Демонополизация рынка пока не осуществлена
Второй этап структурной реформы железнодорожного транспорта на 2003-2005 годы включает меры по разработке и введению в действие ряда нормативно-правовых документов, связанных с функционированием ОАО "РЖД" в условиях изменения формы собственности и полного отделения функций государственного управления от хозяйственной деятельности железных дорог.
В современных условиях любая мера по структурному реформированию ОАО "РЖД" должна приводить к поэтапному сокращению монопольного сектора рынка транспортных услуг и наращиванию] объемов услуг в сфере конкурентной деятельности.
Наиболее значимой особенностью проделанной работы является то, что на основе государственного имущественного комплекса, находившегося в хозяйственном ведении федеральных унитарных предприятий, образован единый хозяйствующий субъект, имеющий организационно-правовой статус открытого акционерного общества. В уставный капитал этого субъекта внесено имущество организаций федерального железнодорожного транспорта, повышение эффективности использования которого в новых условиях является определяющей целью второго этапа. На этом этапе наряду с ограничением и регулированием деятельности естественной монополии предусматривается произвести разукрупнение единого хозяйствующего субъекта в результате образования дочерних компаний.
Этот вопрос является наиболее принципиальным, так как от его практического решения во многом зависит, как будет протекать финишная часть структурной реформы железнодорожного транспорта.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях" меры по демонополизации рынка железнодорожных перевозок, являющиеся основой структурной реформы, должны в конечном счете привести к такому его положению, при котором регулирование деятельности субъектов естественных монополий останется только в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта. Сужение сферы регулирования рынка железнодорожных перевозок только до регулирования стоимости услуг инфраструктуры должно стать конечным результатом реализации всей программы структурной реформы. Современный порядок регулирования грузовых перевозок необходимо преобразовать таким образом, чтобы все виды деятельности, их составляющие (предоставление вагонного парка под перевозки, услуги локомотивной тяги и др.) были отделены от услуг инфраструктуры посредством обособления в самостоятельные хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою коммерческую деятельность в конкурентном секторе рынка транспортных услуг.
Таким образом, основной смысл структурной реформы железнодорожного транспорта заключается, во-первых, в минимизации монопольной деятельности до услуг инфраструктуры и, во-вторых, в формировании условий для развития конкуренции при осуществлении всех видов деятельности ОАО "РЖД", кроме деятельности по предоставлению перевозчикам услуг инфраструктуры.
Пробным камнем в решении одного из главных вопросов реформирования является второй (настоящий) этап структурной реформы, в рамках которого предусматривается отработать механизм функционирования и взаимодействия с ОАО "РЖД" дочерних его компаний. Дочерние акционерные общества необходимо образовывать на основе имущественного комплекса ОАО "РЖД" в сфере пассажирских дальних и пригородных перевозок и грузовых специализированных (контейнерных и рефрижераторных) перевозок, в областях ремонта и производства подвижного состава и путевой техники, строительства, деятельности научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций и др.
Однако вопрос реформирования ОАО "РЖД" на основе образования дочерних обществ с точки зрения получения конечного результата в определенной мере является проблематичным. В Программе цель второго этапа определена как реорганизация ОАО "РЖД" путем выделения из него структурных образований, осуществляющих те виды деятельности, которые могут выполняться другими хозяйственными обществами и (или) открыты для конкуренции. Видимо, выделение из ОАО "РЖД" структурных образований или создание дочерних обществ на основе имущества ОАО "РЖД" представляет собой различные формы преобразования основного общества. Выделение из ОАО "РЖД" означает образование новых хозяйствующих субъектов, независимых от ОАО "РЖД" и осуществляющих свою деятельность в конкурентном секторе рынка. Только дополнение и развитие этого сектора рынка имеют непосредственное отношение к структурной реформе.
Выделение или образование дочерних обществ в составе ОАО "РЖД" хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в монопольном секторе рынка, имеет мало смысла. Прежде чем принимать решение о разукрупнении ОАО "РЖД", следует определиться в главном: будут ли регулироваться государством услуги вновь образованного хозяйствующего субъекта. При положительном ответе на этот вопрос любая реорганизация ОАО "РЖД" прямого отношения к реформированию отрасли не имеет.
В современных условиях любая мера по структурному реформированию ОАО "РЖД" должна приводить к поэтапному сокращению монопольного сектора рынка транспортных услуг и наращиванию объемов услуг в сфере конкурентной деятельности. Если в результате преобразований ОАО "РЖД" не происходит никаких структурных изменений на рынке услуг, не наращивается конкурентный его сегмент, не изменяется соотношение в сторону сокращения удельного веса монопольного сегмента, то в лучшем случае такие преобразования можно назвать мерами по совершенствованию деятельности ОАО "РЖД", а не его реформированию.
Рассмотрение некоторых форм реорганизации ОАО "РЖД" на втором этапе структурной реформы приводит к выводу, что нет четкой линии на сокращение монопольного сектора рынка транспортных услуг. Образование дочерних обществ по отдельным видам деятельности не ведет к трансформации рынка транспортных услуг из монопольного в конкурентный и либерализации в области ценовой политики, касающейся регулируемых видов услуг.
В связи с этим представляется целесообразным в рамках программных документов по реформированию железнодорожного транспорта прежде всего проводить те меры по преобразованию ОАО "РЖД", которые ведут к демонополизации рынка и повышению удельного веса конкурентных видов деятельности в сфере транспортного бизнеса. Только реализация таких мер полностью соответствует целям и задачам структурного реформирования, отражающего интересы отрасли, государства и пользователей транспортных услуг.
Страницу подготовила экономический обозреватель "TP" кандидат экономических наук Ирина ПОЛЯКОВА