Хранить в безопасном месте

АТОМНУЮ ЭНЕРГЕТИКУ В РОССИИ СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ РЕАБИЛИТИРОВАННОЙ.

В середине декабря, как известно, был запущен третий блок Калининской атомной станции. Нельзя сказать, что вся страна с замиранием сердца следила за этим событием, однако специалисты-атомщики обратили на него пристальное внимание. Неспроста присутствовал и президент РФ. Для кого-то из обывателей визит Путина на Калининскую АЭС мог остаться незамеченным, - дескать, мало ли в каких мероприятиях участвует руководитель страны, должность у него такая, а на жизни простого человека это, мол, обычно слабо отражается. Между тем для специалистов факт посещения президентом работающего блока и проведения рядом со станцией заседания Госсовета говорит как минимум о двух важных факторах. Во-первых, об уровне безопасности современных АЭС: рисковать жизнью и здоровьем первого лица государства никто бы не позволил. А значит вложенные в радиационную защиту 3-го блока Калининской атомной станции огромные средства оправдались. Во-вторых, внимание президента к пуску нового объекта атомной энергетики говорит о том, что отрасль окончательно реабилитирована политически. Естественно, обеспечением безопасности самих АЭС заботы атомщиков не ограничиваются. Одним из важнейших звеньев ядерного топливного цикла является транспортирование отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). О том, как организован этот процесс, о безопасности в любых нештатных ситуациях корреспондент "МН" беседовал с заместителем главного инженера железногорского Горно-химического комбината Константином Кудимовым.

- Насколько надежны во время перевозки средства защиты ОЯТ и сам транспорт, который при этом используется?

- Перевозки со всех российских и украинских АЭС осуществляются железнодорожным транспортом. Используются специальные вагон-контейнеры. Это охраняемый литерный поезд, который идет по специальным маршрутам. Их разрабатывают совместно железнодорожники и Агентство по атомной энергии: расписывается график движения, пути следования, которые знают только начальники станций.

- То есть все проходит в режиме повышенной секретности?

- Можно и так сказать. Еще, конечно, необходимой информацией о следовании состава с ОЯТ владеет определенное число людей на комбинате - специальные аварийные бригады, которые в период транспортировки груза всегда находятся в состоянии готовности. Меня, как руководителя группы, диспетчер всегда может найти - в случае необходимости. Но у нас почти за 20 лет проведено около 150 транспортировок, и все проходило в нормальном рабочем режиме. Думаю, не будет эксцессов и в дальнейшем. Тем более что технология совершенствуется, и уровень безопасности благодаря новым разработкам повышается.

- Неоднократно звучало, что контейнеры для перевозки ОЯТ сертифицированы, а значит, безопасность обеспечена на должном уровне. Какие же испытания прошли эти конструкции? Почему специалисты так в них уверены?

- Защитные контейнеры действительно сертифицированы: удовлетворяют и нашим российским стандартам, и международным требованиям - МАГАТЭ. Толщина стенок - 350 мм нержавеющей стали. Обеспечена и механическая защита, и радиационная, и ядерная. Контейнеры прошли множество испытаний. И теперь можно констатировать: их защитные свойства и герметичность сохраняются при падении с высоты девяти метров на жесткое основание, при падении на металлический штырь с метровой высоты, при пребывании в пламени не менее 800 градусов в течение 30 минут, при погружении в воду на глубину 200 метров в течение часа и более.

- Но в стране по дороге в Железногорск нет водоемов такой глубины.- Это международные стандарты. Есть страны, где ОЯТ часть пути проходит морем. И контейнер тестируется на 200 метрах, потому что в мире нет причала, где было бы глубже.

- Как-то под Сосновоборском проходили учения: опрокидывался вагон с контейнером. Как он выдержал такое обращение?

- Тогда имитировалась авария на железной дороге вагона с ядерным материалом. Реально опрокидывался вагон, контейнер был тоже реальный, но, разумеется, без начинки. Отрабатывались совместные действия персонала ГХК, Красноярской железной дороги, подразделений МЧС (нашей, железно-горской бригады и регионального центра) и специализированного аварийно-технического центра Северска. Участвовали также медики.

- Масштабно. Почему так много служб и подразделений собралось на одни учения? Они редко проводятся или эти были уникальными?

- На таких учениях хорошо отрабатываются взаимосвязи. Вообще они проводятся каждый год. Но в системе Минатома впервые проведена тренировка с реальным опрокидыванием вагона. Мы, кстати, первый раз видели "вживую", как работают бригады железной дороги. Они очень слаженно и оперативно все делали: уложили рельсы, кран пригнали и вагон поставили. Во время тех учений мы поняли, что хорошая связь - один из основных моментов. Кстати, оказалось, что именно в месте проведения учений - возле Тартата - сотовая связь работает очень неустойчиво - яма.

Поэтому пользовались спутниковой, она хорошо работала. Не подвела и связь МЧС.

- А контейнер выдержал?

- Безо всякого сомнения. Он не деформировался, остался герметичен, радиационного загрязнения не произошло. Мы делали имитацию, чтобы это можно было определить: положили очень слабый источник - безопасный. Ведь отрабатывались еще и действия дозиметристов и дезактиваторщиков.

- А за рубежом основной вид транспортировки ОЯТ какой?

- Во Франции, Великобритании, Японии, - смешанные перевозки. Внутри страны - автомобильным транспортом. Специальные контейнеры, специальные автомобили. Но если везут на переработку из Японии во Францию, в фирму Кожема, то частично транспортируют морским путем. Мы знакомились с опытом перевозок во Франции, в Германии. С точки зрения безопасности, мне кажется, железнодорожный транспорт все же более надежен. Хотя сравнивать сложно.

- Что происходит со сборками, благополучно доставленными на ГХК?

- Они помещаются в хранилище. Завод по регенерации топлива атомных электростанций - так называемый завод РТ-2 - одно из основных конверсионных направлений комбината. Буквально на днях исполнилось 19 лет с тех пор, как мы запустили в эксплуатацию "мокрое" хранилище - первую очередь этого завода. Цикл предусматривает хранение отработавших сборок АЭС под водой, а потом - переработку. Мы принимаем и помещаем в водоохлаждаемое хранилище сборки водо-водяных энергетических реакторов мощностью 1000 мегаватт (ВВЭР-1000), которые и сейчас строятся. Именно такой блок (конечно, модернизированный) и был пущен в эксплуатацию 16 декабря на Калининской АЭС. Мы завозим сборки с российских атомных станций - Калининской, Балаковской, Ново-Воронежской; с украинских - Южно-Украинской, Запорожской, Ровенской и Хмельницкой; из Болгарии - с Козлодуя.

- Но вторая очередь РТ-2, перерабатывающая, так и не достроена.

- Развитие атомной энергетики было приостановлено. По двум причинам: из-за кризиса в стране и аварии на Чернобыльской АЭС. Впрочем, сейчас не так уж много вводится в строй атомных блоков и хватает свежего урана. Тем более что сегодня сборки из свежего урана дешевле, чем из регенерированного. Поэтому пока не нужна крупномасштабная переработка. Хотя первый перерабатывающий завод - завод РТ-1 - в Озерске действует. Правда, не на полную мощность.

- То есть переработка пока нерентабельна, и завод РТ-2 достраиваться не будет?

- Пока да. Его проектная мощность была рассчитана на три тысячи тонн. Ведь планировалось очень активное развитие атомной энергетики. Сейчас у нас хранится чуть больше трех тысяч тонн сборок. Принята концепция строительства сухого хранилища на базе недостроенных зданий перерабатывающего комплекса РТ-2. С точки зрения надежности, да и экономически оно выгоднее "мокрого". Перерабатывающая очередь комплекса морально устарела, не будучи построенной. Завод проектировался в 70-е годы, а сейчас - XXI век. Наука ушла далеко вперед, технология меняется, НИРовские работы - исследования в области переработки топлива - проводятся, в том числе и в России, в них активно участвует и ГХК.

- Надо понимать, строительство перерабатывающего завода отложено, но не забыто?

- И если его построят, он будет принципиально новым. Появились современные технологии - экономически более выгодные, более безопасные. Например, сухая переработка, при которой образуется меньше жидких радиоактивных отходов. Наука же не спит. Не спит и атомная энергетика. В настоящий момент в России больше 16 процентов электроэнергии вырабатывается на АЭС. А в европейской части страны - порядка 30 процентов. Развитие атомной энергетики продолжается.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости