НЕПОДДАТЛИВЫЙ У НАС НАРОД
Для того, чтобы провести мониторинг, австралийцам потребуется еще полгода
Е.СТАРОСТИНА
Как это ни печально, вновь нам приходится возвращаться к неувядаемой теме повышения внутриреспубликанских цен на энергоносители, в частности на нефтепродукты.
Немало копий было переломано по этому вопросу между правительством Азербайджана и Международным валютным фондом, выдвигающим это требование в качестве основного условия продолжения сотрудничества между нашей страной и фондом, представляющим, между прочим, и другие международные финансовые институты.
На данный момент ситуация вокруг повышения цен сохраняет известную стабильность: а именно, МВФ продолжает настаивать на совершении этого деяния, а Азербайджан продолжает делать все возможное, чтобы и волки были сыты, и овцы целы, то есть добросовестно работает над подготовкой нового масштаба цен и сопутствующих данному процессу мероприятий, призванных смягчить негативное влияние повышения цен на общество.
Здесь напомним, что введение нового масштаба цен, пусть даже это будет происходить, как предполагается, поэтапно и, если можно так выразиться, небольшими по размеру рывками, неизбежно приведет к росту потребительских цен, а значит, снижению покупательской активности населения.
Более того, наибольшие потери понесут именно отечественные производители (неважно, чего - товаров или услуг), продукция которых, будем рассуждать непредвзято, и без того из последних сил конкурирует с импортируемыми из-за рубежа товарами.
Причины, по которым то, что происходит сейчас, общеизвестны, но в будущем к этому прибавится еще и негативное следствие роста цен на нефтепродукты. К примеру, повышение расходов на горючее обязано отразиться на себестоимости конечной продукции, произведенной внутри страны. В то же время расходы на транспортировку импортного товара вырастут очень незначительно, а значит, местный бизнес получит еще один удар, наносимый ему на этот раз не отечественной налоговой системой, коррумпированными чиновниками или собственной недобросовестностью, а "беспристрастными" экономистами из-за рубежа, поддерживающими, естественно, интересы производителей-соотечественников.
Тем не менее, Азербайджан, в принципе, согласен с рекомендациями Международного валютного фонда по увеличению масштабов цен. При желании в этой идее можно найти зерно здравого смысла - хотя при обсуждении проблемы в основном вспомнинают резкое отличие внутренних цен от внешних, специалисты не забывают о таком позитивном следствии роста цен, как активизация движения капиталов в экономике. Именно этот фактор делает наше правительство таким уступчивым - ведь нельзя же предполагать, что госчиновники лично заинтересованы в получении страной очередного транша кредита МВФ по программе борьбы с бедностью и экономическому развитию?
Однако, несмотря на прилагаемые правительством усилия, вожделенная дата повышения цен продолжает откладываться, в основном из-за необходимости очень тщательно проработать систему социальной защиты малообеспеченных слоев населения, которые неизбежно пострадают в новых условиях. Если представить, что защитные механизмы не будут введены, страну ожидает социальный взрыв, который, даже со скидкой на национальный темперамент, может привести к тяжелейшим последствиям.
Но процесс задерживается не только по нашей вине. В частности, очередное обсуждение правительства и МВФ механизма и сроков введения корректировки цен на нефтепродукты, намеченное ранее на июнь этого года, было отложено в том числе и из-за отсутствия результатов мониторинга расходов на сокращение уровня бедности в Азербайджане и финансовой дисциплины в коммунальном секторе.
Эта оценка, проводимая уже с начала апреля прошлого года австралийской консалтинговой компанией PDP совместно с Министерством труда и социальной защиты населения в рамках среднесрочной социальной программы, финансируемой из средств кредита Всемирного банка, заметно затянулась. Однако эта программа должна была стать одним из базовых документов, помогающих правительству Азербайджана определиться с механизмом корректировки внутренних цен на энергоносители. Напомним, что ложащийся в основу программы мониторинг проводится в нескольких отобранных регионах Азербайджана, и имеет своей целью определить степень влияния на малоимущие слои населения увеличения цен на энергоносители, в том числе на нефтепродукты.
