Экономика

ТРАСЕКА НЕ СКАЗАЛА СВОЕГО ПОСЛЕДНЕГО СЛОВА

Правительство Грузии поняло, что грузы могут пойти и в обход

Ф.АЛИЗАДЕ

В последнее время Иран довольно резко активизировал свою работу по развитию международного транспортного коридора "Север - Юг".

Отрадно, что во "главу угла" было поставлено соединение российской - азербайджанской - иранской железных дорог. Развитие грузоперевозок в данном коридоре, возможно, сыграет свою роль и в снижении грузопотока в направлении Грузии из Туркменистана и Казахстана. Следует отметить, что в последнее время в сторону Ирана, посредством танкерных перевозок, уже стали уходить в солидном количестве грузы нефти и нефтепродуктов Казахстана и Туркменистана, ранее транспортировавшиеся по железной дороге по международному коридору ТРАСЕКА через Азербайджан и Грузию.

Складывавшаяся ситуация несомненно не могла не вызвать настороженности не только у азербайджанских железнодорожников, но, в первую очередь, у грузинского правительства. Не стоит забывать, что, в отличие от Азербайджана, Грузия не имеет углеводородных запасов, и транзит через территорию данной страны грузов играет весомое значение в пополнении грузинского бюджета.

Так, по инициативе правительства Грузии, 12-13 августа в Батуми пройдет встреча руководителей железных дорог Грузии, Азербайджана, Казахстана и Румынии. Как сообщили "Туран" в Управлении Азербайджанской государственной железной дороги (АГЖД), встреча будет посвящена вопросам согласования тарифов в целях увеличения объемов перевозки грузов и, в частности, контейнерами. АГЖД на встрече будет представлять заместитель начальника дороги по финансовым вопросам Игбал Гусейнов.

Кроме того, в конце августа - начале сентября этого года железнодорожные администрации Азербайджана, Грузии и Казахстана планируют запустить демонстрационный контейнерный поезд Поти-Баку-Актау-Алматы, сообщили агентству "Шарг" в Управлении государственной железной дороги. В настоящее время определяется количество вагонов и объем грузов, которые будут перевозиться этим поездом.

Цель проекта - привлечение грузоперевозчиков из Европы и Азии для использования коридора Восток-Запад для перевозки контейнеров. Поезд должен продемонстрировать преимущества использования этого маршрута и скорость движения поездов по нему.

В настоящее время, в основном, перевозка контейнеров из Европы в Азию (в частности в Афганистан в рамках гуманитарной помощи) осуществляется через территорию России и Ирана, которые применяют демпинговые цены. Страны, участвующие в транспортном коридоре ТРАСЕКА, стараются "перетянуть" этот поток грузов в свой коридор. Общий объем гуманитарной помощи Афганистану без учета транспортных расходов составит порядка $1, 5 млрд.

Впрочем, премущества проекта ТРАСЕКА несомненно могут резко возрасти в случае присоединения грузинской и турецкой железных дорог. Напомним, что в ходе прошедшей на днях встречи в Турции министрами транспорта Турции, Грузии и Азербайджана подписан меморандум по реализации проекта строительства железнодорожной магистрали Карс-Ахалкалаки. Он декларирует намерение стран участвовать в осуществлении этого проекта, который позволит обеспечить железнодорожное сообщение между Азербайджаном и Турцией, сообщил агентству "Шарг" министр транспорта Азербайджана Зия Мамедов.

В дальнейшем стороны будут заниматься практическими работами по реализации этого проекта: подготовкой технико-экономического обоснования и изысканием средств для его финансирования. Как отметил министр транспорта Азербайджана, в настоящее время еще не определена сумма, необходимая для осуществления проекта, а также источники финансирования.

Протяженность железной дороги должна составить 120 км (90 км по территории Турции и 30 км по территории Грузии). Она соединит турецкий город Карс и грузинский Ахалкалаки. Согласно предварительным подсчетам, на его реализацию потребуется около $400 млн.

Отметим, что в среду в Грузию с двухдневным рабочим визитом прибыла многочисленная турецкая делегация под руководством премьер-министра Реджепа Тайип Эрдогана, сообщили РИА "Новости" в администрации президента Грузии.

