Прикаспия
Мнение, что экономика Астраханской области завязана исключительно на Астраханьгазпроме, устарело. В настоящее время хозяйство региона держится и на других китах. Среди основных называют международный транспортный коридор "Север-Юг" с центром в астраханском порту Оля, жилищное строительство и нефтегазовую отрасль. Однако достижение должного уровня развития только местными усилиями весьма проблематично. Полный успех, как показывает опыт, возможен лишь при деятельной поддержке центра и, в частности, руководства Южного федерального округа.
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Уже не первый год во главе угла отношений руководства Астраханской области и федеральных органов исполнительной власти стоит межбюджетный вопрос. Губернатор Анатолий Гужвин поднимает его на всех уровнях: от районного совещания до встреч с Президентом России Владимиром Путиным. На современном этапе основная проблема межбюджетных отношений, как заявил "АВ" начальник департамента финансов области Николай Евлашев, заключается в том, что Министерство финансов РФ, руководствуясь "Методикой распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации", определяет налоговый потенциал региона на основании отчетных социально-экономических показателей региона за 1999-2001 годы. "Однако мы живем уже в 2004 году, - говорит Н. Евлашев. - Тогда валовой региональный продукт был в два раза выше нынешнего показателя. Территория выходила из кризиса. Астраханьгазпром наращивал мощности. Сегодня область вошла в пору стабильного развития, и экономические показатели, соответственно, снизились. В результате если раньше налоговый потенциал региона составлял 8,4 млрд. рублей, то в текущем году эта цифра будет равна 6,2 млрд. рублей". Минфин совершенно не учитывает выпадающие доходы областного бюджета по налогу на прибыль, вызванные изменением порядка реализации продукции и ценовой политики между ОАО "Газпром" и ООО "Астраханьгазпром", и увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых (на газ) с зачислением его в полном объеме в федеральный бюджет. Таким образом, налоговый потенциал региона оказывается завышенным на 2,2 млрд. рублей, а финансовая помощь и дотации определяются в размере чуть более полумиллиарда рублей. Но без финансовой помощи федерального центра область просто неспособна ликвидировать сложившуюся бюджетную несбалансированность в 1,65 млрд. рублей.
Радует тот факт, что недавно, по словам Н. Евлашева, руководству области удалось "достучаться" до Минфина и убедить его представителей в своей правоте. По истечении первого полугодия территории обещана поддержка из республиканского резервного фонда. Однако фонд составляет всего 5 млрд. рублей, а Астраханская область, как сказал начальник финансового департамента, находится на 63 месте в списке получателей трансфертов. При этом, правда, регион лидирует в России по показателю собираемости налогов, прилично смотрится на фоне других по уровню внутреннего долга (нет просроченных неурегулированных задолженностей, в частности, отсутствует кредиторская задолженность по заработной плате бюджетникам, долги перед коммунальными службами значительно ниже, нежели в других регионах), нет и неурегулированных задолженностей перед федеральным бюджетом, а недавно область даже выиграла конкурс по программе реформирования финансов.
ТРАНСПОРТНЫЙ
КОРИДОР
В последние годы фортуна улыбается астраханцам: в новых геополитических условиях область заняла ключевую позицию на самых коротких и, соответственно, экономически выгодных евроазиатских транспортных маршрутах. Не секрет, что развитие региональной транспортной отрасли вышло на качественно новый уровень в 2000 году, когда в Санкт-Петербурге представители России, Ирана и Индии подписали Соглашение о международном транспортном коридоре "Север-Юг". Новый транспортный маршрут в Европу через Астрахань и Каспий призван примерно втрое сократить традиционный путь через Суэцкий канал. Потом к коридору присоединились Казахстан и Белоруссия, не исключают такой возможности Таджикистан, Оман, Армения, Азербайджан и Болгария. Ключевым звеном коридора "Север-Юг" является строящийся в Астраханской области морской торговый порт Оля, объем перевалки грузов которого составит восемь млн. тонн.
