Зачем сын премьера едет на Дальний Восток?
Читателей "Слова" заинтересовало короткое сообщение в предыдущем номере газеты о назначении сына Петра Фрадкова, 26-летнего отпрыска нынешнего премьер-министра, заместителем генерального директора Дальневосточного морского пароходства. Новость эта облетела все российские СМИ. С чего бы вдруг, задаются вопросом журналисты, перемещать из-за границы (а точнее, из США) столь юный управленческий кадр, никогда не имевший отношения к морским делам? В чем подоплека стремительного водворения на престижное и прибыльное место Петра Михайловича? Наш корреспондент Петр Гвоздев, вылетев на Дальний Восток, попытался на месте разобраться в причинах неожиданной карьерной передислокации фрадковского сына. Мы знакомим своих читателей с его версией происходящего.
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
За год до выборов президента премьер М. Касьянов подписывает документ о "Порядке управления акциями, находящимися в федеральной собственности...". Длинно и премудро названо Постановление N44 от 23 января 2003 г., но смысл его понятен: пускай распоряжается акциями Минимущества и Фонд имущества, чей представитель "действует на основании письменных директив министерства (фонда)". Бог ты мой! До М. Касьянова управлялся с акциями не чиновник министерства в составе совета директоров, а назначенец со стороны. Кому выгодно спрямление, бюрократизация там, где тонкие материи собственности, экономики и рынка? Над казенным и частным капиталом, думают, нависла государственная министерская длань. Ничего подобного! Во властные структуры государства, в право на имущество, в бюджетную сферу, в разнообразные ФО мгновенно внедрились служители двух господ. В совет директоров ДВМП (Дальневосточное морское пароходство) - третье по величине в России-легально были включены руководитель департамента Минтранса РФ А. Жиглицкий, замруководителя - Л. Филиппов, советник министра имущественных отношений РФ - К. Махов. Да и сам шеф Росморфлота В. Рукша не погнушался управлением 19 процентами казенных акций в ДВМП, не имея никакого отношения ни к Минимущества, ни к фонду. А что поделаешь? ДВМП - собственность бывшего министра С. Генералова. Компания особых статей. Кипрская. Да и владелец ее уж очень притягателен: сперва в офшоре устроил "С.В.Г. Холдинг С.А.", потом - управляющую компанию "Промышленные инвесторы" для действий в России, став в позу как бы и иностранного инвестора. Откуда взялся столь прогрессивный ум? Оказывается, из поля притяжения М. Ходорковского, из торговавших научно-техническим творчеством молодых, благодаря чему попал в МЕНАТЕП финансистом. Позднее М. Ходорковский пустил свой резерв в дело, поспособствовав назначению С. Генералова министром топлива и энергетики в 1998 г. Возможно, одна из целей этого перемещения - лоббировать для "ЮКОСа" отсрочку налоговых платежей в бюджет до 2000 г. Кипрский офшор, таким образом, креп в энергетическом поле "ЮКОСа" за счет услуг нефтяникам. До тех пор, пока сам не рискнул вложиться в красноярскую угледобычу. Крупнейшее в стране АО "Красу-голь" было куплено за 30 млн. долл. Правительство спустило его за бесценок, дабы получить 100 млн. долл. в виде первого "угольного" транша Всемирного банка для реформ в угольной отрасли. Вот что значит быть во властных кругах, уметь держать нос по ветру и быстро соображать! Вскоре, не отходя от кассы, С. Генералов был представлен публике губернатором А. Лебедем как депутат Госдумы от Красноярского края. Увы, очень скоро долг оказался "платежом красен" - депутат "кинул" губернатора, заявив, что слишком маломощен для выполнения инвестиционных условий по "Красуглю", и продал пакет акций уже не за 30 миллионов долларов, а в четыре раза дороже. Вот такие "промышленные инвесторы!" В Госдуме С. Генералов то покупал ликероводочный завод, то нащупывал страховой бизнес, невзирая на закон "О статусе депутата", вроде бы запрещавший это. Но кто и зачем будет разбираться в необъятном конгломерате сделок фракционеров Союза правых сил! Да и что такое С. Генералов? Тут киты - Гайдар, Немцов, ныне банкир. Сращение бизнеса с министерской и законодательной властью как способ формирования буржуазии устраивало Ельцина. И бывший министр уже в думском Комитете по экономической политике стал заместителем председателя. Показалась маловатой должность - прибавил к ней кресло председателя Комиссии по защите прав инвесторов. Поскольку юридически он считался киприотом, "вложившим" деньги в России, то в ипостаси министра он деньги брал, а как депутат их оборонял. Но не только оборонялся С. Генералов - он и нападал, используя простенькие схемы рассылки ультимативных требований в преуспевающие АО с притязаниями на владение блокирующим пакетом акций. Казалось бы, ну зачем ему ДВМП, якобы работавшее бесприбыльно 10 лет после приватизации? Зачем? То ли выходец из ДВМП, министр Минтранса Франк решил подзаработать на комиссионных? То ли гендиректор Луговец посчитал наконец нужным показать прибыль, но уже без него?
