О конференции, организованной РАО "ЕЭС России" в конце апреля этого года в Москве, мы уже сообщали. Реформа энергосистемы страны, которая на ней обсуждалась, коснулась и нашего региона. Подробности - в интервью с генеральным директором ОАО "Таймырэнерго" Юрием Ямпольским, главным инженером Борисом Макаровым и главным бухгалтером Андреем Барониным.
- Юрий Петрович, чем вызвана необходимость реформирования энергосистемы страны?
Ю.Я.: - Она назревала давно и вызвана массой проблем. Назову инвестиционный голод и значительные издержки, связанные с содержанием социальной сферы и непрофильных, зачастую убыточных видов деятельности. Кроме того - перекрестное субсидирование, неплатежи, взаимозачеты. Если говорить в целом, необходимо было создать эффективный бизнес в электроэнергетике. При этом преследуются две цели: повышение эффективности предприятий электроэнергетики и создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций.
Основные задачи, которые стоят перед руководством холдинга и каждой региональной энергосистемы: разделение отрасли на естественно-монопольные (в основном, это диспетчеризация, передача и распределение электроэнергии) и конкурентные (производство электроэнергии, сбыт) виды деятельности; создание системы эффективных рыночных отношений в конкурентных видах деятельности; обеспечение недискриминационного доступа к услугам естественных монополий; эффективное и справедливое государственное регулирование естественных монополий, создающее стимулы к снижению издержек и обеспечивающее инвестиционную привлекательность естественных монополий.
Сразу оговорюсь, что задачи по реформированию, стоящие перед менеджментом общества, обладают рядом существенных особенностей, в отличие от материковых энергосистем. Так, нами в холдинге защищена стратегия, не предусматривающая разделение естественно монопольных видов деятельности. Это объясняется тем, что в замкнутой энергосистеме Таймыра конкуренция отсутствует и в принципе невозможна. Кроме того, создание отдельных компаний согласно типовому проекту преобразования дочерних РАО "ЕЭС России" АО-энерго, генерации, сбыта и передачи повлекло бы за собой массу дополнительных издержек. В основном наше реформирование укладывается в сокращение издержек путем отказа от содержания соцкультбыта и коммунальной сферы.
На реализацию поставленных задач наложены определенные ограничения, связанные как с технологическим процессом, так и с социальной функцией нашей отрасли. Это обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения добросовестных потребителей электро- и теплоэнергии в кратко- и долгосрочной перспективе; соблюдение баланса между исполнением интересов собственников компании, государства и других заинтересованных субъектов, включая потребителей продукции и услуг, производимых в отрасли, и сотрудников компании.
- "Таймырэнерго" не участвует в системе оптовых продаж электроэнергии, и тем не менее общество не может остаться в стороне от преобразований, начатых осенью прошлого года в энергосистеме России.
Ю.Я.: - Действительно, ОАО "Таймырэнерго" является изолированной энергосистемой, не входящей в число участников Федерального оптового рынка электроэнергии мощности (ФОРЭМ). В отличие от АО-энерго - поставщиков ФОРЭМ, которым тарифы устанавливаются на федеральном уровне, регулирующим органом для нашей энергосистемы является РЭК Красноярского края.
Если говорить о реформе, то она фактически началась задолго до осени 2003 года. Предусмотренная решением Совета директоров РАО "ЕЭС России" от 29 мая 2003 года Концепция стратегии развития холдинга "5+5" охватывает реформирование начиная с 1998 года. За пять лет была подготовлена база для реорганизации компании. Стратегия предполагает, что на процесс реформирования компаний холдинга РАО "ЕЭС России" потребуется три года, и к 2006-му из РАО "ЕЭС России" будут выделены все основные субъекты отрасли. После этого потребуется еще два года на их доформирование и завершение корпоративных процедур. В результате через пять лет (в 2008 году) будет сформирована целевая структура отрасли. Если говорить о нашем обществе, то вместе со всеми энергосистемами первые пять лет были пройдены успешно, наведен надлежащий порядок. Теперь мы вместе с холдингом выполняем программу второй "пятилетки" реформ. Исполняются соответствующие корпоративные процедуры по согласованию проектов преобразований, выводятся непрофили. Причем сроки выполнения заданий по реформированию расписаны буквально по дням.
