к активной демпинговой политике, чтобы заинтересовать грузовладельцев.
Участники "круглого стола", отмечали положительный итог взаимодействия транспортников Содружества по сохранению единого транспортного пространства. Положительным примером в этой области может служить деятельность Совета по железнодорожному сотрудничеству стран СНГ и Балтии. В то же время барьеры, которые чаще всего имеют политические корни, не позволяют в полной мере использовать возможности транспортной системы.
Вице-президент Евроазиатского транспортного союза Юрий Щербанин, рассматривая различия в подходах к формированию транспортной политики в Евросоюзе, США и России, отметил, что понимание социальной значимости транспорта для экономики и общества есть во всех странах. В то же время в процессе реформ представители государственной власти не всегда понимают, что инфраструктура транспорта - это не обычный бизнес, к нему нельзя подходить с общим налоговым аршином. Например, говоря об увеличении ВВП в странах ЕЭС, подчеркивается, что транспорт не выступает создателем валового продукта, а только вспомогательным звеном, обеспечивающим экономический рост. В то же время значимость его столь велика, что ошибаться в выборе транспортной стратегии нельзя. Сегодня, например, экспертами Евросоюза разработаны около 60 методик обеспечения экономического роста через развитие транспорта.
Владимир Якунин особо отметил, что Северо-Запад России приобретает ключевую роль в интеграции России в Евроазиатскую транспортную систему. На долю Северной, Октябрьской и Калининградской дорог выпадает 30 процентов всех грузовых перевозок России и 14 морских портов, которые обеспечивают 37 процентов перевозок в смешанном сообщении. К 2011 году и без того огромный объем в 65 миллионов тонн возрастет в 1, 3 раза, а к 2015 году - в 1, 5 раза. ОАО "РЖД" инвестирует в развитие этих трех дорог 156 миллиардов рублей к 2015 году. Поэтому, учитывая огромную значимость и стоимость этих проектов, необходима согласованная политика всех транспортников и государства по перспективным проектам. Примеры согласованного сотрудничества есть: проекты строительства современной промышленно-портовой зоны в Усть-Луге.
В то же время есть и отрицательные примеры: заявление о перешивке железнодорожной колеи с российской на европейскую в Прибалтике или с российской на узкоколейную в Казахстане для китайского транзита. Затраты на подобные проекты вряд ли перевесят выгоду.
Итак, Восьмой Петербургский международный экономический форум завершился. Он показал, что у этого "высокого собрания" есть большой потенциал и есть будущее.
Санкт-Петербург.
***
Сегодня транспортную систему нельзя строить на отраслевом подходе, необходимы общие правила игры для государственных, частных и иностранных операторов.