Отметим, что согласно условиям контракта полуторагодовой давности, компания-консультант должна была полностью окончить разработку среднесрочной социальной программы уже в мае текущего года. Тем не менее, в PDP считают, что им понадобится еще 5-6 месяцев для завершения программы, в связи с чем компания направила соответствующее обращение во Всемирный банк, занятый в настоящее время его рассмотрением ("Шарг").
Как следствие проволочек со стороны исполнителя, и может быть, где-то со стороны правительства, дата очередного среднесрочного обзора МВФ хода реализации программы сокращения бедности была перенесена сначала на середину лета, а затем и на сентябрь. Простая математика позволяет предположить, что требуемые PDP дополнительные полгода обещают нам перенос миссии фонда, как минимум, до октября, если не позднее, а значит, и очередную отсрочку в решении болезненного вопроса корректировки цен.
Небезынтересно будет заметить, что в свое время МВФ настаивал, чтобы первый этап нового масштаба цен стартовал уже с 1 июля 2004 года. Однако это было физически невозможно, хотя бы по той причине, что в составе расходных статей государственного бюджета на текущий год расходы на компенсацию населению роста цен предусмотрены не были, равно как и затраты на проведение прочих сопутствующих мероприятий.
Итак, дата старта ценового скандала благополучно перенеслась, как минимум, на полгода позже. Можно было бы ожидать, что коррекция цен на энергоносители стартует с января 2005 года, если б не одна деталь: даже если предположить, что очередная миссия МВФ будет отложена вплоть до получения среднесрочной социальной программы, то есть до октября-ноября этого года, это еще не означает, что государство будет готово к введению нового масштаба цен - не стоит забывать о том же госбюджете, который (при условии, что финансисты и парламентарии осознают важность скорейшего принятия бюджета, поторопятся при его подготовке и обсуждении) может быть утвержден до окончательного согласования между МВФ и правительством механизма корректировки цен - а значит, в нем опять не найдется места для расходов на предохранительные мероприятия. Точно так же следует ожидать и откладывания роста цен на коммунальные услуги - но это уже не столь важно, так как рано или поздно, в лучшем случае с приватизацией предприятий коммунального сектора, это все же произойдет.
Эксперты полагают, что требование Международного валютного фонда о повышении цен на нефтепродукты в сентябре, в ходе визита миссии, может быть вновь перенесено, как минимум, на будущий год, а ожидаемый обзор по программе сокращения бедности будет завершен без этого пункта. И очень славненько. А кому надо сказать спасибо за то, что мы не платим по новым ставкам вот уже почти четыре недели? Правильно, жителям пилотных районов, отборанных для проведения мониторинга для подготовки среднесрочной социальной программы.
НА САМОТЕК
Частная собственность на землю - это не та точка опоры, которая поможет перевернуть сельское хозяйство
Е.КЯНДХУДАЕВА
Наверное, излишне напоминать, что сельское хозяйство неразрывно связано с землей. В свое время, при вводе в Азербайджане права частной собственности на землю, экономисты рассчитывали, что эта акция станет действенным стимулом развития всего агропромышленного комплекса в целом. Однако темпы развития сельскохозяйственной сферы до сих пор оставляют желать лучшего.
Но начнем с земли, как и следует. Согласно государственной статистике, на начало текущего года в государственной собственности находилось все еще подавляющее большинство земель - 4 919, 1 тыс. гектаров. Причем за весь 2003 год площадь находящихся в госсобственности земель сократилась очень незначительно - только на 9, 6 тыс. га ("Туран"). Если рассматривать госземли по назначению, то можно убедиться, что непосредственно в системе сельского хозяйства обращаются 939, 0 тыс. га, в том числе отведенные под семеноводческие и племенные хозяйства 136, 9 тыс. га, и луга и скотовыгоны - 802, 1 тыс. га. Правда, еще 875, 2 тыс. гектаров переданы в аренду физическим и юридическим лицам, но не факт, что хотя бы половина этих земель используется при производстве сельхозпродукции. Наконец, еще 15, 0 тыс. га распределены среди научно-исследовательских институтов и сельскохозяйственных станций.
В целом же в частной собственности имеется 1 670, 9 тыс. гектаров земли, что на 5, 2 тыс. га больше, чем на начало прошлого года. Из них 1 443, 7 тыс. га было распределено между крестьянами в ходе земельной реформы, а 224, 6 тыс. га являются приусадебными хозяйствами и проч.
(Здесь отметим, что в собственности муниципалитетов на начало текущего года находилось 2 051, 3 тыс. га, что на 4, 3 тыс. га больше, чем за предыдущий год.)
Иными словами, если принимать во внимание земли, имеющие хоть какое-то отношение к сельскому хозяйству и находящиеся в госсобственности, в целом по Азербайджану в данном секторе экономики используется 2 609, 9 тыс. гектаров. Территория, что и говорить, значительная, но продуктивность этих земель зависит от того, насколько успешно они используются и обрабатываются, а судить об этом можно только по конечным результатам.
А результаты таковы: на начало второго полугодия доля продукции сельскохозяйственной отрасли в общем объеме производства внутреннего валового продукта составила 4, 1%. В абсолютном выражении этот показатель, увеличившись по сравнению с первым полугодием 2003 года на 4, 6%, составляет только 763, 3 млрд. манатов ("Тренд").
Таким образом, приходится полагать, что сельское хозяйство Азербайджана непродуктивно. Это и неудивительно, если помнить, что фермеры испытывают хроническую нехватку средств, а государство, в свою очередь, утвердив право частной собственности на землю, посчитало свои обязательства перед населением страны выполненными полностью. Но так ли это? Мы прекрасно знаем, что страны, где сельское хозяйство не нуждается в субсидировании со стороны госбюджета, максимальном смягчении налогового режима, льготном финансировании, создании инженерной и рыночной инфраструктуры, встречаются крайне редко. Между тем Азербайджан имеет все основания считаться именно такой страной - но только после того, как сельское хозяйство не просто получит абсолютно все необходимое для развития, а достигнет максимума своей продуктивности. Между тем мы продолжаем надеяться на то, что в условиях целенаправленного занижения закупочных цен на сельхозпродукцию, отсутствии социальной защиты, низкого материального и культурного уровня жизни сельские жители не просто перестанут уезжать в столицу и за рубеж, а начнут возвращаться в деревни, стимулируемые только правом собственности на землю. Не слишком ли многого мы хотим?
КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПОЗВОЛЯТ ПОПОЛНИТЬ БЮДЖЕТ,
или Важность развития МТК "Север - Юг" для Азербайджана
Ф.АЛИЗАДЕ
Экономика Азербайджана продолжает оставаться в большой зависимости от добычи нефти. При этом с дальнейшей реализацией проекта "Азери"-"Чираг"-"Гюнешли" эта зависимость будет с каждым годом возрастать. В настоящее время правительство предпринимает ряд шагов, чтобы снизить долю нефтяного сектора в общем существовании страны. О "Государственной программе по социально-экономическому развитию регионов на 2004 -2008 годы" мы писали столько, что нет смысла повторяться. Но в связи с этим хочется подчеркнуть, что одной из составных частей данной программы является улучшение инфраструктуры в регионах, и в частности строительство новых дорог.
Создание в Азербайджане развитой транспортной инфраструктуры в перспективе может принести немалые дивиденды в государственный бюджет. При этом речь идет не только о внутренних транспортных перевозках, но и международных. Не стоит забывать, что сейчас Азербайджан находится на перекрестке развивающихся двух международных транспортных коридоров (МТК) "Европа - Кавказ - Азия" и довольно перспективного коридора "Север - Юг".