КАК ПРОВОЖАЮТ ПАРОХОДЫ?
"Русский киприот", любящий Россию за деньги, так или иначе раскошелился на 56 млн. долл. и купил 60 процентов акций ДВМП. Когда узнал, что у компании свыше 100 млн. долл. долговых обязательств, тут же потребовал у Франка 1,5 млн. долл. комиссионных обратно. Такую компанию не перепродашь, как "Красуголь". Спрашивается: в чем подлинный замысел Франка? Дальнейшие события показали, как и на чем строил Франк взаимную "любовь" частного и казенного капитала. Не оставляя, идеи перепродажи, т.е. чистой спекуляции, вовлекший в дело чинов Минтранса как представителей государства, С. Генералов устремил взор на соседей и смежников. Он прикупил пакет акций судоремонтного завода, принудил к сдаче топливную компанию, ввязался в изнурительную борьбу за "Трансбункер", захватил "Совбункер", интересный как владелец половины акций "Буминфлота" с активами более 70 млн. долл. А как же! Как создашь привлекательность для ДВМП? Только силой, только опираясь на власть. Изощренно, с циничным вмешательством в деятельность компаний для их захвата и кляузами в правительственные места об их неэффективности. С. Генералов сбивал привлекательность ДВМП, как масло в маслобойке, присваивая контроль над реестром акций, не беря в расчет судьбы простых рабочих, выбрасываемых на улицу. Хозяина интересовали только активы предприятия, а не инвестиции в производство. С "Совбункером" дело застопорилось, ибо конкурирующая команда никак не хотела расставаться со своими акциями. Государственных было 14 процентов. И что интересно, их управители из Минтранса не могли продать - зато радели родному человечку путем консолидации с ним своих голосов на собраниях акционеров. И все-таки вышла осечка: "Совбункер" не сдался, устоял. Тогда С. Генералов набросился на успешные Северное и Сахалинское пароходства, успев проглотить без проблем Камчатское. Гендиректор ДВМП Е. Амбросов через прессу уверял, будто два пароходства на грани гибели... Но, собрав, что удалось, и осадив на годы строптивых, наш "киприот" прибег к иной форме поглощения - посредством кредитных обязательств компаний, выступая их гарантом. В итоге он завладевал неспособной возвратить кредит компанией. Понятно, что, как гарант кредита, он и не помышлял отдавать доверчивому кредитору его доллары.
