Год назад ГУП "Рефсервис" возглавил влиятельный питерский бизнесмен, владелец кораблей, автомобилей и терминалов Виктор Иванов. Как говорили, для полного обеспечения доставки грузов ему как раз не хватало рефтранспорта. На профсоюзной конференции ГУП, прошедшей в июне, Виктор Васильевич всех успокоил и сочными красками нарисовал картину предстоящего процветания. Делегаты-рефрижераторщики вздохнули с облегчением и надеждой: "Пришел человек, личные интересы которого совпадают с общественными, наконец поедем, заработаем".
Но оказалось, что радовались напрасно. Просто у Виктора Васильевича принцип работы с беспокойными подчиненными, как у знаменитого Карлсона: "Спокойствие, только спокойствие!" Если в 2002 году лискинские рефрижераторщики, считающиеся самыми активными, перевезли 851,4 тысячи тонн грузов, то в 2003-м - 786, а в I квартале 2004 года - 186,1 тысячи тонн.
Казалось бы, страна оправилась после дефолта, растут зарплаты, пенсии. Люди могут позволить себе больше покупать, и в первую очередь, естественно, продукты питания, которыми завалены магазины. А "Рефсервис" этих самых продуктов везет с каждым годом все меньше и меньше, несмотря на то, что маркетингом и рекламой занимаются 12 человек, почти десятая часть аппарата "Рефсервиса". Из них, правда, пятерых недавно выделили в отдельный отдел "Логистики и тарифной политики". Каковы их планы, сказать не берусь, но тарифы на перевозку грузов в секциях "Рефсервиса" в 2,5 раза выше, чем у частников, которые в 2003 году перевезли уже 20 процентов от всех скоропортящихся грузов.
А частник у нас, надо сказать, примечательный. Например, питерскую фирму "Паритет", как говорят компетентные, но злые языки, контролирует... заместитель директора "Рефсервиса" Валерий Лемешевский. Эта фирма, аппарат которой состоит из нескольких человек, практически вытеснила "Рефсервис" из Санкт-Петербурга, вотчины Виктора Иванова, оставив ему лишь грузы, которые по документам проходят, как не требующие температурного режима, типа макарон, перевозимых обычно в крытых.
Количество частных секций постоянно растет за счет скупаемых за бесценок в странах СНГ и Балтии. Поговаривают, что сотрудники "Паритета" успешно обзаводятся заграничными паспортами и литовскими визами, для того чтобы наложить руку на последнее место массовой погрузки "Рефсервиса" - Калининград.
Другой частник - компания "Рефперевозки" - базируется в Ховрине. Не менее компетентные товарищи утверждают, что ее владелец - ныне скромный главный ревизор по безопасности движения "Рефсервиса" (интересно, есть ли такая должность в "Паритете" или в "Рефперевозках"?), а в недавнем прошлом его генеральный директор Вячеслав Саутенков. Эта компания вытесняет "Рефсервис" из Москвы.
Еще 27,2 процента скоропортящихся грузов в 2003 году, нарушая все санитарные нормы, перевезли в крытых вагонах МПС. Но 21.12.03 телеграммой N 2153 правая рука президента ОАО "РЖД", первый вице-президент Хасян Зябиров, запретил такие перевозки и даже 10.01.04 телеграммой N хЗ-187 предупредил начальника Дальневосточной дороги, где особенно любят крытые. Но левая рука президента ОАО "РЖД", вице-президент Виктор Сехин, видимо, не знал, что делает правая, поэтому 20.02.04 телеграммой N ФС-1388 вновь разрешил перевозить скоропортящиеся грузы в крытых.
А поскольку немалую часть грузов везут автомобилисты, "Рефсервису" достается всего 20,5 процента грузов от былых ста.
Как же борется "Рефсервис" за место под солнцем? В высшей степени активно. Например, разработана 50-страничная "Стратегия развития филиала ОАО "РЖД" перевозочной компании "Рефсервис" на период 2004 -2008 гг.", которая, по идее, должна была быть представлена на широкое обсуждение "рефрижераторской общественности", но о которой она не ведает. В ней вскользь упоминается о необходимости увеличения объемов перевозок, зато красной нитью проходит мысль о необходимости сокращения 2100 механиков и о преобразовании государственной компании в ОАО.
Качество же этого произведения требует отдельного разговора. Не будем придираться к мелким нестыковкам, скажем о главном. Пока 126 человек, работающих в аппарате "Рефсервиса", ночей не спали, размышляя над "стратегией" и проблемой порожнего пробега, "Паритет" решил ее за счет "Рефсервиса". Они выиграли тендер Министерства обороны на воинские перевозки продовольственных грузов и теперь возят их в основном в
Мурманск и на Дальний Восток, возвращаясь оттуда с рыбой. А невыгодные в плане порожнего пробега рейсы, на Урал, в Сибирь, милостиво подбрасывают "Рефсервису".
Развивается пищевая промышленность, сельское хозяйство готовится к подъему, а в "Стратегии" заложен рост рынка перевозок всего на 4 процента в год. На всех уровнях постоянно говорят о необходимости повышения зарплат. Здесь же при планируемом увеличении рентабельности в 2,5 раза, а чистой прибыли в 6 раз зарплату планируют увеличить, при расчетной 10-процентной инфляции в 1,5 раза, т.е. реально на 15 - 20 процентов за 4 - 5 лет.
Небезынтересен и финансовый анализ предприятия. Вывод: "Предприятие исключительно финансово устойчиво..." Но существуют угрозы: "1. Старение парка. 2. Неполная загрузка ремонтных мощностей. 3. Излишний персонал (механики рефсекций)". Далее идут четыре пункта, предусматривающих устранение угроз. Пункта о необходимости расширения рынка перевозок нет. Зато есть пункт об "оптимизации численности сотрудников" - механиков, которых, например, в Лисках от 2,5 тысячи уже осталось 650. Расчет же потребного количества сделан от средней потребности секций на данный момент. Без учета перспектив.