Строительство порта было начато в 1996 году. В настоящее время там уже функционируют сухогрузный причал и автопаромный комплекс. Первого октября 2003 года был введен в эксплуатацию контейнерный терминал мощностью 400 тыс. тонн в год. Все перечисленное привело к положительным результатам. Так, объем переработки грузов в порту Оля за 2003 год составил 88,6 тыс. тонн, что в 2,7 раза больше, чем в 2002 году (32,7 тыс. тонн), из них внешнеторговых - 85,6 тыс. тонн. За 4 месяца 2004 года уже переработано 18,4 тыс. тонн грузов.
В прошлом году разрешилась важнейшая для развития всего МТК проблема - стартовало строительство первой очереди железнодорожной ветки "Порт Оля - станция Яндыки". Это первый инвестиционный проект новой компании "Российские железные дороги".
За время, минувшее с начала строительства, железнодорожникам удалось многое. Из 50 км, разделяющих порт Оля и станцию Яндыки, к началу лета сдано под укладку рельсо-шпальной решетки более 25,6 км, уложено 1200 тыс. кубометров грунта, начато встречное строительство подъездного пути от местоположения проектной предпортовой станции Оля.
Кроме того, построены три моста из шести, на остальных производится забивка свай, возводятся опоры, ведутся работы для сборки пролетных строений. К августу текущего года запланировано открытие рабочего движения поездов.
Шагнул далеко вперед и первый этап развития олинского причального комплекса. С помощью перегрузочного оборудования, которым он оснащен, уже обеспечена возможность перевалки свыше 6 тыс. контейнеров в год. При условии дооборудования контейнерного терминала до проектной мощности этот показатель составит 18 тыс. контейнеров в год. По прогнозам экспертов, в 2010 году поток внешнеторговых грузов, следующих через
Астраханскую область по коридору "Север-Юг", достигнет 10 млн. тонн в год. Но в техническом плане для достижения такого результата в порту Оля необходимо построить не менее четырех новых причалов (сегодня их три). К тому же нужно решить и вопрос о строительстве там терминала для приема железнодорожных паромов.
Дополнительный импульс развитию транспортного коридора "Север-Юг" стало и открытие
1 октября 2003 года, во время визита в Астраханскую область Полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Владимира Яковлева, распределительно-перевалочного комплекса "Астраханский" (нефтяного терминала), принадлежащего компании "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт". Мощность его перевалки уже в ближайшее время будет доведена до 2 млн. тонн нефти в год. В связи с этим здесь планируется построить несколько современных емкостей для хранения нефти и модернизировать причалы для приема нефтепродуктов с танкеров. Один из этих причалов уже пущен в эксплуатацию.
Однако объект этот важен не только для области как один из ключевых элементов МТК. За год работы распределительно-перевалочный комплекс уже принес около 100 млн. рублей в виде налогов в бюджеты всех уровней. Кроме того, за счет его работы пополнился на 3,4 млн. рублей и бюджет поселка Ильинка, а до конца года эта сумма увеличится до 15 млн. рублей.
ЖИЛЬЕ
В последние годы Астраханская область постоянно на слуху и у участников российского рынка жилья: регион числится в лидерах по строительству жилья на душу населения. Однако, несмотря на явные успехи жилищного строительства, 12 процентов населения области до сих пор проживает в ветхом и аварийном фонде. Анатолий Гужвин давно муссирует эту проблему. И не напрасно. После посещения нашей области в 2002 году Президентом России и стараниями ее руководства решение вопроса приобрело реальные очертания, и в прошлом году в стране началась полномасштабная реализация федеральной программы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда". Астраханская область начала получать из центра более ощутимые суммы на жилищное строительство, нежели раньше: 2001 год - 5 млн. рублей, 2002 - 5 млн. рублей, 2003 - 82 млн., 2004 - вопрос окончательно не решен, но речь идет о сумме в более чем 100 млн. рублей. Вместе с тем для окончательного решения проблемы, как сказала "АВ" заместитель начальника департамента экономического развития области Элина Полянская, регион должен и дальше принимать участие в софинансировании с федеральным бюджетом, причем пока не менее чем на 50 процент . Тем более что область в данном процессе является не сторонним наблюдателем, а активным участником.
Проект руководства области, достойный внимания и нашедший активную поддержку со стороны центральной власти, - это внедрение системы ипотечного кредитования жилья. В ноябре 2002 года областная Дума приняла закон "Об организационном и финансовом обеспечении системы ипотечного жилищного кредитования в Астраханской области", а в январе 2003 года в Астрахани было подписано соглашение между обладминистрацией и ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (федеральный оператор) о сотрудничестве по развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования на нашей территории. Управляющей структурой (региональным оператором) стала некоммерческая организация "Астраханский областной фонд развития жилищного строительства и ипотеки", учредителем которого выступила обладминистрация. Проект уже успешно работает. Схема приобретения квартир с помощью данной структуры настолько гибкая, что, скорее всего, она заинтересует многих астраханцев.
НЕФТЕГАЗОВОЙ
ОТРАСЛИ НЕОБХОДИМЫ КАДРЫ
В последние годы в Астраханской области все активнее развивается нефтегазовая отрасль. Помимо общих проблем, связанных с поиском новых месторождений, транспортировкой углеводородов и т.д., в последние годы обострилась одна из наиболее важных - отсутствие высококвалифицированных кадров, необходимых для нормальной работы предприятий.
Одним из вариантов решения проблемы стала инициатива губернатора Анатолия Гужвина об организации в регионе системы грантового обучения. Ее суть проста: потенциальные работодатели выделяют средства для обучения астраханских школьников в лучших вузах страны, а исполнительная власть региона ежегодно организует и проводит конкурс по отбору претендентов.
Начало этой работы было положено весной текущего года. Именно тогда губернатор Анатолий Гужвин провел ряд переговоров с руководителями крупнейших нефтегазовых компаний, действующих на территории Астраханской области (Газпром, ЛУКОЙЛ, КТК), и предложил им принять участие в новом проекте. Второй частью стало обращение главы региона к ректорам высших учебных заведений области (АГУ и АГТУ).
Промышленники и ученые с готовностью откликнулись на инициативу губернатора. В результате 13 мая 2004 года Анатолий Гужвин подписал постановление N 7/75 "Об отборе претендентов на обучение в высших учебных заведениях РФ за счет средств работодателей под патронатом губернатора Астраханской области". Кроме того, руководителям углеводородных гигантов были направлены письма о финансировании грантов, а с астраханскими вузами заключены соответствующие договоры.
Первоначальные итоги этой работы уже есть. Так, Каспийский трубопроводный консорциум выделил 15 грантов для обучения студентов в таких вузах, как Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина и Астраханский государственный технический университет, по специальностям "оператор", "электрик", "администратор сервера" и др.
По мнению руководства Астраханского государственного технического университета, необходимо решать задачу подготовки кадров преимущественно за счет собственных ресурсов. Для этого в Астрахани предполагается открыть институт нефти и газа. В АГТУ, как рассказал "АВ" первый проректор вуза Михаил Покусаев, вот уже 10 лет работает химико-технологический факультет, который готовит кадры по следующим специальностям: нефтегазовое дело, прикладная геология, оборудование и агрегаты нефтегазового производства, автоматизированные технологии и производства. "Экономика развивается, - говорит М. Покусаев, - и нам тоже становится тесно в рамках факультета".
АГТУ, конечно, требуется поддержка. Прежде всего им необходимо наладить деловые контакты с предприятиями, заинтересованными в соответствующих специалистах. "Нас нужно поддержать и политически, - считает первый проректор. - Открыть новый институт и, тем более, по такому популярному направлению, сегодня не так просто. Слишком многие видят в нас конкурентов".
Впрочем, руководство университета занимает весьма активную позицию. Уже приобретено здание для учебно-лабораторного корпуса, имеющее оборудование для размещения химических и прочих необходимых лабораторий. Предполагается, что в институте будут готовить кадры по специальностям, которые уже можно получить на химико-технологическом факультете, а также по новой специальности "Морские нефтегазовые сооружения". В состав института нефти и газа войдет колледж химико-технологического факультета для подготовки специалистов со средним профессиональным образованием и рабочих кадров. Там же планируется создать экспериментальные участки профильных предприятий.
Учитывая техническую и кадровую оснащенность будущего высшего учебного заведения, можно предполагать, что оно станет центром подготовки специалистов нефтегазового профиля в Южном федеральном округе.