- Как "Таймырэнерго" удается балансировать между "дочерними" отношениями с РАО "ЕЭС России" и партнерскими - с ГМК "Норильский никель"?
Ю.Я.: - ОАО "Таймырэнерго" является 100-процентной "дочкой" РАО "ЕЭС России", и наиболее значимые для общества стратегические вопросы путем корпоративных процедур решаются в холдинге. При этом нам предоставлена Уставом самостоятельность в принятии решений по текущей деятельности. Таким образом, с РАО "ЕЭС России" мы единое целое, и противопоставлять нас холдингу было бы совсем некорректно. А "Норильский никель" - главный стратегический партнер как наш, так и холдинга. Отношения общества с компанией рабочие, конструктивные.
- Насколько "Таймырэнерго" заинтересовано в стабильности отношений с ОАО "ГМК "Норильский никель"?
Ю.Я.: - На этот вопрос ответ очень простой. Наши компании не смогут эффективно существовать друг без друга. О каком же продуктивном бизнесе можно говорить, если не налажены отношения с основным потребителем продукции? Такая коренная зависимость сложилась исторически и она объективна.
- Удается ли вам эффективно взаимодействовать с территориальными и региональными властями в настоящее время?
Ю.Я.: - В силу территориального расположения филиалов общества, а это Таймырский автономный округ и Красноярский край, мы сотрудничаем с руководством обоих регионов. Кроме того, поселок Снежногорск административно подчинен единому муниципальному образованию. В целом взаимодействие с властями у нас нормальное, деловое. Общество исправно платит налоги во все бюджеты. Наиболее тесное общение происходит с администрацией Норильска; так, в текущем году уже подписано два соглашения о передаче объектов ЖКХ и социальной сферы городу.
- Позволила ли прибыль, полученная обществом в 2003 году, уверенно смотреть в будущее?
Ю.Я.: - К сожалению, установленная стоимость электроэнергии - 20 коп. за кВт/ч, не позволила получить прибыль по итогам 2003 года. Предполагается, что тариф на 2004 год в 23,9 коп. за кВт/ч позволит выйти на минимальный уровень прибыли, хотя именно в текущем году намечены значительные расходы на реформирование общества.
- Много ли средств приходится вкладывать в развитие производства?
Ю.Я.: - На эти цели расходуются очень серьезные средства. И не случайно. Гидроэлектростанции, особенно Усть-Хантайская ГЭС, требуют глубокой модернизации и реконструкции. Это касается турбин, станционных подстанций и связи.
- Вместе с тем, что ждет Снежногорск?
Ю.Я.: - В этом случае не срабатывает формула "Маленький поселок - маленькие проблемы". На Севере все вопросы важные. Но жители Снежногорска, а это в основном работники "Таймырэнерго" и члены их семей, смотрят в будущее с оптимизмом. В настоящее время реализованы или находятся в завершающей стадии несколько социальных проектов. Например, строительство спортивного центра с бассейном, монтаж кабельного канала телевидения и другие.
- Борис Николаевич, избежать техперевооружения и реформирования ремонтной деятельности обществу явно не удастся?
Б.М.: - Это два вопроса. Начну со второго. Проектной группой РАО "ЕЭС России" по реформированию энергоремонтных видов деятельности и организации рынка технологических услуг 28 октября 2003 года принято решение не обособлять ремонтные направления в ОАО "Таймырэнерго" от основного производства. Это объясняется, в первую очередь, спецификой использования энергооборудования в изолированной энергосистеме, отсутствием рынка этих услуг и нецелесообразностью выделения ремонта, когда он неразрывно связан с эксплуатацией. Ведь в обществе все ремонты ведутся хозспособом персоналом, который выполняет и регламентные работы по текущему обслуживанию оборудования. Выделение ремонтных видов деятельности в этих условиях приведет лишь к росту накладных расходов (читай, к росту себестоимости электроэнергии, а значит и тарифов) и к снижению управляемости основным производством.
