Моменты в море

Михаил Фрадков прошел коридором Север-Юг

Летом, особенно в июльскую жару, россиян всегда тянет к морю. Многим мечту удается реализовать. В числе счастливчиков оказался и премьер России. Причем в июле Михаил Фрадков успел побывать сразу на двух морях - одном северном и одном южном. Две недели назад на Белом море - точнее, чуть южнее, в Архангельске - он проводил очередное заседание Морской коллегии при правительстве России. А вчера - на Каспии - участвовал в церемонии открытия регулярного железнодорожного движения до порта Оля.

Премьер проделал свой маршрут с севера на юг - от моря до моря (с двухнедельной остановкой в Москве, разумеется), чтобы присутствовать при завершающей стадии формирования на российской территории железнодорожной части международного транспортного коридора Север-Юг.

Отныне порт Оля, который в последние годы приобрел чуть ли не стратегическое значение, связан с железнодорожной системой страны. Понятно, что без железной дороги порт никогда бы не стал ключевым звеном транспортного коридора Север-Юг, по которому грузы пойдут из Европы в Иран, Индию, страны Персидского залива, на Кавказ, в государства Центральной Азии и обратно.

Этот путь должен стать более привлекательным для грузоперевозчиков по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал. По подсчетам экспертов ОАО "Российские железные дороги", новый порт позволяет сократить сроки прохождения грузов с 37 суток до 13 - почти втрое. Благодаря этому товарооборот между странами Запада, Россией и прикаспийским регионом увеличится как минимум в полтора раза.

Предполагается, что порт Оля, в котором в прошлом году был открыт первый контейнерный терминал России на Каспии, уже в 2005 году будет обрабатывать около 4 млн тонн грузов, а к 2010 году грузопоток вырастет в два раза. Растущий интерес грузоотправителей к новому маршруту позволял еще осенью прошлого года главе ОАО "Российские железные дороги" Геннадию Фадееву утверждать, что проект 50-километровой железнодорожной ветки от станции Яндыки к порту Оля стоимостью более 100 млн долл. (их выделило ОАО "РЖД", деньги федерального бюджета не использовались) "легко окупится за три с половиной года".

В Европе интерес к проекту транспортного коридора Север-Юг, соглашение о формировании которого было подписано в 2000 году Россией, Ираном и Индией (позднее к ним присоединились Казахстан и Белоруссия), проявляют в основном скандинавские и прибалтийские страны. По оценкам экспертов, с выведением российских портов Приморск и Усть-Луга на Балтике значительная часть российских грузопотоков уйдет с прибалтийских и украинских портов на российские. Конкурируя с Россией, Прибалтика будет стремиться больше загружать свои порты транзитными грузами, перевозимыми по коридору Север - Юг. А Россия, через которую проходит этот путь, сможет получать доход от транзита. Объем наших транзитных доходов, по оценкам Министерства транспорта России, составит 5- 6 млрд долл. в год.

Однако пока о таких доходах приходится только мечтать. Транспортные возможности России на направлении Север - Юг не столь мошны, чтобы так радовать бюджет. По словам Михаила Фрадкова, мощность порта Оля с подводом железной дороги и увеличением грузопотока уже "является узким местом". Он сообщил, что в ближайшее время будет составлен комплексный план развития порта, определены источники финансирования. Однако при этом основную надежду глава правительства связывает с частным бизнесом, который, по убеждению премьера, должен заинтересоваться новым маршрутом. "Средств, выделенных из бюджета, будет гораздо меньше по сравнению со средствами частных структур", - отметил глава правительства. "Частное государственное партнерство может принести результат", - добавил премьер-министр.

В правительстве считают, что нет оснований сомневаться в перспективности транспортного коридора Север - Юг. По словам главы Министерства транспорта Игоря Левитин, к 2010 году грузопоток через российские порты на Каспии - Астрахань, Махачкала и Оля - могут превысить объем 20 млн тонн в год.

Тем не менее, по мнению г-на Левитина, узким местом в реализации проекта "Север-Юг" является неэффективная работа пропускных пунктов через границу в Россию. "Очевидно, уже сформировалась потребность подумать совместно с нашими коллегами по Единому экономическому пространству о переносе некоторых пунктов пропуска на внешние границы ЕЭП", - сказал министр на вчерашнем совещании в Астрахани по проблемам транспортного коридора Север-Юг. Перво-наперво договориться о создании совместных пунктов пропуска на внешней границе Единого экономического пространства министр транспорта предложил с Казахстаном. На российско-казахстанской границе действует сейчас более 60 сухопутных пунктов пропуска.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости