В аэропортах устанавливаются новые рентгеноскопические и ионные аппараты. Они просвечивают пассажиров насквозь и позволяют увидеть запрещенные для перевозки предметы, спрятанные на теле. По мнению сотрудников службы безопасности аэропорта Домодедово, современное оборудование исключает возможность пронести на борт самолета оружие и наркотики.
В феврале этого года заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин, проинспектировав систему безопасности аэропорта Домодедово, заявил, что "пассажиры на 100% защищены от терактов". По мнению Чекалина, аэропорт являлся образцом безопасности, и его опыт можно тиражировать по России. Спустя полгода Сацита Джебирханова и Аманта Нагаева прошли через системы контроля безопасности аэропорта Домодедово и сели в самолеты Ту-154 и Ту-134 авиакомпании "Сибирь", которые должны были лететь в Сочи и Волгоград. Каждая из них пронесла на борт несколько сотен граммов взрывчатки, которую не смогли обнаружить ни служба безопасности, ни металлоискатели, ни собаки шалайки (полученные от скрещения лайки с шакалом). Взрывчатки оказалось достаточно, чтобы разрушить оболочки фюзеляжей самолетов в хвостовой части. В результате терактов погибли 90 человек.
Следствие не предъявило претензий ни к аэропорту Домодедово, ни к его сотрудникам. Все требования и инструкции по проверке пассажиров были соблюдены, а аппаратуры, которая могла бы идентифицировать взрывчатку на теле человека, в России не было. Террористки прошли проверку по стандартной технологии досмотра и смогли пронести в салон смертоносный груз.
Заряженное поле
По словам заместителя председателя совета директоров группы "Ист Лайн" (управляющей компании Домодедова) Сергея Горбунова, за прошедшее после терактов время была усилена система контроля. В ближайшие три года в оснащение аэропорта современными системами безопасности планируется вложить около $20 млн. Большую часть этих средств планируется инвестировать в устройства, которые способны "просвечивать" и человека и груз. В Домодедове появились дополнительные "рубежи безопасности". На видеокамеру записываются все номерные знаки машин, въезжающих на территорию аэропорта. Пассажиры, вызвавшие подозрение, должны пройти через "профайлинг", то есть особым образом построенное собеседование с сотрудниками безопасности. Но самые большие надежды Сергей Горбунов возлагает на технические средства. В конце октября в Домодедове появилась первая в России установка "Ионоскан 400В". Аппарат предназначен для экспресс-обнаружения и идентификации наркотиков или взрывчатых веществ. Прибор был разработан в США и активно используется службами безопасности аэропортов, таможенными службами, а также в тюрьмах. В основу работы аппарата заложена спектрометрия ионной подвижности, позволяющая менее чем за десять секунд выявлять более сорока видов взрывчатых и наркотических веществ. Наличие и количество взрывчатки или наркотиков определяется по движению ионов вещества. Результаты анализа сразу выдаются на монитор оператора. Инспектор отдела досмотра пассажиров Сергей Мишичкин так объясняет принцип действия "Ионоскана": "Ионы каждого вещества обладают своей скоростью, подвижностью в определенном заряженном электрическом поле. Например, ионы наркотиков движутся в положительно заряженном электрическом поле. Ионы взрывчатых веществ - в отрицательно заряженном поле. Каждое вещество имеет свою скорость дрейфа при определенной температуре. В этом аппарате запрограммирована скорость дрейфа ионов взрывчатых и наркотических веществ. По ней "Ионоскан" определяет вещество и его количество".
"Ионосканом" проверяются объекты (которые невозможно разобрать и визуально досмотреть), способные служить контейнерами для перевозки запрещенных веществ. К ним могут относиться компьютеры, аудио- и видеотехника, а также тело человека. Сканирование пассажира осуществляется в течение 15 - 20 секунд. Этого времени достаточно, чтобы обнаружить любые опасные предметы, спрятанные под одеждой. В том числе и те, которые нельзя выявить с помощью детектора металлов. Например, пластиковой взрывчатки, наркотиков в контейнерах, огнестрельного и холодного оружия из неметаллических материалов. Сканер позволяет также обнаружить проглоченные предметы: наркотики, взрывчатые, химические и биологически активные вещества.
Можно также выяснить, притрагивался ли подозрительный человек к опасным веществам. С помощью специальной салфетки с металлическими волокнами сотрудники службы безопасности снимают пробы с ладоней, верхней одежды и багажа (салфетки притягивают частички вещества). Затем пробы помещают в нагревательный элемент, после чего аппарат выдает соответствующее резюме: имел ли подозреваемый дело с пластидом или героином в минувшие сутки.
В ближайших планах руководства аэропорта Домодедово установить еще четыре "Ионоскана".
Спасительный рентген
Ионные аппараты - не единственные устройства, которые в Домодедове собираются установить для усиления безопасности и ускорения прохода пассажиров. В зоне вылета внутренних авиалиний в середине октября был смонтирован цифровой рентгенографический сканер нового поколения. Он состоит из рабочей рамки, излучающей рентгеновские лучи, и платформы, на которую встает человек. Полученное изображение выводится на экран компьютера. На картинке виден контур человека, а также запрещенные к провозу предметы, если они есть. Проход через сканер сокращает время проверки: не нужно снимать верхнюю одежду, обувь, ремень и идти через металлоискатель. Пассажиры, страдающие рентгенофобией, могут отказаться от процедуры и пойти по привычному пути.
Сергей Горбунов утверждает, что излучение этого сканера ниже, чем городское фоновое излучение. Другими словами, человек, который проходит проверку на одном из сканеров перед посадкой на самолет, получает облучение в десять раз меньшее, чем во время обычной прогулки по московской улице.
Кроме "Ионоскана 400В" и рентгенографического сканера в подмосковном аэропорту появится еще один сканер. Он называется "рентгеноскопическим" и выглядит как большая телефонная будка. С одежды зашедшего в него человека сдуваются частицы, состав которых затем анализируется. Аппарат производит General Electric, а стоимость его составляет около $1,5 млн. Руководство аэропорта надеется получить сканер к концу года. В питерском Пулкове уже установлен схожий аппарат-капсула. Этот прибор работает по принципу ионного анализатора. Время выдачи конечных данных составляет до 12 минут. По словам Сергея Горбунова, такое исследование занимает слишком много времени. "Пулковский" сканер не подходит для Домодедова, так как не сможет справляться с большим пассажиропотоком. Установленный в Домодедове "Ионоскан" выдает результат через 3-4 секунды.