Настоящее и будущее каспийского порта

Эксперт

ЕВРОАЗИАТСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ СОЮЗ

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР Михаил Фрадков больше своих предшественников интересуется транспортным комплексом страны, справедливо полагая, что его развитие не только способствует росту конкурентоспособности российской экономики и решению задачи удвоения ВВП к 2010 году, но и, как сказал президент в своем Послании Федеральному Собранию,

"прямо влияет... на обеспечение единства страны, на то, чувствуют ли себя люди гражданами единого и большого государства и могут ли пользоваться его преимуществами".

В течение июля М. Фрадков неоднократно обращался к транспортной проблематике. В начале месяца ознакомился с транспортным комплексом Санкт-Петербурга и Ленинградской области, считающимся северо-западной оконечностью российской части международного транспортного коридора "Север-Юг". В середине месяца премьер побывал в Воронеже, где пообещал поддержать, в том числе финансово, планы авиастроителей по созданию новых российских самолетов. Чуть больше недели назад он провел в Архангельске заседание Морской коллегии, в ходе которого дал прямые распоряжения по созданию Российского международного реестра судов. 28 июля обсудил перспективы развития МТК "Север-Юг" в Астраханской области, где принял участие совместно с президентом ОАО "Российские железные дороги" Геннадием Фадеевым в открытии железнодорожной ветки до порта Оля, по сути, завершившей формирование железнодорожной составляющей МТК "Север-Юг" на территории области.

Строительство нового морского порта в районе села Оля вызвано необходимостью закрепления позиций России на Каспии как морской державы, для обеспечения развития транспортных связей, включая создание международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг", а также решения задач повышения обороноспособности и безопасности страны.

Возросшее значение порта Оля, как форпоста России на северном Каспии, обусловлено кардинальным изменением статуса Каспийского моря, которое в недавнем прошлом считалось исключительно "советско-иранским" морем. В настоящее время - это "водоем уникального характера, омывающий берега пяти государств", каждое из которых имеет свою конкурентную позицию. Уникальный характер Каспия и наличие на его шельфе огромных запасов углеводородного сырья побудили даже США объявить регион зоной своих жизненных интересов, не говоря уже о странах ЕС и Китае. Анализ размещения производительных сил на евроазиатском континенте свидетельствует, что в Европе достигнут предел потенциальных возможностей роста производства в объемных показателях, которое полностью обеспечивает собственные потребности и выпуск продукции на экспорт. Страны Азии, наоборот, бурно развиваются при исключительно активной поддержке со стороны государства в части создания объектов промышленности и транспорта. Их основной задачей является захват рынков сбыта и обеспечение за счет них притока инвестиций в свои экономики. Именно так сформировались два встречных глобальных грузовых потока с ежегодным объемом контейнерных перевозок 7 миллионов единиц в 20-футовом эквиваленте.

Глобальный рост грузовых потоков потребовал перехода на качественно новый уровень технологии грузодвижения: начали формироваться международные транспортные коридоры, потребовалась оптимизация использования различных видов транспорта на отдельных участках общего маршрута.

Многие страны включились в конкурентную борьбу за прохождение МТК по своим территориям, пытаясь сделать транзит важной статьей наполнения бюджетов. Россия, расположенная в центре евроазиатского континента и являющаяся единственным равнинным участком территории между Европой и Азией, является идеальным транспортным мостом между двумя упомянутыми центрами экономического развития континента и может обеспечить более чем трехкратное сокращение времени транспортировки грузов в сравнении с морским вариантом. Последнее означает трехкратное ускорение оборота капитала. С таким преимуществом не в состоянии поспорить ни один из действующих или запланированных к развитию МТК. Кроме того, Россия с единой территорией от стран Восточной Азии до границ с европейскими государствами идеально отвечает требованиям надежности доставки грузов.

По территории России проходят два международных евроазиатских коридора "Восток-Запад" ("Транссиб") и "Север-Юг".

С вводом в эксплуатацию железнодорожной ветки порт Оля - станция Яндыки сделан серьезный шаг в правильном направлении. Однако успех должен наращиваться последовательно и комплексно. В частности, рост грузопотока может быть обеспечен за счет поэтапной расшивки других "узких мест" в полосе коридора "Север-Юг", каковыми, например, являются Городецкий и Кочетовский гидроузлы на реках Волга и Дон соответственно.

Необходима также активизация хозяйственного освоения территории, прилегающей к порту Оля, в том числе путем создания там свободной экономической зоны. Климатические, географические и экономические условия в районе порта Оля вполне позволяют это сделать.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости