Начальник Волжского объединенного речного пароходства Константин Коротков в 70-х годах прошлого столетия обратился в Министерство речного флота с неожиданным предложением -наладить силами волгарей перевозки по морям в порты Европы, Африки и Азии.
Для этого необходимо выделить пароходству суда смешанного плавания "река -море". Проанализировав все "за" и "против", ведомство дало "добро".
На пороге зимы 1974 года в рейсы на Черное и Средиземное моря ушли теплоходы "Сормовский-27" и "XVII съезд ВЛКСМ" с капитанами-речниками Борисом Зимихиным и Виталием Швецовым. Родную гавань суда после митинга покидали под мелодию "Прощание славянки". А в Волжском пароходстве появилось тогда управление международных грузовых перевозок.
Сегодня управление международных грузовых перевозок Волжского пароходства располагает внушительным парком судов загранплавания - более 50 единиц.
- В мировой иерархии тоннажа Волжское пароходство рассматривается как "коустер", то есть обладающий флотом грузоподъемностью от 1000 до
5500 тонн, - рассказывает заместитель начальника управления Василий Сорокин. - Данный тип судов позволяет транспортировать грузы от производителя до потребителя, избегая перевалки в устьевых портах. Это существенно сокращает сроки доставки и позволяет избежать утрат и повреждений перевозимой продукции. Флот смешанного плавания работает круглый год, осуществляя перевозки грузов между портами 40 стран Европы, Азии, Северной Африки в бассейнах Средиземного, Черного, Азовского, Балтийского и Каспийского морей. Его важное преимущество - способность заходить в порты с небольшими глубинами.
Перемен в работе волжан довольно много, и большинство из них - к лучшему. Номенклатура грузов, перевозимых судами Волжского пароходства, обширна: это зерно, лес, пиломатериалы, металл, минеральные удобрения и цитрусовые. Есть и специализированное судно для перевозки опасных грузов в танк-контейнерах - это теплоход "Капитан Бабушкин". В этом году возможностей для перевозки жидкой химии стало больше. На заводе "Борремфлот" овощевозы "Роскем" и "Роскем-1" были переоборудованы в наливные суда.
Кроме того, введены в эксплуатацию два сухогруза нового поколения "Русич". Эти теплоходы - маневренные, удобные в управлении. Эффективность их эксплуатации оказалась даже выше, чем ожидалось.
В минувшем году волжский флот загранплавания перевез около 1200 тысяч тонн грузов, грузооборот превысил 2, 8 миллиарда тонно-километров. Улучшение коммерческих показателей работы флота смешанного плавания "река -море" и расширение географии международных перевозок стало возможным во многом благодаря созданию Волго-Балтийской логистической компании, объединившей фрахтовые усилия Волжского и Северо-Западного пароходств.
"Бербоут", "демеридж", "постфиксинг"... Когда слышишь эти слова, кажется, что очутился в неведомом государстве, где люди, разговаривая на незнакомом языке, прекрасно понимают друг друга. Язык профессионалов постичь непросто - тут мало получить диплом об окончании экономического факультета водной академии, нужно еще и "повариться" в котле текущей работы, которая имеет массу тонкостей. Сегодня в управлении международных перевозок трудятся два десятка специалистов. И у каждого свой фронт работы.
- В моем ведении находятся вопросы, связанные с эксплуатацией судов типа "Волжский" и "Сормовский" - всего 12 единиц, - рассказывает главный менеджер управления международных грузовых перевозок Владимир Коровин. - В круг обязанностей входит контроль за движением судов, выполнением ими рейсовых заданий, решение текущих вопросов. Очень часто приходится работать в режиме цейтнота. Например, теплоход меняет порт выгрузки - необходимо срочно обеспечить его нужными документами. Или, скажем, договор морской перевозки стал "яблоком раздора" между отправителем груза и фрахтователем - нужно оперативно уладить все шероховатости.
А четыре года назад в структуре управления международных грузовых перевозок появилась группа по страхованию и претензиям. Ее создание стало, что называется, ответом "на злобу дня".
- К началу 2000 года семь единиц Волжского флота находилось под арестом, - говорит юрисконсульт по претензионной и исковой работе Алексей Бачурин, - причем некоторые - "Зеленга" и "Сормовский-109" - довольно длительное время. Дело в том, что Волжское пароходство в конце 90-х годов вело не слишком грамотную политику, сдавая суда в аренду. Нередко случалось, что арендатор накапливал долги, а потом фактически бросал теплоход на произвол судьбы. В результате Волжское пароходство, как собственник, было вынуждено погашать задолженности. В противном случае судно попадало под арест. Кроме того, к началу 2000 года Волжское пароходство вело порядка семи крупных арбитражных дел, связанных с грузовыми претензиями.
Поэтому мы взялись за страхование ответственности судовладельца, благодаря этому удалось избавиться от претензий к работе Волжского пароходства со стороны третьих лиц. На сегодняшний день ни одно наше судно не находится под арестом, хотя угрозы постоянно возникают. Но мы всегда начеку, стараемся решить проблему еще до ее возникновения. Что же до арбитражных дел, то львиная их доля уже закрыта, оставшиеся мы планируем завершить в ближайшее время.