Глава правительства Турции встретится с Михаилом Саакашвили и премьер-министром Грузии Зурабом Жвания. В ходе визита стороны обсудят вопросы углубления экономического сотрудничества между двумя странами. Многочисленная делегация ведущих турецких бизнесменов встретится с представителями деловых кругов Грузии, сообщили в администрации.

Там также добавили, что 12 августа турецкая делегация отправится в столицу Аджарской автономии Батуми, где ознакомится с экономическим потенциалом развития региона. Представители деловых кругов Турции посетят гостиничные комплексы Аджарии, внесенные в приватизационный список министерства экономики Грузии.

Несомненно, вопрос транзита грузов и, в частности, развития железнодорожных магистралей также будет находиться в центре переговоров. Не стоит забывать, что в случае соединения с Турцией железных дорог, грузы могут беспрепятственно следовать до Греции или Болгарии, а затем в центрально-европейские страны.

ЧИНИМ ДОРОГИ

А какие по ним будут ездить автомобили?

Ф.АСИМ

Решаем одну проблему, забываем о другой. Так можно назвать ситуацию, складывающуюся в нашей автомобильной отрасли. Сегодня правительство бросило все силы на восстановление автомобильных дорог. На необходимость наличия современных трасс для возрождения экономики в свое время указывал Франклин Рузвельт, когда выводил США в конце тридцатых годов из экономического кризиса, сделав упор на строительство дорог.

На восстановление дорог общегосударственного и местного назначения, по предварительным расчетам, потребуется пять лет и 800 млн. долларов, дабы довести их до мировых стандартов. Сейчас полным ходом идет укладка асфальта на центральных улицах столицы.

Эта деятельность, несомненно, позволит увеличить интенсивность перевозки грузов и пассажиров как в самой стране, так и за ее пределами. Тем более, что, по данным Госкомстата Азербайджана, наблюдается рост транспортных перевозок. Так, в январе-июне 2004 года всеми транспортными средствами было перевезено 57, 4 млн. тонн различных грузов, что больше показателей аналогичного периода 2003 года на 7, 2 %. Из всего объема грузов автомобильным транспортом перевезено 54, 8% (в январе-июне 2003 года составил 53, 5%), трубопроводом - 16, 0 % (16, 4%), железной дорогой -17, 1% (18, 1%) и водным транспортом -12, 1% (12, 0%).

Однако куда весомее роль автомобильного транспорта в пассажироперевозках. По данным Госкомстата Азербайджана, в январе-июне 2004 года объем пассажирских перевозок всеми видами транспорта, по сравнению с январем-июнем 2003 года, вырос на 3, 3% и составил 466, 0 млн. человек.

Из общего объема пассажирских перевозок подавляющая часть приходится на автомобильный транспорт - 84, 4% (в январе-июне 2003 года - 85, 0%), на городской электротранспорт - 15, 0% (14, 4%), на железнодорожный транспорт - 0, 5% (0, 5%), на морской и авиатранспорт - 0, 1% (0, 1%).

Из общего объема пассажирских перевозок 84, 2% осуществлено транспортными средствами негосударственного сектора. Физическими лицами за указанный период перевезено 266, 3 млн. пассажиров (больше аналогичного периода 2003 года на 2, 6%), а юридическими лицами - 199, 7 млн. человек (на 4, 3 %). Объем пассажирских перевозок на автомобильном транспорте составил 393, 4 млн. пассажиров, что больше января-июня 2003 года на 2, 5% ("Туран").

Из статистических данных не трудно заметить, что основной объем перевозок населения приходится на автомобильный транспорт и, в первую очередь, осуществляемую в частном секторе, физическими лицами.

Однако уже сегодня надо задаться вопросом, а какие автомобили приобретают наши частники для перевозки населения на вновь асфальтированных дорогах. Трудно не заметить, что заполонившие столицу автобусы сняты с европейских городов и были в эксплуатации далеко не один год. То есть, фактически, из-за того, что не данные транспортыне средства уже не отвечали жестким экологическим стандартам, они по бросовым ценам были проданы нашими частниками.

