ПУТЬ ИНДИЙСКОГО ЧАЯ В МОСКВУ СОКРАТИТСЯ НА 13 ДНЕЙ
Вчера премьер-министр Михаил Фрадков и президент ОАО "Российские железные дороги" Геннадий Фадеев открыли новую ветку, соединившую каспийский порт Оля с магистральной сетью железных дорог. Новый путь длиной всего 49 км может снизить расходы грузовладельцев по перевозке контейнеров из России в Иран в среднем на $ 100 и изменить сроки доставки грузов из стран Центральной Азии. Но вокруг тарифов по перевозке грузов в Оля по железной дороге уже разгораются жаркие споры.
Напомним, что активное развитие первого грузового района порта Оля на Каспийском море началось еще в 1998 году, когда министры транспорта России, Ирана, Индии и Омана подписали первое соглашение о создании международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг" (маршрут Россия - Иран - Индия). Предполагалось, что на перевозке транзитных грузов из Азии в Европу (около 15 млн тонн в год) по новому МТК российский бюджет будет получать до $15 млрд в год. А порт Оля должен был стать его ключевой точкой на российском побережье Каспия, поскольку Астраханский порт с ростом объемов перевозок грузов не справился бы. Его развитие ограничивается расположением в черте города.
Между тем объемы перевозок через Оля росли крайне медленно из-за отсутствия железнодорожных подходов к порту. Грузы отправлялись на станцию Кутум в черте Астрахани. Причем стоимость транспортировки стандартного 20-футового контейнера возрастала примерно на $200. Начало строительства железнодорожных подходов упиралось в вопрос финансирования. В МПС считали, что это - дело частных инвесторов. Однако частные компании, которых поддерживал и Минтранс, соглашались инвестировать только в порт и его сервисные службы. Споры прекратил только в 2003 году президент Владимир Путин, дав прямое поручение главе ОАО "РЖД" Геннадию Фадееву в кратчайшие сроки построить новую ветку к порту Оля.
В итоге она обошлась железнодорожникам примерно в $100 млн. В среду по новому пути прошел первый контейнерный поезд экспедиторской компании "Модуль" с грузом бумаги для Ирана. Как рассказал "Известиям" генеральный директор "Национальной контейнерной компании" (НКК) Игорь Русу, соединение порта Оля с магистральной железнодорожной сетью помимо прямой экономии средств за перевозку контейнеров по МТК "Север-Юг" (около $100) позволяет обеспечить работой частных стивидоров. Например, НКК владеет в Оля Каспийским контейнерным терминалом, грузооборот которого не превышал 4 тыс. контейнеров в год, теперь он может вырасти в три раза.
Представители компаний-грузовладельцев, приглашенные на торжественную церемонию в Оля, прогнозируют также изменение маршрутов перевозок некоторых товаров народного потребления из Азии в Россию. В частности, индийский чай транспортировался в основном морским путем через Суэцкий канал в Европу и порт Санкт-Петербурга. Ряд компаний рассчитывает с подходом железной дороги к порту Оля переориентировать примерно 2,5 тыс. контейнеров в год на МТК "Север-Юг". В этом случае и срок доставки индийского чая в Москву сократится примерно на 13 дней.
ОАО "РЖД" заранее презентовало новую ветку на Южном Урале для Магнитогорского и Челябинского металлургических комбинатов в расчете на двукратное увеличение экспорта черных металлов в Иран с этих предприятий и получение дополнительных доходов от их перевозки по железной дороге до Оля.
Отметим, что ОАО "РЖД", построившее ветку Оля-Яндыки на собственные средства, уже начинает диктовать перевозчикам свои тарифные условия. Накануне ее открытия в Астрахани прошло межведомственное совещание именно по этому вопросу. На нем глава Федерального железнодорожного агентства по железнодорожному транспорту Михаил Акулов выразил несогласие с тем, что железнодорожники сделали тарифы на доставку грузов в Оля более высокими, чем для других портов. Президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев вчера заявил, что его компания собирается электрифицировать столь важный для транзитных грузов путь и это должно впоследствии снизить тариф.