ДЕНЬ ВЧЕРАШНИЙ
Порт - это высокотехнологическое, высокомеханизированное предприятие. А где есть техника, там есть и подразделение, которое ее ремонтирует и приводит в порядок, обеспечивая тем самым высокопроизводительный труд на погрузке и разгрузке.
Такое подразделение в Дудинском морском порту появилось с первых же дней его работы и называлось ремонтно-механическими мастерскими (РММ). Но с течением времени функции подразделения расширялись, названия менялись.
Было время, когда мастерские и портовая механизация были объединены (РММ и ПМ), затем был создан цех механизации. Он объединял всю грузоподъемную технику: транспортеры, паровые и железнодорожные краны, а так же портальные краны и экскаваторы. Его переименовали в краново-экскаваторный участок.
Начиная с 2001 года это подразделение снова объединило всю механизацию порта в один производственный комплекс. Он и называется третьим ППК.
Если углубиться в историю, то можно увидеть, что еще в 1942-м, труднейшем военном году, специалистам дали задание подготовить проект механических мастерских. Оно и понятно, без ремонтников и механизаторов предприятие просто-напросто не сможет существовать. В1945 году был назначен первый начальник РММ М. И. Бондаренко, хотя ремонтом техники занимались и мастерские речного грузового района.
В первые годы в ремонтно-механических мастерских собственными силами делали простейшие приспособления, облегчающие ручной труд на грузовых работах. Появились ленточные и скребковые транспортеры. Изготовил и даже деревянный кран "Деррек". С появлением заводских грузоподъемных механизмов начали выполнять более сложные и разнообразные работы. Увеличивался их объем.
В РММ трудились слесари, сварщики, токари, фрезеровщики, литейщики, такелажники, кузнецы. Обслуживанием грузоподъемных механизмов занимались слесари, электрики, механики, а на кранах работали крановщики, кочегары, экскаваторщики. Одним словом, хозяйство сложное и беспокойное, поэтому руководителями этого подразделения всегда были люди высокообразованные, понимающие толк в грузоподъемной технике, в токарном и кузнечном деле.
Первые ремонтно-механические мастерские располагались на месте нынешних овощников. Там находились токарные, кузнечные и литейные цеха. А в 1971 году построили новое современное здание РММ. В нем нынче располагаются токарный, сварочный, кузнечный цеха, а также депо - для ремонта паровых, гусеничных, пневмоколесных кранов.
За всю историю существования РММ и ПМ здесь было четырнадцать руководителей. Первый начальник РММ - М.Бондаренко. По архивным данным удалось восстановить фамилии других. Это Д.Рапопорт, Ф.Пфейфер, И.Ершов, М.Петрикей, Н.Осипов, О. Китебаев, С.Табанаков, В.Щукин, Ю.Гуполенко, А.Скоморох, Г.Шелгунов, В.Вискунов. Сегодня этим производственным подразделением, комплексом механизации Дудинского морского порта, руководит Виктор Шаханов.
Подробно рассказать обо всех невозможно, но для Фридриха Пфейфера надо сделать исключение. Он пришел работать в РММ с первого дня его образования, в 1946 году. Работал мастером, старшим мастером, начальником ремонтного участка, ас 1961 года был начальником ремонтно-механических мастерских. В 1967-м ушел на заслуженный отдых. Фридрих Соломонович был очень беспокойным, дотошным человеком. Аккуратным и ответственным, всей душой болеющим за производство.
Многие из руководителей ремонтно-механических мастерских и портовой механизации стали ведущими специалистами порта. Так, к примеру, О.Китебаев - главным механиком порта, начальником Красноярской конторы "Норильскснаба", В.Щукин - ведущим инженером, проработавшим в порту более тридцати лет. С.Табанаков работал начальником конструкторского бюро, Ю.Гуполенко - ведущим инженером по контейнерным перевозкам "Норильскснаба", В.Вискунов стал главным инженером порта, главный механик А.Захаревич - начальником Дудинской нефтебазы.
Но главные исполнители - те, кто своими руками делал детали, ремонтировал технику, работал на ней, - это рядовые работники. Люди, чьи имена всегда, как говорится, на слуху. И навсегда останутся в памяти коллектива. Это линейные механики и мастера: П.Жидков, П.Ляльков, П.Шульпин, А.Курбатов, М.Перевалов, А.Григорьев, В.Карчаускас, А.Кремер, Р.Швиндт, И.Апанасюк, В.Рыбалко, А.Захаревич, А.Фохт, Г.Горюков и многие другие.
А как не вспомнить крановщиков, сварщиков, слесарей, электромонтеров, кузнецов! Это В.Деревковский, Вениамин и Алексей Ивановы, В.Вороной, А.Цветков, Н.Новиков, А.Логинов, А.Стрижов, В.Короткое, В.Колмаков, Р.Онишкевич, Е.Ананин, В.Бородин, В.Градобоев, Д.Булатов, Э.Давыдова, В.Давыдов, В.Шумских, И.Зайцева, В.Щетко, А.Кулатов, А.Буров...