В ближайшие годы в Азербайджан может "хлынуть" новый поток автомобилей по тем же бросовым ценам, но уже из России. По той причине, что российские автопроизводители перейдут на выпуск автомобилей, соответствующих стандартам экологической безопасности Евро-2, с начала 2005 года. Об этом заявил замдиректора Департамента промышленности минпромэнерго России Николай Сорокин. В настоящее время готовится соответствующее постановление правительства.

По его словам, к настоящему моменту руководители всех отечественных автомобилестроительных предприятий сообщили о готовности перейти на стандарт Евро-2 к концу текущего года. Н.Сорокин напомнил, что программа постепенного перевода предприятий на европейские стандарты экологической безопасности предусматривает переход на Евро-3 с 2006 года, и на Евро-4 в 2008-2010 годы (AK&M).

Вследствие вышеизложенного, Азербайджан может превратиться в гигантскую автомобильную свалку, а мы просто начнем задыхаться от выхлопных газов отработавших свой век автомобилей, не отвечающих никаким экологическим стандартам.

Мало того, что по нашим дорогам продолжают "бегать" старенькие венгерские "карусы" и латвийские "раф"ы с ГАЗовскими моторами, которые полностью изжили свой ресурс, у нас прибавляются проблемы со списываемым старьем из Европы, а в ближайшее время возможно и из России. Может настала пора, с одной стороны, жестче подойти к вопросу импорта автомобилей и установить ограничения, чтобы завозимые автомобили отвечали хоть некоторым экологическим стандартам. А с другой, дабы не парализовать обслуживание населения, разработать финансовые схемы, когда на основе кредита или лизинга предприниматели могли бы приобретать современные автомобили.

ФРС США ПОВЫСИЛА УЧЕТНУЮ СТАВКУ ДО 1, 5%

Федеральная резервная система (ФРС) США, выполняющая в этой стране роль Центрального банка, повысила учетную ставку на 0, 25 пункта до отметки 1, 5%. На такой шаг руководство ФРС пошло в целях сохранения уровня инфляции в стране в пределах нормы.

Размер учетной ставки на протяжении 4 последних лет находился на самом низком уровне за 46 лет - 1%. Шесть недель назад ФРС повысила ставку на 0, 25%. Напомним, к данной мере прибегают, чтобы сохранить положительные тенденции в экономике и соответствующим образом повлиять на уровень инфляции в стране, опасаясь его увеличения. Сегодняшнее повышение было ожидаемым и прогнозировалось аналитиками, несмотря на замедление темпов создания новых рабочих мест в США, о котором было объявлено в конце прошлой недели. Предыдущее решение поднять учетную ставку на 0, 25% не должно было оказать влияния, по мнению экспертов, на рынок энергоносителей, равно как и на остальные сегменты товарного рынка. Единственное, на что оно должно было повлиять - так это на интерес к инвестициям и заимствованиям.

Между тем, увеличение числа безработных в США и меньшее, чем было запланировано ранее число созданных рабочих мест (32 тыс. новых рабочих мест вместо прогнозировавшихся ранее 228 тыс. мест), никак, вопреки ожиданиям экспертов, не повлияло на решение увеличить учетную ставку. Стоит отметить также небывалый рост цен на нефть - до 45 долларов за баррель в Нью-Йорке. Аналитики опасались, что высокие цены на топливо спровоцируют рост инфляции и ударят по корпоративным прибылям, потребительским расходам и общим темпам экономического роста.

Так, ФРС заявляет о том, что в последнее время в США приостановился рост промышленного производства. И эта причина, и более сложная ситуация с рабочими местами последовали, в частности, из-за роста цен на энергоносители. Для того, чтобы экономика страны начала развиваться прежними темпами, специалисты ФРС и предприняли новое повышение учетной ставки.

