Любой профессионал оставляет после себя заметный след. Это как реверсивная полоса: не тает белесая в небе, хотя реактивный самолет давно промчался. В нашей отрасли такой след оставил Петр Кондратьевич Лемещук.
Сын составителя поездов, он нашел в себе силы в блокадном городе на Неве доучиться в Институте инженеров железнодорожного транспорта. Затем скромная должность на одной из станций Кузбасса стала для него первой ступенькой к высокому посту заместителя министра путей сообщения.
Собственно говоря, удивляться тут нечему. Неуемная энергия этого человека постоянно прорывалась, принимая форму той или иной инициативы. Он и в спорте был на виду. Его даже звали играть в основном составе футбольной команды "Зенит". И пошел бы, да с транспорта не отпустили.
- Где бы я ни работал, какой бы пост ни занимал, я никогда не разговаривал с людьми начальственным тоном, высокомерно, - говорил годы спустя Петр Лемещук молодым командирам производства. - Но вместе с тем требовал четкого выполнения заданий, приказов. Не давал пустых обещаний. Если же обещал, то обязательно доводил дело до конца. Не надо все взваливать на себя и потом сетовать, что тяжело работать. Следует организовать дело так, чтобы коллектив шел за тобой, верил тебе...
В 1962 году министр путей сообщения Борис Бещев назначил энергичного инженера начальником Октябрьской железной дороги и не ошибся. Получив огромный простор для творческой деятельности, Лемещук возглавил серию опытно-исследовательских работ и обширную программу внедрения скоростного пассажирского движения. В путь укладывали сварные рельсовые плети, стрелочные переводы новых марок. В обращение было введено пять пар дневных экспрессов. А сотрудники ВНИИЖТа определили, что скоростное пассажирское движение можно распространить на 35 тысяч километров.
По инициативе Петра Кондратьевича был разработан пятилетний план развития материально-технической базы дороги и план ее электрификации. Развернулось строительство вторых путей и двухпутных вставок на участке Волхов-строй - Череповец, была поднята пропускная способность линии Волховстрой - Мурманск. Начальник дороги задался целью смягчить острейший жилищный кризис. Совершил "сделку века" с Ленгорисполкомом: на выделенные средства приобрел пять многоэтажных зданий. Это вам не ипотека, которая сегодня ни жива, ни мертва. Железнодорожники Ленинградского узла получили тысячу новых квартир и возможность распоряжаться старым жилым фондом. Были построены жилые дома в Пскове и Великих Луках, Медвежьей Горе и Мурманске, Петрозаводске и Кеми, Ржеве и других местах.
Лемещук был убежден, что при эксплуатации железных дорог процессы управления являются основными. Поэтому договорился с украинским институтом кибернетики развернуть на Ленинградском узле информационно-планирующую систему. Базой для нее послужила белорусская ЭВМ "Минск-22". А чтобы применить ее в масштабах дороги, был построен информационно-вычислительный центр. "Совершенно очевидно, - сделал вывод Петр Лемещук, - необходима научная концепция комплексного развития и управления железнодорожным транспортом с разработкой генеральной схемы управления, планирования и руководства перевозочным процессом".
Рабочий день начальника дороги длился с восьми утра и почти до полуночи. Был период, он каждое утро приезжал на станцию Ленинград-сортировочный-Московский. Там претворялся в жизнь проект института "Гипротранссигналсвязь": автоматический роспуск составов. Первая на сети технология позволила высвободить всех башмачников и на четверть увеличить перерабатывающую способность сортировочной горки.
В августе 1967 года Петр Лемещук на десять лет стал заместителем министра. Ему выпало стать одной из тех ключевых фигур, кто стоял у колыбели контейнерных и грузовых перевозок. Начались реконструкция и строительство специализированных площадок. На линиях международных сообщений появились терминалы: в Бресте и Чопе, Ленинграде и Москве, морских портах. С подачи заместителя министра в 1972 году образовалось хозрасчетное объединение по контейнерным и пакетным перевозкам "Союзтрансконтейнер" с подразделениями при управлениях дорог и на станциях. Однако через два года оно было расформировано. "Без достаточных на то оснований", - заметил Лемещук. Сейчас объединение возрождено. Можно ожидать, что нынешний "Трансконтейнер" станет дочерней компанией ОАО "РЖД".
Заместитель министра часто бывал на линии. Как-то проехал через великую сибирскую реку у Комсомольска-на-Амуре, где железнодорожный путь пролегал по льду.
- Через Амур мы переезжали очень морозной ночью, - вспоминал он. - Конечно, не спали, вышли из вагона. Поезд шел медленно, скрипели вагоны, трещал лед. После этой поездки мы подготовили доклад Правительству с предложением построить мост через Амур и добились положительного решения...
Последующие годы он работал в Варшаве как представитель в Организации сотрудничества железных дорог. Всего же профессиональному делу посвятил 50 лет своей жизни, его продолжает младшее поколение. Сбывается его прогноз, что с введением рыночных отношений объем железнодорожных перевозок будет нарастать. Значит, утверждал инженер, железнодорожный транспорт должен опережающе развиваться, обладать резервами перевозочной мощности.
22 октября Петру Кондратьевичу исполнилось бы 85 лет.
***
Не надо все взваливать на себя и потом сетовать, что тяжело работать.Следует организовать дело так, чтобы коллектив шел за тобой, верил тебе...