Команда С. Генералова не устает повторять, что ДВМП - третья по величине судоходная компания в России. Можно ли считать ее российской, если государственных акций в ней - 19 процентов (остальные кипрские или транснациональных корпораций)? В компании - 80 судов различного назначения, их средний возраст - 20 лет. Пенсионный возраст, если по человеческим меркам. Пока С. Генералов рос количественно, за счет активов и овеществленного капитала, качественно ДВМП оставалось прежним: все 80 судов кормили только экипажи и 800 чиновников владивостокского аппарата. Никто не задавался вопросом: как возможно судну за год упорных трудов заработать только на прокорм? Как будто компания при Франке и Луговце подрядилась кормить 800 генералов, состязаясь с мужиком из щедринской сказки, который, как известно, один прокормил двух генералов! В оправдание ссылались на высокий уровень налога на зарплату моряков под российским флагом, на обложение НДС авансом - отсюда, мол, такая низкая конкурентоспособность. Что интересно, за 10 лет ни акционерам, ни государству за его пакет Франк и Луговец дивиденды не выплачивали. Где они оседали? А тут и С. Генералов подключился к эксплуатации ДВМП как собиратель, а не транжира тех лакомых кусков собственности, которые приглянулись ему как "киприоту". Образ собирателя под сенью российского флага, да с помощью правительства, удачно вписывался в конечную цель перепродажи компании с хорошим наваром. Кто уж тут станет слушать вопли "недружествен но поглощаемых" компаний? Управление ДВМП - совместное с персонами из Минтранса - якобы остается бесприбыльным, затратным. Почему? Не затем ли, чтобы по дешевке скупить эти самые 19 процентов акций государства, упростить мнимый аукцион, остудить возможных приобретателей? Министр Греф не зря пообещал недавно распродать мелкие и неприбыльные активы по бросовой цене, за копейки. На ту же идею работает гендиректор Е. Амбросов, когда с негодованием жалуется на то, что "стоимость обработки флота под российским флагом в наших портах - как по размеру портовых сборов, так и стивидорных услуг - точно такая же, как и для иностранных судов". Только так! Хоть шерсти клок с кипрской компании, отмывающей грязные деньги. При всем при этом Е. Амбросов с гордостью поделился очередной изобретательностью С. Генералова: "На направлении Австралия - США пароходство перешло от жесткой конкуренции к тесному сотрудничеству со своими бывшими конкурентами... Придя к выводу о том, что это направление переполнено тоннажем где-то на 40 процентов, мы договорились о пропорции, на которую каждая компания уменьшит свой тоннаж во избежание "ненужной конкуренции". Объединив свой сервис и флот с конкурентами, мы работаем по единому расписанию, предварительно согласовав долю каждой из компаний в грузопотоке". Для чего ж вы проглотили, изнасиловав прежде, ряд российских компаний? Чтобы их ресурсом пользовались иностранцы? Или просто не пожелали пачкаться с теми, кто ходит под отечественным флагом? В результате возник образ транснациональной компании. При чем туг российский флаг, которым кичится С. Генералов, и требование Минтранса и Госдумы отменить налоги и сборы во имя флага? Чтоб обласкать тех, кто ни гроша не принес в казну России, насильно монополизируя ее рынок грузоперевозок и бросая тень на образ русского капитализма, действующего вне права, зато в обнимку с чиновничеством.
БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ДЕЙСТВУЕТ
Деньги не пахнут. Аксиома. Происхождением и отмыванием денег в России не интересуются. Экспертная группа польского финансового еженедельника "Напрямую" ("Впрост") обозначила С. Генералова в ряду типичных постсоветских дельцов Центральной Европы - вместе с Невзлиным, Лебедевым, в той десятке, чей капитал колеблется от 0,5 до 1 млрд. долл.
Отвлечемся от неразрешимого вопроса: почему контейнеровозы и сухогрузы ледового класса, балкеры для перевозки угля, рефрижераторные суда, лесовозы и пассажирский флот вкалывали задарма? Ссылка на непрофильные активы (кирпичный завод, Дворец моряков, склады, гостиницы), которые-де поглощали прибыль - аргумент для бесед на лавочке. Также признается, что договоры с немецкими партнерами и корейскими при Франке были с минусовым эффектом. Выходит, им доплачивали за перевозку их же грузов? Прямо рабство какое-то! 3500 долл. в сутки убыток. А у С. Генералова уже прибыль показывается в размере более чем 6 тыс.долл. в сутки на судно. Чудны дела твои, "киприот"! Как только ДВМП станет еще привлекательней, скажем, потянет с пылью в глаза пополам на 500 млн. долл., да еще и без долговых обязательств, кто же не купит ее втридорога? Плюс известный "Сургут-нефть", прекративший добычу "черного золота" в тяжелой борьбе с С. Генераловым за свою свободу от него. Но олигарх уповает на успех.