Кроме того, большинство экспертов считают, что нового увеличения ставки следует ожидать уже через месяц, оно может составить также 0, 25%. Напомним, фондовые торги 10 августа в США открылись ростом ведущих индексов на фоне макроэкономических новостей. Министерство труда США сообщило, что по предварительным данным, производительность труда в несельскохозяйственной сфере выросла во II квартале 2004 г. на 2, 9%. Эти данные превзошли ожидания аналитиков, прогнозировавших повышение этого показателя на 2%. Тем не менее, показатель роста производительности труда был самым низким с 2002 г., что вызвало определенную обеспокоенность на рынке. Также на момент начала торгов инвесторы проявляли осторожность из-за роста цен на нефть. Как уже было сказано, на Нью-Йоркской товарной бирже 10 августа был установлен новый рекорд - цена за баррель Light Sweet превысила психологическую отметку 45 долл./барр., достигнув максимума 45, 04 долл./барр.

Между тем, по мнению аналитиков, увеличение учетной ставки вполне может спровоцировать весьма негативный сценарий развития событий на нефтяном рынке. Вчера Ирак сократил экспорт нефти с 1, 9 млн. баррелей в сутки до 1, 1 млн., остановив ее прокачку по двум нефтяным трубопроводам, идущим в порт Басра. Если доставка нефти не возобновится, а ее запасов на морских терминалах Ирака осталось на пару дней, то на рынке может начаться паника, и цены, по оценкам экспертов, вполне могут в обозримом будущем достигнуть 100 долларов за баррель. Дальнейший же рост цен может привести к спаду мировой экономики. Для того, чтобы избежать данной ситуации, на 15 сентября намечено заседание ОПЕК в Вене, на котором будет обсуждаться ситуация с ценами на нефть и объединение усилий всех стран-экспортеров, входящих и не входящих в картель. Россия на это заседание также приглашена, несмотря на то, что она не является участницей ОПЕК.

Также заметим, что по итогам торгов 11 августа 2004 г. индекс DJIA повысился на 130.01 пункта (+1.32%) и составил 9944.67 пункта. В дополнение к этому стоит отметить, что в Европе фондовые торги завершились 10 августа повышением основных индексов на фоне корпоративных новостей, несмотря на продолжающийся рост цен на нефть. Котировки акций RWE упали на 3, 2% на фоне превысившего прогнозы аналитиков роста ее прибыли. По мнению обозревателей, инвесторы очень осторожны в своих прогнозах относительно дальнейших перспектив прибыли этой германской энергетической компании. Стоимость ценных бумаг Deutsche Boerse повысилась на 2, 6% после того, как прибыль биржи превысила ожидания аналитиков.

На фоне продолжающегося роста цен на нефть укрепили свои позиции компании нефтедобывающего сектора. Котировки акций Statoil повысились на 1, 5%, Total - на 1, 1%, Shell - на 1, 5%. Стоимость ценных бумаг UBS повысилась на 0, 4%. Это произошло после того, как крупнейший в Европе по размеру активов банк объявил, что его чистая прибыль по итогам первого полугодия 2004 г. составила 4, 39 млрд. швейцарских франков (3, 5 млрд. долл.), увеличившись на 60%. На 3, 9% выросли в цене акции британской финансовой группы Barclays на фоне продолжающихся слухов о ее возможной продаже. Котировки акций южноафриканского страховщика Old Mutual повысились в цене на 4, 1% после сообщений о росте прибыли компании за первую половину текущего года на 21%. На этом фоне лондонский индекс FTSE 100 повысился на 36, 50 пункта (0, 85%), индекс Xetra Dax во Франкфурте-на-Майне - на 30, 31 пункта (0, 82%), а французский САС 40 - на 35, 76 пункта (1, 02%). AEX-Index в Амстердаме вырос на 3, 16 пункта (1, 01%), миланский MIBTEL - на 106 пунктов (0, 53%), а швейцарский Swiss Market - на 24, 40 пункта (0, 50%). Общеевропейский индекс FTSE Eurotop 300 повысился на 0, 4% до отметки 951, 3 пункта.

ТРАСЕКА НЕ СКАЗАЛА СВОЕГО ПОСЛЕДНЕГО СЛОВА

ФАЗА -3 ПОЛУЧИТ САНКЦИЮ 20 СЕНТЯБРЯ

Третья и последняя фаза полномасштабной разработки месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли" планируется санкционировать 20 сентября, в день, когда будет праздноваться 10-летие со дня подписания контракта на разработку этого месторождения.