В ремонтно-механических мастерских замечательный коллектив, состоящий из работников многих профессий. В порту сегодня нет другого подразделения, в котором было бы столько уникальных специальностей, как в РММ и ПМ. В третьем ППК, в комплексе механизации, как его называют. Коллектив его занимается еще и ремонтом контейнеров. Есть здесь ремонтно-строительный участок малой механизации.
Конечно, трудно сказать, сохранится ли в будущем мощный производственный комплекс. Но каждому понятно, что без услуг такой службы Дудинскому морскому порту никак не обойтись, пусть даже она и не будет входить в его состав.
Мы всегда гордились и гордимся этим коллективом, людьми, которым по плечу любые дела по ремонту и содержанию портовой техники. Недаром здесь добросовестно трудятся ветераны и заслуженные работники комбината. Многие удостоены правительственных наград.
***
ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ
Накануне 60-летия порта в мастерских справились со всеми намеченными на этот период планами.
- С начала года немного изменился состав коллектива - несколько человек уехали на материк, - рассказывает начальник третьего комплекса Виктор Шаханов. - Вместо опытных работников приняли молодых, которых теперь пытаемся научить работать и быть специалистами в своем деле.
- Это, наверное, по программам "Стажер", "Рабочая смена", действующим в компании "Норильский никель"?
- Да. Сегодня у нас трудятся двое молодых ребят. Думаю, что человек пять молодых рабочих мы примем, потому что предварительная договоренность с руководством порта уже есть.
Молодые люди будут приняты по таким профессиям, как токарь, сверловщик, слесарь механосборочных работ. Это профессии, без которых наше подразделение не может существовать.
- А есть ли сегодня у молодых ребят желание стать токарями, слесарями, сверловщиками-фрезеровщиками?
- Есть. И, видно, благодаря тому, что мы ежегодно проводим для школьников экскурсии по цехам. Им нравится у нас. Когда знакомятся с работой токаря, станочника, что-то, оказывается, остается в памяти, западает в душу...
- И что, даже кузнецами ребята хотят стать? Это же тяжелая работа, даже если со стороны за ней наблюдать...
- Хотят. И мы можем за год-два подготовить специалиста любой профессии.
Руководитель рассказал о планах коллектива на будущее. О том, что участок РСУ, на котором сегодня работают две бригады - маляров и плотников-столяров, с нового года будет переведен со сдельщины на повременку. И тут, конечно же, главное, чтобы люди не потеряли в зарплате.
Вроде бы все получается. Теперь осталось провести собрание коллектива, объяснить, как будет осуществляться переход на новую систему оплаты труда. Люди должны согласиться. Ну а без их согласия ничего предприниматься не будет.
Если в целом говорить о коллективе третьего комплекса, то надо, разумеется, начинать с того, что это в первую очередь ремонтный цех Дудинского морского порта, без которого транспортное предприятие просто-напросто не могло бы существовать. Его коллектив отвечает за надежную работу и состояние техники в порту: пневмоколесных и автомобильных кранов, экскаваторов, тракторов, бульдозеров, погрузчиков, вездеходов. Здесь, на третьем комплексе, изготавливают и ремонтируют все грузозахватные приспособления и снаряжение, строительные и такелажные скобы, без которых при обработке судов никак не обойтись.
Если вы думаете, что в третьем ППК трудится очень много народу, то очень ошибаетесь. Вместо нескольких сотен человек, работавших в прежние годы в РРМ и ПМ, сейчас здесь немногим больше сотни. Это специалисты самых различных профессий: сварщики и токари, слесари и такелажники, фрезеровщики и кузнецы, автокрановщики и экскаваторщики, электромонтеры.
Большинство из этих людей имеет солидный возраст. Даже самые молодые отработали в мастерских по доброму десятку лет, а основная часть - по два, три и больше десятилетий, из тех шестидесяти лет существования порта, юбилей которого отметил и коллектив комплекса механизации.
На празднование 60-летия транспортного предприятия приехали со всех уголков бывшего Союза бывшие работники ремонтно-механических мастерских и портовой механизации. Они в разное время покинули Дудинку. Но не забывают о коллективе, где прошла их жизнь, молодые годы.
Ветераны не только приняли участие в праздновании юбилея порта, но и провели на участках занятия, поделились опытом с нынешними специалистами.
- Их богатейший опыт, знания очень нужны нынешнему поколению, - говорит руководитель портовых мастерских. - Несомненно, нужны всем нам, если мы собираемся жить не только днем нынешним, а постоянно думая о том, что останется после нас...
День, когда нам удалось побывать в портовых мастерских, был обычным рабочим днем для коллектива. И мы, извинившись, попросили мастера Виктора Титова собрать людей, оторвать их ненадолго от работы, чтобы сделать вот этот снимок в стиле ретро.
Не просто на память, а для истории, ведь она для Дудинского морского порта, портовых мастерских сегодняшним днем не заканчивается...