Куда приведет нас "Баренц-Линк"?

Дороги - кровеносная система любой экономики. Об этом известно еще с древних времен. Чем разветвленнее и качественнее дорожная сеть, тем прочнее экономика. "Отец всех народов" Сталин тоже понимал это, когда собирался строить железную дорогу от Мурманска до Анадыря. Построить такую большую дорогу ему не удалось, поэтому уже после Сталина в течение 40 лет строились отдельные участки этой дороги. В Архангельской области это Карпогорская дорога, в Коми - Вендигская ветка.

Потом страна распалась, и про дорогу забыли. Вновь вспомнили о ней в середине 90-х во время очередной предвыборной кампании. Идею возродили, назвали "Белкомур", даже создали дирекцию, но в 2002 году вновь заморозили из-за отсутствия финансирования и потом вспоминали лишь изредка. Однако осенью 2004 года тема "Белкомура" вновь запестрела на страницах СМИ. В течение трех дней, с 20 по 22 сентября, представители ведущих печатных изданий Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии и Исландии знакомились с социально-экономическим положением Архангельской области, перспективами развития, особенно в нефтегазовой отрасли. Зарубежные журналисты встретились с главой администрации области, руководством департамента природных ресурсов.

Транспортный коридор

22-24 сентября в Архангельске губернаторы двух шведских губерний, представители министерств Норвегии, Швеции и Финляндии, а также крупные промышленники Скандинавских стран обсудили с руководством администрации Архангельской области планы дальнейшего сотрудничества в рамках Баренцева региона. Главные направления развития Поморья не изменились - это лесная отрасль, добыча полезных ископаемых и транспортные коридоры. Итогом встречи стали рекомендации о формировании комиссии, состоящей из представителей участвующих региональных и федеральных органов власти. Комиссия будет работать над стратегическими вопросами по созданию сети железных дорог "Баренц-Линк".

26-27 сентября губернатор Архангельской области Н.И. Киселев находился в своей первой официальной поездке за рубежом - в Норвегии, где тема дороги зазвучала вновь.

А уже 5-6 октября в Петрозаводске, на заседании Регионального совета Баренцева Евро-Арктического региона и второй встрече "Промышленное партнерство в Баренцевом регионе", Региональный совет Баренцева Евро-Арктического региона (БЕАР) одобрил идею создания железнодорожного пути от Скандинавии до Урала. Новый транспортный коридор Barents Link пройдет по территории северных губерний Норвегии, Швеции и Финляндии, а также Карелии, Архангельской области, Республики Коми, Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области.

Круг вопросов

Представители иностранных делегаций предложили создать транспортный коридор между Норвегией, Швецией, Финляндией и Россией. Уже существует проект "Баренц- Линк", в реализации которого, как планируется, будут принимать участие все перечисленные страны. По мнению авторов проекта, в строительстве этой трассы заинтересованы как политики, так и предприниматели. Транспортный коридор поможет упростить таможенные процедуры, а также сделает проще процедуру оформления виз. Заместитель начальника отдела по железнодорожному транспорту департамента транспорта и связи администрации области Константин Барехов рассказал присутствующим о причинах, препятствующих строительству архангельской части проекта "Баренц-Линк". Основным звеном этого проекта на территории области является строительство новой железнодорожной линии Карпогоры - Вендинга, однако строительные работы приостановлены с 1 июня 2002 года из-за отсутствия финансирования.

Кому нужна дорога?

В ходе переговоров подчеркивалось, что главное - это транспортный коридор.

Действительно, скорейшее завершение ведущегося с перерывами с 60-х годов XX века строительства железной дороги Пермь - Коми - Архангельск ("Белкомур") выгодно почти всем.

Архангельскому морскому порту, Республике Коми - воркутинский уголь становится конкурентоспособным на внешних рынках (пусть даже и с небольшим процентом рентабельности), проекту "Коми-алюминий", нашим энергетикам и коммунальщикам - стоимость перевозки угля сократится (может, и тарифы попридержат?), и многим другим.

Кому не нужна дорога?