Два слова об идее контейнерных перевозок, которой министр Франк заразил Москву. Пока ДВМП на 36-м месте в мире, ее суммарный объем морских контейнерных перевозок - 78 млн. контейнеров. Для сравнения: у крупнейшей компании из Дании ("Маерск Сеаланд") - около 142 контейнеровозов вместимостью 540 тыс. контейнеров. ДВМП располагает 22 контейнеровозами-пенсионерами, вмещающими 30 тыс. единиц. Чувствуете мощь и жидкие коленки? С кем вздумали тягаться, да еще поделив прежде с американцами рынок перевозок, связав себе руки? Умные люди поступают наоборот: сперва строят контейнеровозы и контейнеры, потом торгуются о разделе рынка. Что в этих обстоятельствах могут значить 5 контейнеровозов, заказанных на верфях в Китае и Польше? С точки зрения бюрократического капитала совсем не важен сей риторический вопрос. Для России, для президента, понимающего контейнерные перевозки как инструмент политики в регионе Юго-Восточной Азии, генераловская провальная химера опасна. Особенно при том условии, что ниша ДВМП - региональные перевозки на рынке Дальнего Востока, во-первых, во-вторых, приобретение 2 тыс. контейнеров вкупе с несколькими контейнеровозами из "секонд-хенд", бывших в употреблении, не решает ровным счетом ничего. Совместное предприятие с ОАО "Российские железные дороги" для перевалки контейнеров с востока на запад под большим вопросом без бюджетных вливаний правительства. Почему?
В ГЕРОИ НАЗНАЧИЛИ ФРАДКОВА-СЫНА
В дело спайки кипрского бизнеса с российской бюрократией пошли политические козыри С. Генералова. Бывший министр Франк (теперь помощник премьера), уповая на возврат комиссионных за ДВМП, всячески приукрашивает ее состояние, образ и цели. Президент сказал, что неплохо бы заняться контейнерными перевозками из КНДР в Европу, а в перспективе (если КНДР помирится с Республикой Кореей) рынок станет и того больше. Пока Север и Юг Кореи в прежнем статусе, ДВМП обслуживает только Юг, ведя разговор о переключении на Транссиб части грузов из Китая и Вьетнама, сегодня доставляемых в Европу через Суэцкий канал. Разумеется, придется снижать стоимость фрахта, ибо волна с проблемой гонится с русского берега. Таков рынок.
Гендиректор Е. Амбросов хитрит, называя цифру в 200 тыс. контейнеров, перегруженных во всех дальневосточных портах России, вместе взятых, и сравнивая ее с 600 тыс., обработанными в Петербурге. Знать, доля ДВМП чрезвычайно мала, да и, признается он, потребители российского импорта из Азии почему-то обитают в европейской России. Им-то какой прок от игр в бизнес персонажей с чиновничьим кругозором?
С какой стороны ни кинь, все равно клин. Нет выгоды и одна бессмыслица, если в угоду политическим амбициям Россия не станет кидать деньги будто бы в примирение двух Корей. Для этого правительству понадобится оплатить кредитную задолженность ДВМП, поскольку компания ныне в одночасье может уйти за долги в несколько сот млн. долл. Если прибавить к этому обязательства поручительства плюс поделенность тихоокеанского рынка да трудности получения новых кредитов, то каким еще образом С. Генералов сможет продать компанию? Ход был придуман, когда М. Фрадков стал премьером, благо С. Генералов давно с ним дружен. Президент Путин в минуту безмолвия народа, не сообразившего, почему премьер Фрадков, а не кто-то попонятней, вынужден был пояснить: Фрадков - заботливый отец, ездил в Петербург сына проведать... С. Генералов в качестве политической крыши позвал к себе старшего фрадковского сына, 26 лет, ведавшего во "Внешэкономбанке" отделом. К слову, 10 лет назад сам хозяин ДВМП был столоначальником в МЕНАТЕПЕ. Для каких же дел неотложных призвали премьерское чадо? Сообщают: для новых проектов линейного и наземного транспортного контейнерного бизнеса, а также как супермена по части получения новых кредитов. Прибавим, помимо заявленного круга дел еще для управления торговым центром ДВМП, страховым, гостиничным и туристическим бизнесом, производством красок, судоремонтом, стройматериалами, сохраненными в конгломерате бессистемного бизнеса. Надо ли Петру Фрадкову бороться с обузами компаний? Ему назначена роль зонта, блокатора кредиторов, требующих долги. Вместе с тем, если удастся сохранить компанию на плаву, она может перейти в руки сына премьера. В крайнем случае С. Генералов должен рассматривать молодца как покупателя компании по престижной цене и умыть руки. Ясно как день: премьер Фрадков будет биться за контейнерные перевозки, хотя их рынок ограничен, политически сложен, и овчинка по крупному счету не стоит выделки. Вот-вот приедет с визитом президент Республики Корея к нашему президенту, и начнется разговор о пропуске южнокорейских грузов в Россию по железной дороге? Или с Китаем? Повысите цену на фрахт - повезут по суше. Да и зачем им платить за перевалку контейнеров, когда действует КВЖД? Тут ни сынок, ни сам папа Фрадков не одолеют вопроса. Россия должна вложить в дело "киприота" С. Генералова (Фрадкова-мл.?) миллиарды долл. и никогда ни дождаться коммерческой отдачи при узостях тихоокеанского рынка перевозок и неизбежной замене контейнеровозов-пенсионеров в жесткие сроки.