Что касается технического перевооружения, то на сегодня это одна из основных проблем, стоящих перед обществом. Она, в первую очередь, относится к Усть-Хантайской ГЭС, гидротурбинное оснащение которой находится в состоянии повышенного износа и требует замены. Оборудование открытого распределительного устройства 220 кВ (ОРУ 220 кВ) - масляные выключатели со встроенными трансформаторами тока и с электромагнитными приводами, трансформаторы напряжения, разъединители, разрядники - выработало нормативный ресурс, а по своему конструктивному исполнению и техническим характеристикам морально устарело и не отвечает современным требованиям надежности. Поэтому в 2004 году ОАО "Таймырэнерго" приступает к комплексной замене ячеек ОРУ-220 кВ (об этом "3В" уже информировал своих читателей. - Авт.). Предполагается поставка шести контейнерных модулей (выключатель, разъединители, заземляющие ножи, трансформаторы тока) концерна VA TECH. Реконструкция ведется с привлечением заемных средств ОАО "ГМК "Норильский никель". Кроме того, проводится конкурс на разработку и поставку нового силового гидротурбинного оборудования. Начало замены гидротурбин намечено на 2006 год.
- Андрей Валерьевич, на минувшей конференции в Москве мы столкнулись с таким понятием, как "разделение видов деятельности". Как оно будет выглядеть в "Таймырэнерго"?
А. Б.: - Как правило, под "разделением видов деятельности в электроэнергетике" в процессе ее реформирования подразумевают организационное разделение до уровня самостоятельно функционирующих предприятий таких видов деятельности, как генерация, оперативное диспетчерское управление, сбыт, передача энергии по сетям и ряд других.
Концепция внедряемой реформы электроэнергетики, в том числе и РВД, предполагает, с одной стороны, сохранять государству минимально необходимые рычаги регулирования, а с другой - вносит в энергетику такие элементы, присущие рынку, как конкуренция и свободный переток инвестиций в наиболее прибыльные сектора. В конечном счете это должно привести к обновлению производственных мощностей в энергетике и бездефицитному снабжению экономики страны энергией по ценам, не ухудшающим ее конкурентоспособности и доступным для населения.
Безусловно, классического разделения и реформирования в условиях Заполярья и конкретных условиях деятельности "Таймырэнерго" как изолированной энергосистемы быть не может. Обособленность общества проявляется не только в отсутствии доступа к общенациональной электрической сети и, соответственно, оптовому рынку энергии. Это еще и реальная территориальная изолированность не только от материка, но и от НПР и главного потребителя в лице Заполярного филиала ГМК "Норильский никель", когда снабжение и перевозка людей возможны только в навигацию - водой или авиацией. Естественно, в таких условиях выделение отдельных видов деятельности в полном объеме, в том числе вспомогательных видов, например ремонтных производств или автотранспортных, является нерациональным.
В рамках нынешней организационной структуры "Таймырэнерго" будет продолжать действовать, сочетая в себе генерацию, передачу и диспетчерские функции, что допускается законодательством для технологически изолированных энергосистем.
- Есть ли у общества должники и как удается с ними договариваться?
А.Б.: - Безусловно, должники есть. При этом подразумеваются прежде всего те, кто не рассчитался за поставленную нами энергию. В то же время, учитывая, что около 95% потребленной энергии приходится на долю Заполярного филиала "НН", проблема долгов не является для общества особо актуальной.
Отсутствие проблем с долгами в отношении основного потребителя позволяет проводить максимально взвешенную долгосрочную политику по отношению ко всем остальным, то есть сравнительно мелким потребителям. Например, город Игарка и поселок энергетиков Светлогорск не относятся к дисциплинированным плательщикам. В силу специфики реализуемого товара - электрическая энергия сама "бежит" по проводам и ее нельзя положить на склад, а также менталитета отечественных участников пока еще не совсем цивилизованного рынка - они несвоевременно оплачивают использованные энергоресурсы. В целях получения оплаты с должников "Таймырэнерго" ведет неусыпный контроль исполнения обязательств со стороны проблемных потребителей. При этом меняется стиль взаимоотношений с ними, исполнение договорных условий становится нормой. И наш очень маленький, изолированный потребительский рынок энергии начинает приобретать цивилизованные формы.