Но очень непросто обеспечивать ее четкую работу
Президентом страны поставлена задача по удвоению ВВП. Очевидно, что ее невозможно решить без комплексного развития транспортных инфраструктур.
Стратегические цели развития транспорта в регионе стали темой нашей беседы с и.о. директора департамента транспорта и связи областной администрации Л.Ю. БЫКОВЫМ:
- Лев Юрьевич, департамент совместно с предприятиями транспортного комплекса разработал и вынес на коллегию 19 октября целевую программу "Развитие транспорта и связи Архангельской области до 2008 года". Какими вам видятся конечные результаты в ходе реализации названного документа?
- Преследуется триединая цель. Это - увеличение объема перевозок грузов и пассажиров всеми видами транспорта; сохранение существующих предприятий транспорта и связи; обеспечение современной, качественной и надежной связью организаций и населения области, создание информационной среды для органов государственной власти и управления.
Особое внимание уделяем развитию транспортной инфраструктуры, о чем, кстати, говорил на последней Коллегии Минтранса Михаил Ефимович Фрадков.
- Давайте оглянемся на четыре года назад и на столько же заглянем в будущее. Попробуем проанализировать: есть ли в регионе потенциал для ускоренного движения потоков пассажиров, товародвижения, снижения транспортных издержек в экономике?
- За прошедший четырехлетний период на модернизацию средств обеспечения воздушного движения и инвестиции в авиакомплекс области направлено более полутора миллиардов рублей. Развита и в основном соответствует рыночным требованиям система продаж и бронирования авиаперевозок. Проведены первые этапы реконструкции аэропортов Архангельск и Соловки.
Удалось найти эффективного собственника для Котласского авиапредприятия. Тем самым мы сохраняем действующий аэродром на юге области, что очень важно для обеспечения качественных транспортных услуг.
Перспектива авиационной инфраструктуры - сохранить действующие аэродромы и площадки, модернизировать оборудование, совершенствовать системы обеспечения полетов и безопасности аэропортов, а к 2008 году - перейти к эксплуатации воздушных судов нового поколения.
Экономика области во многом зависит от работы морского транспорта и в том числе от переработки грузов через Архангельский морской порт (АМП). Сегодня первый порт России развивается как многопрофильный транспортный узел, который перерабатывает практически всю номенклатуру грузов - генеральные грузы, контейнеры, целлюлозу, картон, лесоматериалы, удобрения, металл, уголь и прочее.
За девять месяцев текущего года АМП переработал более 3900 тысяч тонн грузов, ОАО "Архангельский морской торговый порт" - около 900 тысяч тонн.
Уверен, что у Архангельского порта есть перспективы для увеличения грузооборота. Они достижимы при решении целого ряда проблем. Речь идет о ледокольном обеспечении судов в Белом море и на подходах в порт, недостатке буксиров, необходимости увеличения глубины на подходных каналах, открытии мостов для прохода судов в зимнее время, а также о высоких портовых сборах.
Здесь большое поле для совместной деятельности акционерных обществ "Архангельский морской торговый порт", "Северное морское пароходство", ассоциации транспортников области и филиала ФГУП "Росморпорт".
- Что ждет население в части доступности услуг транспортного комплекса?
- Как и прежде, планируем регулировать тарифы на пассажирские перевозки автомобильным, речным, морским, пригородным железнодорожным транспортом. С 2005 года вновь планируем предусматривать средства в областном бюджете на погашение убытков авиакомпаний, осуществляющих социально значимые перевозки пассажиров на внутренних авиалиниях.
Три года подряд по линии социальной защиты планируются бюджетные средства на удешевление авиабилетов для малоимущих слоев населения в районах, где авиация является единственным видом транспорта. Это - Лешуконский, Мезенский, Приморский, Соловецкий, Онежский районы и Новая Земля. Такой подход экономически целесообразен.
Сильно постарел и требует все больших средств на поддержание годности к плаванию пассажирский флот. К примеру, в сентябре сразу два судна Архангельского речного порта вышли из строя. Только благодаря грамотной расстановке оставшихся судов и с учетом сокращения плавания на других линиях удалось обеспечить перевозку пассажиров.
По нашему мнению, советам директоров ОАО "Архангельский речной порт" и "Северное речное пароходство" следует думать о строительстве новых, современных пассажирских судов. Тем более что в областном бюджете будущего года будут предусмотрены средства на погашение банковской процентной ставки кредитов предприятий по социально важным проектам. Так что речникам надо брать кредиты на строительство судов и участвовать в тендерах на получение указанных бюджетных средств.
- Реализация транзитного потенциала транспортной системы области и повышение ее конкуренто- способности - насколько посильна эта задача?
- Большое влияние на развитие транзитного потенциала области оказывает железнодорожный транспорт.
Заметьте, рост объемов грузовых железнодорожных перевозок только от реализации проекта АО "Роснефть" по транспортировке экспортной нефти со станции Приводино на Архангельский морской порт составит до четырех миллионов тонн в год.
Важнейшим направлением в работе железнодорожного транспорта на среднесрочную перспективу является восстановление ранее разобранных железнодорожных путей, станций, а также строительство необходимых дополнительных путей на промежуточных станциях и разъездах однопутного участка Обозерская - Архангельск- город. А на отдаленную перспективу остаются задачи электрификации участка Обозерская- Архангельск и устройства здесь второго пути.
Вспомните позапрошлую зиму, когда составы с экспортной нефтью стояли на дороге по всем станциям. Несомненным шагом вперед стала реконструкция Архангельской нефтебазы, железнодорожный терминал которой позволяет ежесуточно обрабатывать 108 вагонов с сырой нефтью. Увеличен общий объем емкостей для хранения нефти.
Однако сделано еще да- леко не все. Помимо расширения причальной линии и проведения дноуглубительных работ, что позволит использовать танкеры грузовместимостью до 20 тысяч тонн, требуется обеспечить четкий график подхода танкеров к АМП. Никак не обойтись без слаженной работы штаба ледовых операций, своевременного и достаточного ледокольного обеспечения проводок судов.
Реализации транзитного потенциала области, безусловно, будет способствовать проект транспортировки кузбасских углей через Архангельский морской порт. Администрация области поднимала данный вопрос на Морской коллегии, проходившей под руководством Председателя Правительства России Михаила Фрадкова в областном центре 16 июля этого года. По ее итогам состоялась встреча главы администрации области Николая Ивановича Киселева с руководством Федеральной Службы по тарифам. Была поддержана наша позиция по установлению спецтарифов на перевозку угля со станции Бочаты на Архангельск. Получили заверения, что после утверждения механизма установления спецставок вопрос по углю на Архангельск и Кандалакшу рассмотрят на одном из первых заседаний Службы.
Другим перспективным направлением развития является организация мультимодальных перевозок, в том числе - контейнерных грузов. Сегодня этому сектору бизнеса, считаю, уделяется недостаточно внимания. Ведь Архангельский порт с его современным терминалом, способным перерабатывать до 75 тысяч двадцатифутовых контейнеров в год, имеет хорошее будущее.
ОАО "Северное морское пароходство" проводит политику по сохранению флота. Отрадно, что тенденция продажи судов в пароходстве закончилась. Но тревожит положение с обновлением флота. Средний возраст судов пароходства около 20 лет.
В рамках этой же стратегической цели мы рассматриваем сохранение международного авиасообщения с Архангельской областью и дальнейшее развитие межрегиональных авиаперевозок.
- Развивая транспортную систему, никогда не следует забывать о технической безопасности транспортной деятельности...
- Именно так. Трагические события 24 августа нынешнего года, когда в результате террористических акций в России одновременно произошли две авиационные катастрофы, выявили слабые места существующей системы обеспечения безопасности пассажиров и работников отрасли.
Транспорт, коммуникации, транспортные узлы всегда были, есть и будут средоточием больших масс людей и, к сожалению, потенциальным местом проведения терактов. Все предприятия транспорта и связи области просто обязаны в своих планах развития предусматривать мероприятия по укреплению безопасности.
- Какие действия, на ваш взгляд, позволят улучшить инвестиционный климат?
- Остановлюсь на дноуглублении рек области. Четырехлетнее паритетное финансирование путевых работ бюджетами Архангельской области и Минтранса России восстановило судоходство на реках Северной Двине и Мезени, обеспечило доставку сырья перерабатывающим заводам и предприятиям лесопромышленного комплекса (ЛПК), возродило пассажирские перевозки.
В текущую навигацию габариты судового хода на Северной Двине доведены до 150 сантиметров по глубине и 40 метров по ширине канала, что позволило осуществлять судоходство в течение всей навигации. И сегодня по главной водной магистрали Севера идут суда с лесом.
Немаловажную роль сыграли дноуглубительные работы также на реке Мезени. Два последних года дизельное топливо поставлялось из Архангельска в Лешуконское без перегрузки в Мезени. Аналогично осуществлялась доставка угля.
Тем не менее с будущего года, в связи с разграничением полномочий федеральных органов и исполнительных органов субъектов Федерации, финансирование путевых работ на федеральных реках из областного бюджета будет расцениваться как нецелевое использование средств, что исключает участие Архангельской области в этих работах.
Не случайно уже сегодня предприятия ЛПК и речники должны общими усилиями продолжить ту положительную работу по поддержанию гарантированных глубин и содержанию навигационной обстановки на наших реках, которая была проделана с 2000 года.
Нельзя надеяться только на бюджетные средства Минтранса. Реки в первую очередь нужны лесопромышленникам. Им и финансировать поддержание необходимых глубин и содержание навигационной обстановки. Департамент же, со своей стороны, готов работать с Мин- трансом по выделению федеральных средств.
Необходимо развивать механизмы привлечения внебюджетных финансовых ресурсов, в том числе в форме государственно- частного партнерства.
- И в заключение, сформулируйте, пожалуйста, стратегические направления развития связи до 2008 года.
- Их пять: продолжение реконструкции внутриобластных телефонных сетей с использованием цифровых коммутационных узлов и беспроводных средств межстанционной связи; организация цифровых каналов связи на внутризоновых и магистральных направлениях; создание спутниковой областной выделенной сети для обеспечения потребностей в услугах связи районов и городов областного подчинения; внедрение на территории области универсальных услуг связи (установка не менее чем одного таксофона в каждом поселении, предоставление выхода в сеть Интернет с использованием пунктов коллективного доступа в поселениях с численностью не менее пятисот человек); сохранение существующей сети почтовых отделений связи.
Как видно, перед транспортниками и связистами стоят сложные и чрезвычайно важные задачи. От успешного выполнения намеченных мероприятий во многом будет зависеть социально- экономическое развитие Архангельской области в целом.