Среди 14 мероприятий по дальнейшему повышению, совершенствованию, внедрению... большинство уводят предприятие от основной деятельности или заведомо невыполнимые. Главная же нацеленность документа - сокращение механиков, что, безусловно, будет выполнено и, по подсчетам "стратегов", даст наибольший экономический эффект, примерно 523 миллиона рублей, или 40 процентов от всех намечаемых мер. Куда денутся семейные люди, основной массе которых за сорок, всю жизнь отдавшие железной дороге, в таких небольших городах, как Лиски, Троицк, Черепаново? Социальный "эффект" этого "мероприятия", похоже, никого не волнует.
Проблему старения парка, изначально рассчитанного на 25 лет (в "Паритете" ездят так называемые "ушастые" секции постройки 70-х годов, в Лисках самые старые - середины 80-х), собираются решать, закупив на Западе 40-футовые рефрижераторные контейнеры грузоподъемностью 20 тонн, стоимостью 30000 долларов за штуку. Под каждый из них планируется платформа за 16000 долларов. Рефрижераторный вагон в сравнительном расчете, где доказывается выгодность контейнеров, оценен в 100000 долларов. С какого потолка взята эта цифра? Ведь секции с 1992 года не выпускают.
Грузоподъемность рефвагона - 50 тонн, то есть один вагон можно приравнять к 2,5 контейнера, стоимость которых вместе с платформами составит 115000 долларов. Всю Европу можно пересечь за 2 - 3 суток. Перепад температур от +35 до -15 градусов. С грузом за это время при таких температурах ничего не случится.
А от Калининграда до Владивостока грузовой вагон идет около 20 суток, и перепад температур - от +45 до -70 градусов на БАМе. Рефсервисовские стратеги собираются, что ли, восстановить сеть ПТО для АРВ? Так АРВ хватало на 200 часов непрерывной работы, и он отцеплялся от состава только в случае неисправности и для дозаправки. Платформу же с контейнером придется отцеплять, подсоединять к источнику питания и несколько часов держать, добиваясь нужной температуры. Следовательно, продвижение их будет медленнее любого грузового вагона.
Сейчас у нас эксплуатируются несколько составов из таких контейнеров. Но они работают от дизелей служебного вагона рефсекции, с теми же механиками, которых собираются "оптимизировать", и с теми же плюсами и минусами группового изотермического состава. Не дешевле ли возобновить постройку рефрижераторных секций в Брянске?
Но зачем нужен реальный Брянск нашим "стратегам"? Им и утопические контейнеры-то нужны лишь для того, чтобы обозначить какую-то деятельность. На самом деле нужно: "В течение 2004 года на базе имущественного комплекса филиала "Рефсервиса" должно быть образовано ОАО "Рефсервис". Но и этого мало. "В дальнейшем возможно разделение компании по видам бизнеса путем создания перевозочной компании и ремонтных компаний (на основе отдельных депо), объединенных управляющей холдинговой компанией". А затем "ремонтные компании" окажутся вдруг собственностью какого-нибудь "Паритета" или "Рефперевозок". Во всем мире компании, производства, если они, конечно, хотят работать и быть конкурентоспособными, стремятся к объединению, интеграции. Но мы же не от мира сего.Поэтому у нас компанию, доходы которой в 2003 году превысили 4,4 миллиарда рублей, нужно превратить в "дочку", а потом симпатичную "дочку" пустить по рукам и довести до точки. Останется лишь развести руками и тихо удалиться, довольно их потирая.
А куда в это время смотрит "защитник трудового народа" - в июне прошлого года созданный терком профсоюза работников "Рефсервиса"? Да туда же... Не далее как 5 марта этого года президенту ОАО "РЖД" Геннадию Фадееву было направлено письмо N ТКП-2/4 за подписью председателя теркома Владимира Иванова и председателя Совета ветеранов рефрижераторного депо Подмосковное Михаила Голикова, в котором они жалуются, что ветеранам "не хватает средств на полноценное питание", и поэтому они создали некоммерческий благотворительный фонд "Ветеран" (со сколькими некоммерческими благотворительными уже разбирается милиция?). "Мы не просим денег..." - заверяют они. Просят они сущий пустяк: "...не менее ста 5-вагонных рефсекций, 100 термосов и 300 ИВ-термосов". Примерно таким рабочим парком располагает Лискинское рефдепо. Не проще ли было Владимиру Иванову написать письмо Виктору Иванову с просьбой истратить на ветеранов толику от его прибыли? Может быть, и проще, но хочется создать свою компашку. Растащиловка - болезнь заразная...
Уважаемый Геннадий Матвеевич, помогите ветеранам! А лучше помогите 9996 работникам "Рефсервиса" (трое здесь упомянутых помогут себе сами). Наведите, наконец, порядок в его руководстве. Судя по всему, они действуют по банальной схеме. Ведут депо к банкротству и "прихватизации" предприятий, которым большинство из его работников отдали всю жизнь. А будет порядок, ветеранам мы поможем сами, тем более что все мы ими будем. Если нас не растащат по кускам.
Лиски.
***
Во всем мире компании, производства, если они, конечно, хотят работать и быть конкурентоспособными, стремятся к объединению, интеграции. Но мы же не от мира сего. Поэтому у нас компанию, доходы которой в 2003 году превысили 4,4 миллиарда рублей, нужно превратить в "дочку", а потом симпатичную "дочку" пустить по рукам и довести до точки.