Близится официальное закрытие транзитной навигации через Петербург.
Тем не менее суда в пределах Петербурга будут передвигаться приблизительно до 30 ноября, до окончания разведения мостов. Однако шлюзы планируется закрыть в намеченный срок, хотя, по сообщению исполняющего обязанности генерального директора Северо-Западного пароходства Павла Мартынова, сроки навигации будут продлены при наличии заявок от судовладельцев и при соответствующих гидрометеорологических условиях.
По сообщению заместителя руководителя ГБУ "Волго-Балт" Геннадия Егорова, в этом году по бассейну Волго-Балтийского водного пути было перевезено 16 млн тонн грузов и 239 тыс. 705 пассажиров. При этом судопоток увеличился на 1,5-2 процента, в основном за счет увеличения количества пассажирских судов - приблизительно на 40. Число грузовых судов осталось на уровне 18 тыс.
Несмотря на то что до окончания навигации осталось чуть менее полумесяца, уже строятся планы на межнавигационный период. Прежде всего они касаются ремонта. Как сообщил Геннадий Егоров, шлюзы Волго-Балта более мощные, чем, например, Волго-Дона. Поэтому аварии, подобной той, которая произошла на Константиновском шлюзе, можно не опасаться. Тем не менее ремонт шлюзов и гидросооружений осуществляется ежегодно. В настоящее время определены 6 объектов, которые требуют первоочередных инвестиций. В их числе расширение судовой трассы водораздельного канала в Вологодской области, комплекс работ реконструирования отдельных элементов Верхнесвирского и Нижнесвирского шлюзов и направляющего аппарата Шекснинской ГЭС.
В первую очередь, по сообщению службы капитального строительства ГУП "Волго-Балт", необходимо провести комплекс работ по реконструированию системы центрального управления движением судов. Дело в том, что в настоящее время связь на речном флоте находится на допотопном уровне, половина столбов уже рухнула. Если систему не наладить, вряд ли будет возможно осуществить замысел 2010 года. Именно на это время запланировано участие иностранных судов во внутренней навигации России. Весь этот ремонт требует значительных вливаний, однако, как показывает практика, из государственного бюджета на все работы вряд ли будет выделено более 10 процентов.
Новые маршруты на будущий год пока не планируются. Приоритетными направлениями пассажирских перевозок и в следующем году будут Москва, Кириши, Валаам. Что касается грузовых направлений, то по-прежнему большую часть в них будет занимать экспорт металла, удобрений, леса, нефти, а также строительных грузов на Москву.
На учете Северо-Западной инспекции Российского речного регистра числится 1 тыс. 681 речное судно. Из них около 135 смешанного типа "река-море". Если говорить об обновлении флота, то этот вопрос находится в ведении судовладельцев. Например, по сообщению пресс-службы Северо-Западного пароходства, компания планирует в 2005-2006 годах ввести в эксплуатацию 8 новых судов класса "река-море". Документы, которые Северо-Западное пароходство планирует подписать с международной финансовой корпорацией IFC о предоставлении компании 46,5 млн долларов, находятся в завершающей стадии подготовки. Стоимость конечного продукта пока неизвестна, поскольку кроме заемных средств пароходство планирует использовать свои.
Теплоходы будут строиться по проекту "Русич" - двухвинтовой сухогрузный теплоход с носовым подруливающим устройством. Грузоподъемность одного такого судна составляет 3720 тонн в реке, 4925 тонн в море. Длина сухогруза - 128,2 метра, ширина - 16,74 метра. Такие теплоходы предназначены для транспортировки удобрений, целлюлозы, металла, леса, контейнерных грузов. Три таких судна уже построены для Волжского пароходства на заводе "Красное Сормово" (Нижний Новгород). Все они введены в эксплуатацию. Четвертый теплоход спущен на воду в Навашино (Окская судоверфь). Пятый и шестой сейчас строятся там же.