По мнению ряда экспертов, невыгоден транспортный коридор Северной железной дороге (СЖД), так как в этом случае расстояние до Архангельского порта (через "Белкомур") сокращается на 500 км, а значит, железнодорожники недополучат тонно- километров - своего основного источника доходов. Поэтому все прошлые годы российское железнодорожное лобби на всех уровнях активно противодействовало реализации проекта. По мнению руководства железной дороги, магистраль, частью которой является новая линия, может оказаться убыточной (но может и не оказаться, расчетов-то с учетом развития конъюнктуры никто не делал).

Заграница поможет?

Несмотря на трудности, администрация области заинтересована в решении вопросов строительства дороги, тем более что с приходом западных инвесторов может решиться вопрос финансирования.

Но возникает вопрос: а зачем вообще Скандинавским странам дорога Коми - Архангельск? Для сотрудничества в обсуждавшихся на переговорах нефтегазовой, рыбной, алюминиевой (онежские бокситы) отраслях она не нужна. А благотворительностью в экономике Запад никогда не занимался, в отличие от бывшего Советского Союза.

Дорога - это лес

Главный интерес у Скандинавских стран - это сырье для лесопромышленного комплекса.

Как утверждает руководитель зарубежной делегации губернатор шведской провинции Вестерботтен Лоренц Андерссон, у Баренц-региона есть все предпосылки для того, чтобы занять первое место в мировом ЛПК и обеспечить Европу лесоматериалами (ведь речь идет о 350 млн. потенциальных потребителей).

Звучит красиво, но какая роль в этом отводится Северо-Западу России? Ведь для выполнения этой задачи у Скандинавии не хватит сырьевой базы.

Не хватает ее и Архангельскому ЛПК - лесосека в традиционных лесозаготовительных районах истощена, а для освоения новых участков нет дорог.

"Белкомур" даст возможность разрабатывать огромную (сопоставимую с общей лесосекой Финляндии) лесосеку Пинежского, Лешуконского районов Архангельской области, северо-западных районов Коми. Причем это спелые хвойные леса. Но вряд ли это сырье достанется нашим предприятиям.

За ценой постоим?

Первые попытки привлечения скандинавов к инвестициям в "Белкомур" предпринимались еще в середине 90-х годов. Тогда они выдвигали условие в качестве оплаты отдать им лес, который будет вырубаться в ходе строительства дороги (просека длиной 100 км, шириной 100 м). Этот же вопрос прорабатывается и сейчас.

В ходе мероприятий в начале октября в Петрозаводске состоялись рабочие встречи руководителя делегации Архангельской области Игоря Норко с руководством крупнейших шведских компаний "Шведская целлюлоза" и "Шелефтио Крафт" с целью обсуждения возможностей сотрудничества в сфере аренды лесных участков.

Полностью ввести в эксплуатацию новый транспортный коридор предполагается в течение 20 лет. Однако уже в ближайшие годы в рамках проекта Barents Link планируется завершить электрификацию железной дороги Ледмозеро - Кочкома, расширить лесной терминал в Кивиярви и построить новый контейнерный и лесной терминал на карельском участке российско-финляндской границы.

На второй встрече "Промышленное партнерство в Баренцевом регионе" ее участники рассмотрели вопросы сотрудничества со Скандинавскими странами в области лесопользования и строительства лесных дорог.

Если решение будет принято в пользу этого варианта, то скандинавский ЛПК получит практически даром (так как вырубка заложена в проект дороги) кругляк высокого качества, из которого их высокотехнологичные, практически безотходные предприятия смогут получить более 100% продукции на выходе (за счет использования коры, опилок и других отходов, которые не учитываются при оценке деловой древесины). В результате скандинавские предприятия ЛПК, смогут еще выше поднять конкурентоспособность своей продукции. Кроме того, Скандинавские страны смогут дать промышленную передышку собственным лесосекам, создав таким образом стратегический запас сырья. А роль Северо-Западного ЛПК, вновь сведется к сырьевому придатку.

При этом варианте развития проекта, если в качестве основного пути транспортировки леса будет выбрана железная дорога, СЖД может изменить свою позицию из противника дороги в сторонника, так как она "доберет" выпавшие на других грузах 500 км.

Таким образом, дорога, несомненно, нужна Архангельской области и ее соседям. Только, принимая решение о строительстве и переводе лесных земель в нелесные, надо не "промахнуться" с ценой за лесные ресурсы.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости