Контрейлерные перевозки должны войти в транспортную стратегию республики
Термин "контрейлер" произошел в результате сочетания слов "con" (лат.), означающего "вместе", и "trailer" (англ.) - "тянущий". Контрейлер - это, как правило, двух- или трехосный грузовой автомобильный полуприцеп с крытым или открытым кузовом, доставляемый по железным дорогам на специализированных железнодорожных платформах.
Буксировка таких полуприцепов по автомобильным дорогам в пунктах отправления и прибытия их на железнодорожных платформах (или паромах) осуществляется автотягачами седельного типа. Вместимость кузовов контрейлеров достигает 120 куб. м.
Интенсивное внедрение контрейлерных перевозок в развитых странах (США, Канада, Германия и др.) началось 30-40 лет назад, ежегодный прирост этих перевозок составляет около 20%.
России не повезло. Ее опыт организации таких перевозок скромен, хотя попытки их развития предпринимались и в советское, и в постсоветское время. Они являются альтернативой контейнерным перевозкам и хорошо сочетаются с ними. Привлекают простота, сравнительно небольшие затраты времени и средств при перегрузке и доставке контрейлеров в интермодальных автомобильно-железнодорожных и автомобильно-водных сообщениях. Перевозки по схеме "от двери грузоотправителя до двери грузополучателя" по одному сквозному документу характеризуются высокой производительностью, надежностью, ускоренными сроками доставки по графикам перевозок железнодорожного или речного транспорта. Могут осуществляться с доставкой автопоездов на железнодорожных платформах (или паромах).
В 1996 г. первые испытания на железных дорогах России прошла специализированная платформа длиной 25, 52 м, грузоподъемностью 60 т. Она предназначена для перевозки не только автопоездов, но также полуприцепов, съемных автомобильных кузовов, либо двух 40-футовых контейнеров. Всего было изготовлено 95 таких платформ.
В 1998 г. совершены четыре контрейлерные поездки по маршруту Новороссийск-Москва, в 1999 г. - Москва-Брест, в 2001 г. - Финляндия-Москва и Молдова-Москва. Однако затем контрейлерные перевозки из-за ряда нерешенных организационно-экономических (таможня и ведомственная разобщенность) и технических вопросов были временно прекращены. Сегодня в результате проведения административной реформы и объединения всех транспортных ведомств под одну "крышу" Минтранса РФ по существу ликвидировали основные барьеры на пути развития контрейлерных перевозок. Кроме того, основная часть грузов для нужд республики поступает из образовавшихся распределительных (логистических) центров Иркутска, Красноярска, Новосибирска. Есть все условия начать экспериментальное возобновление и развитие контрейлерных перевозок в нашей республике для последующего распространения на другие регионы Севера и Дальнего Востока с аналогичной транспортной структурой. Возможно, решить вопрос передачи уже существующих специализированных платформ для перевозки автопоездов и контейнеров (95 штук ранее упомянутых) в ведение ОАО "Железные дороги Якутии", а также решить вопросы финансирования строительства терминалов, приобретения трейлеров и седельных автотягачей. Варианты приобретения: могут быть различные по льготному лизингу, а на начальном этапе проработать возможность закупок "секонд-хенд", допустим, в Японии.
Для организации паромных перевозок контрейлеров на участке Осетрово-Ленск предстоит выполнить конструкторские работы по переоборудованию барж МП-2500 и оснастить их аппарелями для горизонтальной выгрузки. Координацию работ по организации контрейлерных перевозок можно возложить на структуру, созданную на корпоративных условиях (типа холдинга), в которую, очевидно, войдут ОАО "Железные дороги Якутии", основные автотранспортные предприятия, ОАО "ЛОРП", ОАО "АЛРОСА-Лена" и основные грузовладельцы. В последующем детально изучить вопрос по обратной загрузке контрейлеров, вполне вероятно, это может быть продукция лесопромышленного комплекса республики в страны Средней Азии, Казахстана, Китай и другие.