Возможные выходы? Национализация исключается, значит, впереди только маневры с наращиванием привлекательности ДВМП, иных придумок нет у спекулятивного капитала. Про глобальный проект с прибылью для России, как рассчитывает кое-кто в 600 млн. долл., забудьте. Забудьте и про пыль, пускаемую в глаза гендиректором Е. Амбросовым: "Мы не претендуем, но только пока, на статус глобального перевозчика". Сущий блеф. Психология бюрократического бизнеса, начинавшего с торговли НТТМ и увенчавшегося захватом пароходных, нефтяных и прочих компаний при попустительстве и подкупе чиновничества, не меняется.
Задача Петра Фрадкова на первом этапе через "Внешторгбанк" поквитаться с западными кредиторами (пять банков) или реструктурировать долг, как, получится. Гарантия - бюджетные деньги. После через нормализованный механизм довести бюджетные транши до счетов ДВМП или напрямую оплатить их, счета. Куда же деваться? 19 процентов акций России в кипрской "С.В.Г. Холдинг С. А." обязывают спасать тонущий корабль. Заметим, что дети Фрадкова-премьера тут не нужны. А потому, на наш взгляд, отец с С. Генераловым условились о покупке этих самых 19 процентов казенных акций за мизерную плату. Похоже, роль Петра Фрадкова сведется к тому, чтобы правильно подставить руки и поймать тот куш, который сбрасывает с российского стола министр Греф, приватизируя долю государства в АО за бесценок. Свидетельство - заявление Грефа на ТВ. За 1950 предприятий Греф желает получить 40 млрд. долл., что означает в среднем по 20 млн. за пакет акций. Не станет ли задачей Петра Фрадкова принять государственный пакет акций под крышей ДВМП в свою собственность? Во Владивостоке считают, что бюджетные вливания в совместную с С. Генераловым собственность есть плата "киприоту" за дружественную крышу для будущих миллиардеров.
Есть уверенность, что именно такой перформанс как бы спасает предстоящий разговор в верхах вокруг Кореи. Но финансово-торговые упражнения натолкнутся на позицию несгибаемого Ким Чен Ира и бессмертные идеи чухче. Бедная Россия! Твой премьер гарантировал вклады в разворованных банках, не выяснив, куда утекли денежки, не дознавшись, что банковский кризис - афера для сокрытия похищенного. Твой премьер, стремясь представить в картинках президентские суждения о вертикали власти, принялся изымать не контролируемые им ресурсы у ниже сидящих властей, именуемые льготами, и этим только навредил президенту. Наконец, твой премьер, желая быть патриотом, послал сына на заклание Мамоне, соединив любимого агнца с олигархом С. Генераловым. В народе ходит слух: дескать, премьер всю ситуацию оценивает как отступное президента Путина перед неминуемой заменой действующего чиновника, не совсем точно понявшего свою роль в государственном аппарате России в текущий момент.
Владивосток - Москва.