Вчера состоялось расширенное заседание коллегии Министерства транспорта РФ, на которое был вынесен вопрос о завершении разработки Транспортной стратегии России и корректировки Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)".
В нем приняли участие около 250 представителей Госдумы и Совета Федерации РФ, Минэкономразвития и других федеральных и региональных органов власти, ОАО "РЖД", руководители предприятий других видов транспорта и транспортных вузов.
' Рассматривался исключительно важный для страны вопрос. На этом, открывая заседание, акцентировал внимание министр транспорта РФ Игорь Левитин. На первый взгляд у нас все благополучно - экономика на подъеме, грузооборот растет, и его прибавка по сравнению с прошлым годом на всем транспорте составила 6, 4 процента (и 8, 4 - на железнодорожном).
Но возросший грузопоток транспортная система смогла "переварить" только благодаря имевшемуся у инфраструктуры запасу прочности. А он тает как прошлогодний снег. Под внешним благополучием скрывается ряд серьезных системных проблем. И главная из них - износ основных фондов, превысивший критическую отметку. Он составляет сегодня 60 - 65 процентов. Из-за нехватки средств, отложенных на будущее ремонтов разрушается существующая транспортная сеть. И, по мнению министра, она нуждается в срочной государственной поддержке.
Это логично, поскольку транспорт в нашем государстве является главным инструментом для решения политических и экономических задач, сказал, выступая с докладом, заместитель министра транспорта Александр Мишарин. Выход страны на траекторию устойчивого экономического роста потребовал корректировки Транспортной стратегии. Поставленная Президентом страны задача удвоить ВВП невыполнима без опережающего развития транспорта. Только оно способно превратить "географические особенности России в ее конкурентные преимущества".
Между тем наметился серьезный дисбаланс в развитии различных видов транспорта. Он объясняется тем, что в последнее десятилетие не было координации планов. Были анархия реформ, поспешная дележка собственности, и это не пошло на пользу всей транспортной системе. В итоге появилась масса "узких" мест. В частности, имеем морские порты, но ни к одному не проложена федеральная автодорога. Подъездные пути к ним, как автомобильные, так и железнодорожные, недостаточно развиты. Малы и перегрузочные мощности. По словам Александра Мишарина, если угольщики увеличат, как обещали, на 50 - 60 миллионов тонн отгрузку угля на экспорт (к 2010 году) и в 3 раза возрастет контейнерный грузопоток, порты просто-напросто "затоварятся".
Не меньше проблем и в дорожном хозяйстве. Неразвитая сеть автодорог весьма отрицательно сказывается на развитии Сибири и Дальнего Востока. Многие поселки на Севере вообще не имеют надежной связи с "большой землей".
Транспорт требует больших капиталовложений. У нас же выделяется на него в два раза меньше средств, чем в развитых странах - всего 2, 2 процента ВВП. При этом государственных средств еще меньше - всего 1, 2 процента ВВП.
Новая стратегия ставит задачу создать в стране единую опорную транспортную сеть без разрывов и "узких" мест, повысить транзитный потенциал и сделать более эффектной систему товародвижения, снизив при этом транспортные издержки в цене продукции. На основе долгосрочного прогноза развития страны доработана Транспортная стратегия России до 2020 года и откорректирована Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)". В этих документах, как и в среднесрочной программе транспорта, намечено решение основных системных проблем. Но для этого потребуется принятие ряда законопроектов, в том числе - о концессионных соглашениях, о платных автодорогах, о морских портах. Необходима и нормативная база для государственно-частного партнерства - без чего будет сложно привлечь инвестиции в развитие транспорта.
Выступавшие в основном одобрили предложенные на рассмотрение документы. Были высказаны и замечания. В частности, директор департамента Минтранса Евгений Москвичев заметил, что обсуждение за "круглым столом" с представителями бизнеса выявило некоторые неувязки в документах. Кроме того, необходима более четкая государственная позиция в отношении программ - будут ли они, так сказать, декларацией намерении или планами, жестко претворяемыми в жизнь.
А первый вице-президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин считает, что необходимы единый прогноз развития производительных сил и общетранспортный баланс на 7 - 10 лет вперед, утвержденный на уровне Правительства. Только тогда можно точно определить приоритеты государственной транспортной политики и инвестиций. Это особенно важно для железнодорожного транспорта, ибо его доля в ВВП - 4 процента (6, 5 - всего транспорта). Он уже сегодня несет огромные потери из-за непродуманной политики.
Нельзя повторять ошибки.
***
Задача удвоить ВВП невыполнима без опережающего развития транспорта. Только оно способно превратить "географические особенности России в ее конкурентные преимущества".
Подробный отчет будет опубликован в одном из ближайших номеров