ПЛАНИРУЕТСЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ВСЕОБЩЕЙ ОБОЗРИМОСТИ РЕСУРСОВ
Опыт ведения войн Соединенными Штатами в последние 10-15 лет выявил ряд недостатков в организации тылового обеспечения войск: несовпадение информации о ресурсах в базах данных с реальными ресурсами в боевых подразделениях, что иногда приводило к неправильному планированию перевозок; незнание боевыми подразделениями местонахождения транспорта, осуществляющего перевозку материальных средств для восполнения ресурсов и др. Бывало и так, что прибывающие морем контейнеры зачастую оставались в портах - никто не знал, что в них находится и куда их отправлять.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что американское военное руководство вполне осознает тот факт, что оно не в состоянии в ближайшей перспективе радикально изменить существующее положение дел. Это объясняется тем, что для достижения главных целей повышения боевых возможностей ВС при одновременном сдерживании их количественного роста и наиболее оптимальном расходовании выделяемых ассигнований одних организационных мероприятий, в том числе создания "реально объединенных" Вооруженных Сил (т. е. ВС, качественно по-новому интегрированных на межвидовом уровне), явно недостаточно. Реорганизация, считают американские специалисты, должна проводиться прежде всего по мере совершенствования и дальнейшего развития информационной среды в целом и кардинальной реорганизации тылового обеспечения ВС, в частности. При этом предполагается, что данная система должна "работать" в режиме реального времени и интегрировать все органы управления как по горизонтали, так и по вертикали, расширяя их функциональные возможности, а также позволяя реализовать ряд процессов в интересах тылового обеспечения войск, приобретения вооружения и военной техники, ситуационной осведомленности качественно обновленных "объединенных" Вооруженных Сил при проведении ими операций за счет построения и распределения фрагментов картины оперативной и фактической обстановки с требуемой для каждого звена управления детализацией.
Главным звеном в реформировании ВС США, существенные результаты которого намечаются на 2015-2025 гг., может стать "трансформация" процессов их тылового обеспечения. Принципиальные изменения показаны на рисунке.
В период до окончания 2005 г. в органах тылового обеспечения, судя по всему, будут продолжать происходить незначительные изменения, связанные прежде всего с их дальнейшим сокращением и совершенствованием организационно-штатной структуры. Управления тыла МО и Комитета начальников штабов будут оставаться высшими органами тыла (стратегического звена), осуществляющими функции планирования, организации и контроля за всесторонним тыловым обеспечением войск, фактически распределенных между объединенными (региональными) командованиями как в мирное, так и в военное время.
В эти же временные рамки органы тыла видов ВС будут продолжать оставаться вторым эшелоном стратегического тыла. Они осуществляют всестороннее взаимодействие с промышленностью страны по вопросам приобретения и поставок ВВТ и материальных средств, планируют и организуют полное и всестороннее тыловое обеспечение в рамках вида ВС. В оперативно-стратегическом или оперативном звене, т. е. в зоне ответственности того или иного регионального объединенного командования (ОК), каждый вид ВС имеет свое управление тылом в зоне, которое на период боевых действий (в ближайшей перспективе) сохранит административную подчиненность органу тыла вида ВС, а по оперативным вопросам будет, как и в прежние годы, подчинено командующему вида ВС в зоне и, номинально, управлению тыла КНШ. Каждый вид ВС планирует, организует и проводит тыловое обеспечение своих соединений, частей и подразделений. Передача полномочий по тыловому обеспечению между видами ВС в рамках ОК осуществляется на основании соглашений и договоренностей между видами ВС или по указаниям министра обороны. Таким образом, следует констатировать, что в процессах тылового обеспечения пока сохраняется видовая направленность по трем раздельным ветвям, начиная с высших органов тыла и заканчивая низшими.
В период же после 2005 г. совершенствование процессов тылового обеспечения будет происходить главным образом за счет разрастания его информационной среды (на рисунке показано стрелками). Конкретно это будет выражаться в реализации концепций всеобщей обозримости ресурсов (ВОР) тылового обеспечения сначала по видам ВС, а затем в рамках формируемых "объединенных" ВС США. Возможны незначительные изменения в системе уже сложившихся традиционных органов тылового обеспечения стратегического звена, однако одновременно, видимо, начнется существенное перераспределение их функций в целях улучшения тылового обеспечения "объединенных сил". На оперативно-стратегическом (оперативном) уровне в рамках зоны ответственности каждого конкретного объединенного (регионального) командования появится объединенный орган тылового обеспечения ОК, который будет обладать мощными информационными ресурсами для координации действий и эффективной совместной работы тыловых органов МО, КНШ, видов ВС, штатных частей и подразделений тылового обеспечения, а также подрядных организаций. Следовательно, в перспективе центральное место во всех изменениях будет занимать реализация упомянутой концепции всеобщей обозримости ресурсов, представляющей собой процесс учета и отслеживания местоположения ресурсов по всем видам снабжения и обеспечения, находящихся на складах, базах снабжения, в ремонтных органах и движении. В этом процессе АСУ тыла будут принимать информацию от всех боевых и обеспечивающих подразделений, функциональных АСУ о статусе ресурсов тылового обеспечения, заносить ее в базу данных, где производится обработка информации в интересах создания картины местоположения ресурсов, в том числе в реальном масштабе времени, и распределять заинтересованным потребителям.
Главные же изменения в процессах тылового обеспечения ВС США, судя по всему, должны произойти в период 2015-2025 гг., когда будет завершено формирование достаточно емкой и надежной в работе информационной среды. По мнению некоторых информированных американских специалистов, тыловое обеспечение станет двухуровневым и реально объединенным. Первый уровень - тыловой (стратегический). Его, видимо, должно охватить специально созданное объединенное командование тыла национального уровня (ОКТНУ), находящееся в континентальной части США. Предположительно оно будет включать объединенный штаб с представителями всех видов ВС, объединенные структуры, выполняющие определенные функции существующих управлений тыла МО и КНШ и центральных органов тыла видов ВС. Главная функция командования - интеграция процессов тылового обеспечения в тыловой зоне (континентальная часть США).
Второй уровень - передовой (оперативно-стратегический или оперативный). Его, судя по информации в открытой прессе, видимо, охватит Объединенное командование обеспечения операций (ОКОО), зона ответственности которого будет совпадать с зоной ответственности обеспечиваемого Объединенного (регионального) командования ВС США. Предположительно оно также будет включать относительно небольшой объединенный штаб с представителями всех видов ВС и расширенные видовые управления тылом. В мирное время, вероятно, ОКОО будет подчинено ОКТНУ, а в военное время или в кризисный период - передаваться в подчинение командующего ОК или командующего (командира) объединенного оперативного формирования (ООФ) в зоне. Оно будет интегрировать процессы тылового обеспечения в передовой зоне на уровне ОК - компоненты видов ВС.
В результате, процессы тылового обеспечения, в отличие от существующих, станут реально "объединенными" и начнут приобретать видовую ориентацию по трем раздельным ветвям лишь на низшем уровне. В дальнейшем неизбежно "опускание" процесса "объединенности" применительно к тыловому обеспечению ВС США и на тактический уровень.
Графические материалы:
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВС США В ПЕРИОД ДО 2025 г.
Материал доступен в бумажной версии издания
***
Сергей Леонидович Печуров - доктор военных наук, полковник.
Юрий Николаевич Судаков - кандидат технических наук, полковник