Конечно, нельзя утверждать, что со стороны правительства не предпринимаются шаги по увеличению перевозки грузов. Как известно, у международных финансовых институтов берутся в кредит средства для строительства участков дорог от Баку до границы Грузии, проводятся мероприятия по улучшению технического состояние железной дороги, строятся и сдаются в эксплуатацию новые танкера.В этой связи неудивительно, что грузооборот на транспорте с каждым годом растет. Так, по данным Госкомстата, в январе-июне 2004 года всеми транспортными средствами было перевезено 57, 4 млн. тонн различных грузов, что больше показателя аналогичного периода 2003 года на 7, 2%. Из всего объема грузов автомобильным транспортом перевезено 54, 8% (в январе-июне 2003 года составил 53, 5%), трубопроводом - 16, 0 % (16, 4%), железной дорогой -17, 1% (18, 1%) и водным транспортом -12, 1 % (12, 0%)
При этом в рамках Евроазиатского транспортного коридора в течение пяти месяцев текущего года всеми транспортными средствами было перевезено 16, 2 млн. тонн различных грузов. Из всего объема грузов автомобильным транспортом перевезено 29, 4%, железной дорогой - 48, 3% и водным транспортом - 22, 3%. Из общего объема грузов 38, 7%, или 6, 3 млн. тонн, составили транзитные грузы, сообщает Госкомстат Азербайджана ("Туран").
Но потенциал увеличения транспортных перевозок в Азербайджане, в частности транзитных грузов, еще достаточно высок. В этой связи для Азербайджана большой интерес может представлять реализациия МТК "Север - Юг", в частности транзит контейнерных перевозок. Реализация данного проекта на начальном этапе развивалась несколько медленно, в свете политических интриг между Азербайджаном, Россией и Ираном.
Поэтому неудивительно, что "первой ласточкой" в реализации данного проекта стало развитие российского порта Оля на Каспийском море и предпочтение комбинированным перевозкам грузов по МТК "Север - Юг" - железная дорога и танкерные перезвоки грузов в Иран. Пока данный маршрут только подает реальные признаки жизни. Завтра (28 июля) отправится первый железнодорожный состав в порт Оля, с дальнейшей его транспортировкой по Каспийскому морю, получателю в Иранском порту. Тем самым, будут налажены регулярные интермодальные контейнерные перевозки по МТК "Север - Юг".
Хочется отметить, что в России в последние годы стали особо уделять внимание контейнерным перевозкам, и на днях представители ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), минтранса и МЭРТ приняли решение о создании специальной группы для развития контейнерных перевозок в России. Потенциал развития этих перевозок огромный, однако на сегодняшний день доля контейнеропригодных грузов в общем грузопотоке весьма невелика.
По информации RBC daily, основную ставку планируется сделать на развитие транзитных контейнерных перевозок. Для этого примерно до конца года необходимо разработать федеральный закон о транзите и перевести российских транспортников на работу с документами, которые бы признавались на международном уровне. Пока эксперты оценивают это начинание позитивно. Хотя, как отмечают специалисты, для действительного роста перевозок в контейнерах надо принять меры к демонополизации этого сегмента услуг.
Ежегодный рост объема контейнерных перевозок в мире составляет 8-10%. В прошлом году мировой объем контейнерных перевозок составил 281, 4 млн. TEU (эквивалент двадцатифутового контейнера), а к 2012 г., по оценкам экспертов, он увеличится до 375 млн. TEU. Доля контейнерных перевозок в общем объеме перевозок грузов в различных странах колеблется от 10% до 60%. В России, по словам заместителя министра транспорта РФ Александра Мишарина, на сегодняшний день доля контейнеропригодных грузов, перевозимых по железной дороге, составляет 30%, а всеми другими видами транспорта перевозится чуть более 2%. При этом, по мнению специалистов, общий потенциал контейнерных перевозок в РФ может быть примерно 100 млн. тонн.
