Еще недавно на подходах к порту Восточный и припортовой станции Находка-Восточная стояли вагоны с углем и другими грузами в ожидании разгрузки и перевалки их на морской транспорт. Давно набившие оскомину "пробки", обычно повторяющиеся глубокой осенью и зимой, нынче возникли ранней осенью. Прежде всего из-за неподхода морских судов и нехватки складских емкостей на причалах. Но только ли в этом дело? И не повторится ли прошлогодняя картина с "пробками" с наступлением зимы?
Чтобы ответить на этот вопрос, в порт и на станцию выехали руководители отделения, а также вице-губернатор Приморского края Виктор Горчаков, курирующий транспортный комплекс. Своими глазами участники встречи увидели положение дел на станции и в порту, степень готовности к работе в зимних условиях, а также состояние вагонного парка ОАО "РЖД" на подъездных путях и портовых погрузочных комплексов ОАО "Восточный порт". Тут, как говорится, есть над чем задуматься всем заинтересованным сторонам.
Как правило, в зимний период снижаются объемы выгрузки портом и образуются угольные "пробки" из-за нарушений отправителем технологии погрузки угля в вагоны. В долгом пути по сибирским просторам влажный груз смерзается настолько, что превращается в камень. На угольном терминале в порту процесс его размораживания и освобождения из вагонов по устаревшей технологии тормозится настолько, что вагоны в ожидании разгрузки стоят сутками, а их подпирают вновь подошедшие составы.
В порту поняли, что так дальше работать нельзя и решили "раскошелиться" на новое оборудование для разогрева груза в вагоноразмораживателе с применением электронного мониторинга процесса, что позволит исключить перегрев вагона и его содержимого.Здесь можно убить двух зайцев - улучшить выгрузку и уберечь вагоны от порчи.
Сохранность вагонного парка в порту - вопрос настолько важный, что партнеры обсудили его отдельно. Ведь только за девять месяцев этого года при выгрузке было повреждено 165 вагонов, что на 52 вагона больше, чем в прошлом году. "Лидирует" лесной комплекс, бьют вагоны и при выгрузке железной руды, угля, окатышей, кокса. И хотя виновников - руководителей смен - регулярно наказывают, процесс битья полностью не остановлен.
На первом перегрузочном комплексе, где складируются насыпные и навалочные грузы, решено построить повышенную эстакаду и тепляки для разогрева. На угольном комплексе выделены четыре помещения для одновременного разогрева 36 вагонов, но за неимением датчиков не ведется контроль температуры.
Безусловно, нельзя сбрасывать со счетов форсмажорные обстоятельства (тайфуны, гололед, штормовой ветер), но нередко случаются сбои и на угольном конвейере.
Потери, потери, потери... А что думает по этому поводу генеральный директор порта Восточный Александр Игнатенко? Отвечая на вопрос корреспондента "Гудка", он сказал, что зима 2004 - 2005 года должна пройти в условиях четкой координации усилий портовиков и железнодорожников.
- В первую очередь предстоит уделить внимание регулированию грузопотока на подходах к порту и размещению вагонов на путях перегрузочных комплексов. В подобном режиме мы стараемся работать уже сейчас. За сентябрь - октябрь выгрузка вагонов в порту проходила в соответствии с графиком.
Предстоящей зимой планируется выгружать 550 - 600 вагонов в сутки. При этом два раза в сутки портовики и железнодорожники будут проводить обмен информацией о подходе и величине составов, а также о загруженности перевалочных мощностей порта и ситуации с подходом судов. Кроме того, в ближайшее время руководители порта Восточный и железной дороги проведут переговоры с экспедиторами и грузоотправителями о правилах перевозки смерзающихся грузов. Это позволит свести к минимуму подачу и перевалку смерзшихся грузов.
Среди мер по улучшению работы станции и порта названы аренда маневрового тепловоза для подачи экспортных углей к разогревающим устройствам. Возросший поток контейнеров потребовал увеличить фронт погрузки-выгрузки на контейнерном терминале. Приемосдатчики и осмотрщики станции нуждаются в вышках для осмотра вагонов, выявления неисправности шарниров дверей, возможных повреждений кузовов полувагонов. Словом, намечена обширная программа взаимодействия станции и порта, и это тем более важно, что стали нормой тяжеловесные поезда до шести тысяч тонн.
Как уже сообщалось в "Гудке", Федеральное агентство морского и речного транспорта Минтранса России и Союз российских судовладельцев предложили увеличить продолжительность работы дальневосточных морских таможенных пунктов пропуска с 12 до 24 часов. В настоящий момент таможенный пункт круглосуточно обеспечивает судам процедуру прохождения границы.
Порты Дальневосточного бассейна, на долю которых приходится пятая часть российского грузооборота, только в первом полугодии этого года добились свыше 20 процентов прироста по отношению к прошлому году.
И последнее. Вице-губернатор Приморья Виктор Горчаков заявил в порту, что транспортный комплекс Приморья приносит в краевой бюджет 20 процентов дохода. Владивостокское отделение Дальневосточной железной дороги и порт Восточный являются важнейшими элементами транспортной составляющей края, поэтому все стороны заинтересованы в их эффективной работе.
***
Порты Дальневосточного бассейна, на долю которых приходится пятая часть российского грузооборота, только в первом полугодии этого года добились свыше 20 процентов прироста по отношению к прошлому году.