Значительный рост грузопотоков и повышение деловой активности внутри страны в последние годы выявили общую для страны проблему - это нехватка портовых производственных мощностей и отставание в развитии железнодорожных подъездов к ним.
Главными морскими воротами России сейчас является Новороссийск (почти 30% морского внешнеторгового оборота страны). Совсем недавно в Краснодарском крае для решения ряда перспективных вопросов побывала делегация во главе с министром транспорта РФ Игорем Левитиным. "Главные ворота", как это ни парадоксально, становятся все более "узким местом" в транспортном коридоре. Так, мощности Новороссийского порта по зерну перезагружены в два раза, по руде - на 77%, по металлу - на четверть.
В настоящее время перед Новороссийским транспортным узлом (НТУ) открывается впечатляющая перспектива развития. Строится порт Железный Рог с перспективой выгрузки в 2005 году до 2 млн. тонн, в порту Кавказ (находится в южной части Таманского полуострова) в этом году будет переработано 4 млн. тонн, а к 2007 году - 8, 5 млн. тонн.
Около трети всех грузов в НТУ поступает по железной дороге (30 млн. тонн в год). И ее роль будет возрастать: в апреле в Новороссийске открылся новый высокотехнологичный контейнерный терминал. Сейчас его пропускная способность составляет 45 тыс. 20-футовых контейнеров, а к 2012 году она должна увеличиться до 600 тыс.
В целом за последние годы железнодорожники много сделали для развития подходов к здешним портам: усилена инфраструктура возле Новороссийска, Туапсе и Ейска, построен обход Краснодарского узла, значительная часть пассажирских поездов перенаправлена на станцию Анапа. Только за 2003-й и начало этого года РЖД вложили в развитие железнодорожной инфраструктуры НТУ около 1, 7 млрд. рублей.
По мнению экспертов Минтранса, возможности Южного морского пути ограничены узостью проливов Босфор и Керченский. Поэтому РЖД уделяет большое внимание другим направлениям.
Так, на Балтийском море создается многофункциональный морской торговый порт Усть-Луга (Ленинградская область). В соответствии с планом развития инфраструктуры Октябрьской железной дорогой (филиал РЖД) был проведен капитальный ремонт существующего участка Веймарн-Котлы-Усть-Луга. Помимо этого предусмотрена модернизация железнодорожных путей на подходе к порту. Всего в развитие железнодорожной инфраструктуры порта Усть-Луга
РЖД планирует вложить 0, 5 млрд. рублей. Уже в 2005 году в порту должна быть обеспечена перегрузка 6 млн. тонн, в том числе 2 млн. тонн нефтепродуктов, а к 2010- 2012 годам намечен выход на плановый годовой объем до 37 млн. тонн (и прежде всего - угля и контейнеров).
Многое уже делается и еще предстоит сделать железнодорожникам на Северном транспортном направлении. С 1996 года ведется строительство магистрали Архангельск-Сыктывкар-Кудымкар- Пермь. Ввод в эксплуатацию этого участка обеспечит кратчайший выход Сибири и Урала к Архангельску, Мурманску и портам Финляндии. Общая протяженность магистрали составляет 1252 км, в том числе 794 км нового строительства. Первая очередь (Архангельск-Сыктывкар), которая будет введена в ближайшее время, обеспечит сокращение пробега груза на 160-420 километров и снижение стоимости перевозок на 20-40%.
На Восточном направлении не так давно произошло событие, имеющее большую значимость для развития контейнерных перевозок через Азию в Европу: со станции Находка-Восточная в Брест прошел новый ускоренный контейнерный поезд, который двигался, опережая обычный график на 74 километра в сутки.
Ко Дню железнодорожника (1 августа) состоится пробное железнодорожное движение до каспийского порта Оля. Проектная мощность этого порта составляет 8 млн. тонн грузов в год, а на 2005 год прогнозируется объем в 4 млн. тонн. Отсюда ходят паромы до Ноушах-ра и Анзали (Иран), а также до Туркмен-баши (Туркменистан). Грузы же из азиатских стран отсюда будут отправляться в Европу. РЖД уже вложили в развитие этого проекта почти 3 млрд. рублей.
Все инвестиции РЖД в усиление транспортных железнодорожных подходов к морским торговым портам (компания взаимодействует с 22 портами) и их электрификацию, по словам президента компании Геннадия Фадеева, составят до конца 2004 года 60 млрд. рублей. Однако пока столь существенные вложения еще недостаточны для колоссальной территории нашей страны.