Впрочем, российским экспертам понятно, что МТК "Север - Юг" не слишком жизнеспособен при продвижении грузов посредством комбинированных перевозок. Несомненно, куда привлекательнее, когда контейнерный поезд совершает свое путешествие только по железной дороге. Поэтому иранские и российские железнодорожники решили все-таки "сообразить на троих", взяв в долю и азербайджанских железнодорожников. Напомним, что в мае текущего года Азербайджан, Россия и Иран создали консорциум для ускорения реализации проектов в рамках проекта МТК "Север - Юг".
Сейчас азербайджанские специалисты принимают участие в первом заседании трехсторонней рабочей группы по развитию МТК "Север - Юг". Стороны должны обсудить конкретные детали строительства и финансирование участка железной дороги, а также других объектов для соединения азербайджанской и иранской железных дорог.
Есть один и любопытный нюанс. Азербайджан до сих пор официально не принят в число стран, входящих в МТК "Север - Юг". Впрочем, не будем цепляться за мелочи и выразим надежду на успешное участие Азербайджана в данном проекте. Не стоит забывать, что речь идет о том, чтобы "урвать свой кусок" от контейнерных перевозок, идущих из Азии в Европу через Суэцкий канал. Азербайджану не помешает "звон монет" в государственном бюджете от транзитных контейнерных перевозок.
НЕПОДДАТЛИВЫЙ У НАС НАРОД
НА "ШАХДЕНИЗ" ЗАВЕРШАЕТСЯ ПРОГРАММА ОПЕРЕЖАЮЩЕГО БУРЕНИЯ
Оператор проекта разработки газоконденсатного месторождения "Шахдениз" компания ВР объявила, что успешно выполнила временное закрытие третьей опережающей скважины на данном месторождении.
Этим завершается программа опережающего бурения Стадии 1, которая началась в марте 2003 г., когда с Шиховского причала отплыла полупогружная буровая установка "Истиглал".С этого времени группа бурения проекта "Шахдениз" успешно установила донную плиту для бурения скважин с 15 буровыми шахтами, пробурила и временно закрыла три запланированные опережающие скважины, а также обнаружила еще одну газовую залежь под горизонтами, установленными ранее.
Программа опережающего бурения также включала установку с полупогружной буровой установки и использование 15 трубных секций-направлений диаметром 42 дюйма, что используется впервые для полупогружных установок. Бурение всех трех опережающих скважин осуществлялось с использованием этих секций-направлений большого диаметра через буровые шахты в донной плите. Установкой колонн-направлений занималась компания-подрядчик партнеров по проекту "Шахдениз" - Каспийская буровая компания (КБК) и специализированная компания Seacore из Корнуолла, Великобритания.
"Эти три скважины были самыми сложными и интересными из всех скважин, которые компания ВР когда-либо бурила в различных регионах мира, и для успешного решения этой задачи, что в нашем понимании означает полное соблюдение техники безопасности и работу с опережением графика, потребовались усилия всей команды специалистов. Наша группа бурения сумела обеспечить работу буровой установки в течение 436 дней без единого дня отсутствия на рабочем месте в связи с аварией, и именно это является доказательством фактического успеха нашей программы опережающего бурения. Успешное бурение скважины также объясняется тем, что программа отбора керна из всех интервалов была выполнена в полном объеме. Данная скважина, как и предыдущие две скважины, достигла подошвы свиты Перерыва. Это позволило открыть еще один газоносный интервал в нижележащих горизонтах. Это является значительным достижением и стало первым крупным событием в Стадии 1 разработки "Шахдениз"", отметил вице-президент ВР по проекту "Шахдениз" Роб Келли.
Отдел экономики
НА САМОТЕК
КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПОЗВОЛЯТ ПОПОЛНИТЬ БЮДЖЕТ,
НА "ШАХДЕНИЗ" ЗАВЕРШАЕТСЯ ПРОГРАММА ОПЕРЕЖАЮЩЕГО БУРЕНИЯ