Последняя фаза включает разработку глубоководной части месторождения "Гюнешли" и при необходимости извлечение остаточных запасов месторождения "Чираг", тех, которые будет невозможно добыть с существующей платформы "Чираг-1".

Концепция последней фазы разработки месторождения аналогична Фазе-1, то есть на месторождении будут установлены две платформы - добывающая и компрессорная, связанные друг с другом мостиком. Различаться будет схема закачки в пласт для поддержания давления. Во-первых, с самого начала разработки, а не позже, в пласты будет нагнетаться вода, так как мелководная часть месторождения находится в разработке. Причем это будет делаться с отдельно расположенного донного оборудования. Кроме того, газ в ходе третьей фазы в пласты закачиваться не будет.

Сразу после санкционирования будут окончательно согласованы и подписаны контракты с основными подрядчиками на строительные работы и поставки оборудования. Как уже сообщал "Шарг", контракторы будут те же, что и для второй фазы разработки. Это компании McDermott, Boughes Offshore, Saipem, Mercon, Emtunga и альянсом Amec-Tekfen-Azfen (ATA).

Американская McDermott будет строить верхние строения для добывающей платформы на "Гюнешли". Это будет самая крупная и тяжелая платформа в проекте полномасштабной разработки.

В проекте третьей фазы не предусмотрено строительство морских трубопроводов большой протяженности, как это предусмотрено в первой и второй фазе. Будут строиться лишь небольшие соединительные линии для объединения всех трех фаз в общую систему. Эту работу также выполнит McDermott, которая является контрактором для подводных трубопроводов двух первых фаз.

Верхние строения для газокомпрессорной и водонагнетательной платформы, которая предусмотрена в проекте разработки "Гюнешли", будут изготавливаться альянсом ATA. Французская Bouygues Offshore (подразделение итальянской Saipem) построит еще два опорных блока для "Гюнешли" в дополнение к четырем для первой и второй фаз. Компания уже начала демонтаж старого опорного блока на заводе "Шельфпроектстрой", чтобы освободить еще один стапель. Опорный блок для глубоководья "Гюнешли" будет иметь большую длину (173 метра), что может затруднить ее параллельное строительство на имеющемся стапеле, где строятся сейчас опорные блоки для платформ "Западный Азери" и "Восточный Азери".

Как и в предыдущих двух фазах, для платформы на "Гюнешли" шведская Pharmadule Emtunga будет строить и доставлять в Баку жилблок, буровой модуль изготовит нидерландская Mercon, а морскую транспортировку и инсталляцию проведет итальянская Saipem.

По некоторым сведениям, стоимость проекта составит $4-4, 5 млрд. Начало разработки месторождения запланировано на середину 2008 года. С введением в эксплуатацию глубоководья "Гюнешли" суточная добыча на АЧГ превысит 1 млн. баррелей.

ПОДАЧА ГАЗА В АЗЕРБАЙДЖАН ВОЗОБНОВЛЕНА

Российская компания "Газэкспорт" возобновила подачу природного газа из России в Азербайджан вчера вечером, сообщили агентству "Шарг" в Госнефтекомпании республики. По словам представителей ГНКАР, в настоящее время российская компания наращивает поставки газа. Согласно договоренности, объемы ежесуточной прокачки будут доведены до 16 млн. куб. м газа в сутки. Возмещение недопоставленных в результате аварии объемов будут произведены осенью - зимой этого года.

Остановка подачи природного газа в Азербайджан произошла в результате взрыва на трубопроводе, произошедшего в ночь с пятого на шестое июля на территории Чеченской Республики на одном из речных переходов. Этим объясняется такой долгий срок восстановления трубопровода.

Всего в этом году российская компания поставит в Азербайджан 5, 5 млрд. куб. м газа.

ЧИНИМ ДОРОГИ

ФРС США ПОВЫСИЛА УЧЕТНУЮ СТАВКУ ДО 1, 5%

ФАЗА -3 ПОЛУЧИТ САНКЦИЮ 20 СЕНТЯБРЯ

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости