Россия и Восточная Европа

"Место восточноевропейских стран в международном сообществе будет определяться характерен и целями российской внешней политики", — считает доктор Хайнц ТИММЕРМАН.

Хайнц Тиммермзнн является одним из наиболее авторитетных европейских экспертов по проблемам политического развития Украины, Белоруссии, стран Балтии. Несколько лет назад доктор Тиммерманн по просьбе Европейской Комиссии подготовил специальный доклад для Евросоюза по проблеме Калининграда. Хайнц Тиммерманн является ведущим научным сотрудником Германского института международных отношений и безопасности и Федерального института восточноевропейских и международных исследований (ФРГ, Кельн). Оценки Хайнца Тиммерманна, как правило, точны и глубоки. Впрочем, в этом можно убедиться, прочитав эксклюзивное интервью доктора Тиммерманна, которое он дал "Южному Федеральному".

***

- Господин Тиммерманн, в результате одностороннего решения Литвы сЗ сентября 2004 года была на 15 % повышена стоимость транзита российских нефтепродуктов через территорию Литовской Республики в Калининградскую область и в Европейский Союз. Как вы полагаете, это решение Вильнюса было продиктовано только желанием литовской стороны получить дополнительные доходы от высоких ценна нефть? Не кажется ли вам, что речь может идти также и о стремлении США через лояльное Вашингтону руководство Литвы повлиять на европейский энергетический рынок?

- Повышение стоимости транзита российских поставок нефти через Литву в Калининград я считаю в принципе уместным, тем более, что оно предпринимается также и другой стороной (например, Беларусью весной 2004 г. в отношении российских поставок в Европу). Конечно, было бы желательно в будущем вопросы, касающиеся изменения стоимости транзитных перевозок, как в случае Беларуси — России, разрешать в двустороннем порядке. В свете того факта, что соглашения о транзите пассажиров (ноябрь 2002 г.) и товаров (апрель 2004 г.) через территорию Литвы были заключены Европейским Союзом и Россией и в политическом плане особенно уязвимы, Вильнюсу следовало бы при соответствующих намерениях сначала провести консультации с участниками договора. Это было бы желательно не в последнюю, очередь потому, что тем самым изначально было бы развеяно подозрение в том, что Литва якобы хочет оказать любезность США, которые стремятся влиять на энергетический рынок. Однако возможность подобного влияния невелика уже потому, что российские поставки нефти в Европу осуществляются не через Литву, а через Украину и Беларусь.

В остальном в феврале 2004 г. стало ясно, что опасность для Европы и Калининграда может прийти совсем с другой стороны: со стороны Беларуси, якобы являющейся самым близким союзником и партнером России. России в ходе "газовой войны" пришлось приостановить осуществляемые через Беларусь поставки газа на Запад и в Калининград в ответ на нелегальные подключения белорусских инстанций к транзитным трубопроводам. Для Калининграда, который обеспечивает 95 % своих потребностей в газе за счет транзита через Беларусь и Литву, это означало перспективу холодной зимы, а также коллапса значительной части промышленности. Еще большую озабоченность вызывало то, что впервые были поставлены под сомнение бесперебойные еще с советских времен поставки энергии на Запад. Тогда Европейская комиссия и польское правительство обратились к Москве с письмом, в котором выражали надежду на окончание спора между Россией и Беларусью, наносящего ущерб третьим сторонам. Своими действиями Лукашенко на время поставил под сомнение репутацию России как надежного торгового партнера Запада.

- Сегодня в Литве много говорят о конкуренции между портами Калининграда (Россия) и Клайпеды (Литва). Насколько, по вашему, обоснованы опасения литовских политиков и журналистов по поводу того, что развитие порта в Калининграде препятствует экономическому возрождению морского порта в Клайпеде? Может ли, на ваш взгляд, резолюция Сейма Литовской Республики от 10 сентября 2004 года, касающаяся транзита людей и грузов в Калининград и из Калининграда, позволить Литве получить дополнительные преференции в переговорном процессе с Россией в отношении перераспределения грузопотоков между портами Литвы и Калининграда?

- Для Литвы было бы невыгодно увязывать заключенное на основе договора между Европейским Союзом и Россией соглашение о транзитных перевозках пассажиров с переговорами по другим вопросам, например, с конкуренцией между портами Клайпеды, с одной стороны, и существующими или запланированными к строительству портами в Калининградской области, с другой. Для подобной увязки вопросы транзита слишком уязвимы с политической точки зрения. Было бы лучше рассматривать портовую проблематику по существу и без связи с другими аспектами и при этом прийти к согласию в расстановке приоритетов и в вопросах специализации грузоперевозок и контейнерных погрузок. То, что у Калининграда есть законная потребность в повышении загрузки порта, очевидно, если учесть, что его доля в перевалке грузов в балтийских портах до сих пор была относительно невелика.

- Совсем скоро на Украине появится новый президент. Как вы полагаете, если на президентских выборах победит Виктор Ющенко, которого российские журналисты и политики считают "человеком Вашингтона", не превратится ли Украина, подобно Литве, в инструмент проведения американской внешней политики в Европе? Можно ли, на ваш взгляд, сегодня говорить о различных подходах европейцев (прежде всего Германии и Франции) и американцев к будущему Украины? Если да, то насколько принципиальны различия в этих подходах?

В Америке и Европе существует единодушие в призыве к властям в Киеве провести президентские выборы по критериям ОБСЕ — "free and fair" ("свободно и честно"). Если это произойдет, американцы и европейцы — так же, как потенциально в Беларуси — признают любой результат, в том числе и в пользу пророссийских сил.

Напротив, США и ЕС по-разному оценивают международную ориентацию Украины. Вашингтон хотел бы получить в лице Украины важного военного и геостратегического союзника в регионе и опорный пункт своих новых зон влияния — Северного Кавказа, Центральной Азии, а также Ближнего и Среднего Востока. Интересно, что именно Ющенко действовал вопреки этому, предложив отозвать посланные Кучмой в Ирак войска. Таким образом, его позиция в принципе находится на одной линии с концепциями "объединения" Германия — Франция — Россия.

В отличие от США ЕС преимущественно заинтересован в стабильных отношениях и повышении уровня благосостояния в Украине и стремится получить в ее лице надежного, демократически ориентированного партнера. Хотя ЕС не предлагает Киеву перспективы членства в ЕС, но он в принципе и не исключает ее. В рамках "Европейской политики добрососедства" Брюссель предлагает вовлекать Украину в Единое европейское экономическое пространство через совместно разработанные трехлетние "планы действия" по образцу модели, на которую ориентируются ЕС и Россия. Его ядро образуют известные четыре свободы: право свободного передвижения лиц, товаров и услуг, свободного выбора места жительства, свобода движения капиталов.

- В России ряд политиков связывают возможность победы на президентских выборах в Украине Виктора Януковича с проектом новой российско-украинской интеграции. Насколько, по-вашему, обоснованы такие надежды части политической элиты России? Как вы полагаете, возможен ли сегодня новый славянский союз — России, Украины и Белоруссии? Очевидно, что появление такого союза вряд ли будет приветствоваться США. Какой, на ваш взгляд, может быть реакция европейцев, прежде всего Берлина и Парижа, на появление проектов новой славянской интеграции — союза России, Украины и Белоруссии?

- Односторонняя ориентация Украины на Россию или на ЕС привела бы на фоне различных предпочтений в элитах и у населения Украины к внутренней напряженности. Исходя из этого, стране следовало бы хотя бы в расчете на среднюю перспективу поддерживать равновесие и взять на себя связующую роль между своими восточными и западными соседями. Украина могла бы подчеркнуть свою роль "ворот", которые одинаково открыты в обоих направлениях, стабильны сами по себе и регулируются на основе демократических принципов. Во всяком случае, в таком смысле выразился Ющенко во время своего визита в Москву в мае 2004 г. Подобная стратегия вызвана еще и тем, что страна экономически ориентирована на обоих соседей. Европейский Союз - эффективный торговый партнер и предлагает современную технологию. Россия, помимо многочисленных исторически сложившихся связей, является незаменимым партнером, когда речь идет об обмене украинской продукции на необходимые энергоносители.

С такой точки зрения "славянский союз", основанный на этнических критериях и состоящий из России, Украины и Беларуси, был бы анахронизмом и являлся бы контрпродуктивным. Не случайно даже Кучма решительно отклонил соответствующие предложения Лукашенко в конце 90-х годов. Европейским устремлениям Украины, напротив, полностью отвечает предложенное Москвой образование "единого экономического пространства" России, Украины, Беларуси и Казахстана, поскольку оно концентрируется с целью образования зоны свободной торговли на реализации четырех свобод что предусмотрено также и в "европейской политике добрососедства" Европейского Союза. Напротив, планы по созданию образованной по брюссельскому образцу Комиссии единого экономического пространства с сильными наднациональными полномочиями столкнулись бы в лагере Ющенко с неприятием и, предположительно, не нашли бы поддержки также и у Януковича. В конце концов, именно нынешнее украинское правительство провело в документе о создании Единого экономического пространства формулировку о том, что каждый участник сам определяет, в каком направлении развития интеграции он будет участвовать и в каком объеме. Личное активное участие В. Путина несет на себе, конечно, отпечаток честолюбивых целей и свидетельствует о намерениях Москвы создать на постсоветском пространстве интеграционное ядро в форме Единого экономического пространства, укрепив тем самым ведущую роль России в формировании восточноевропейского порядка(Чубайс говорил о создании некой "либеральной империи"). Очевидно, что эти представления распространяются и на всю Европу, которая основывается на двух интеграционных сообществах: расширенном ЕС, с одной стороны, и сгруппировавшейся вокруг России организации относительно развитых в экономическом плане государств — евроазиатских членов СНГ, с другой. Реализации такого сценария избрание Ющенко, без сомнения, не способствовало бы.

***

фото:

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости