РЕФОРМА ВСТАЕТ НА РЕЛЬСЫ

ОАО "Российские железные дороги" в этом году начинает структурную реформу. Из него выделятся сразу несколько дочерних компаний. Новые акционерные общества должны будут конкурировать с частными компаниями на рынке ремонта подвижного состава, контейнерных и рефрижераторных перевозок. И от того, насколько они преуспеют в этой конкурентной борьбе, напрямую зависит ход второго этапа реформирования железнодорожного транспорта.

Выделение самостоятельных структур из ОАО "РЖД" уже началось. На рынке перевозок рефрижераторных грузов появилась компания "Рефсервис". В сфере перевозок контейнеров - наиболее удобного и дорогого груза - конкуренцию частным компаниям составит "Трансконтейнер". Кроме того, президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев почти на каждом правлении требует от подчиненных, чтобы создавались условия для превращения пассажирских перевозок в прибыльный бизнес. По его словам, транспортная подвижность населения к 2010 году должна вырасти на 4, 1% к уровню 2000 года и на 10, 2% к уровню 2003 года.

Проблема пассажирских перевозок стоит перед железнодорожниками традиционно. Убытки от них только в 2003 году превысили 36 млрд руб. Решать ее в ОАО "РЖД" собираются выделением нескольких дочерних компаний для поездов дальнего следования и электричек. Пригородные пассажирские компании будут создаваться при помощи регионов, и тогда местные власти смогут сами определять тарифы на проезд в электричках.

Напомним, что план структурной реформы железнодорожного транспорта утвержден правительством 9 ноября 2003 года. Он состоит из трех этапов. Первый из них уже закончен - после образования ОАО "РЖД" были разделены государственные и хозяйственные функции управления железнодорожной отраслью. Однако образование государственной монополии на рельсах, громоздкой в управлении, не входило в планы правительства и вызывало протесты со стороны частных экспедиторских компаний. Поэтому на втором этапе реформы, в 2004 - 2007 гг., начинается процесс выделения из ОАО РЖД" дочерних акционерных обществ, которые впоследствии (третий этап реформы) станут независимыми от государства.

Как сообщил "Известиям" вице-президент Ассоциации экспедиторов РФ Сергей Лопарев, ОАО "РЖД" после выделения дочерних компаний неминуемо столкнется с конкуренцией частных перевозчиков. Сейчас в России около 80 крупных компаний-операторов, работающих как раз с самыми прибыльными грузами нефтью, контейнерами, продукцией машиностроения. По словам господина Лопарева, перед руководством главной железнодорожной компании стоит непростая задача определиться с количеством новых "дочек", чтобы они не конкурировали друг с другом и росла общая доходность ОАО "РЖД".

Президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев при обсуждении "Стратегии развития компании" отметил, что к 2Q10 году она "должна подойти не только как владелец инфраструктуры, но и как крупнейший перевозчик, сохраняющий примерно 50% вагонного парка для каждого вида грузов". В связи с этим в ОАО "РЖД" сейчас активно обсуждается вопрос о создании компаний - перевозчиков нефти и нефтепродуктов, автомобилей. Кроме того, компания собирается решить вопрос об образовании "дочек", которые смогли бы конкурировать с автомобильным транспортом на коротких расстояниях перевозок (до 800 км). Пока грузовладельцам во многих регионах выгоднее отправлять грузы не железной дорогой, а грузовым автотранспортом.

На рынке ремонта подвижного состава конкурентов у ОАО "РЖД" пока мало. Не случайно одним из первых решений по созданию "дочек" было выведение на рынок компании по ремонту путевой техники на базе завода "Ремпутьмаш" в Калуге. По прогнозу главы ОАО "РЖД", в ближайшее время доля сторонних потребителей продукции новой дочерней компании должна составить 35%. На рынке ремонта грузовых вагонов долю заказов со стороны частных собственников подвижного состава предприятиям ОАО "РЖД" планируется довести до 40% против нынешних 25%. Перед заводами дирекции "Вагонреммаш" (структура ОАО "РЖД"), специализирующимися на ремонте пассажирских вагонов, поставлена задача выйти даже на рынки Прибалтики, Центральной Азии и Закавказья.

Часть предприятий ОАО "РЖД" сейчас просто не может превращать в дочерние общества. Например, локомотиворемонтные заводы. Дело в том, что они занимают монопольное положение на рынке ремонта определенных локомотивов. Поэтому часть структурных подразделений компании планируется выводить не ранее 2005 года.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости