ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2004 ГОДУ
Среди федеральных целевых программ (ФЦП), обеспечивающих решение важнейших проблем области, приоритетное значение имеет программа "Юг России". В нее включены проекты, отвечающие геостратегическим интересам РФ и общефедеральным задачам на юге России: развитие транспортного коридора "Север-Юг", воспроизводство запасов осетровых, внедрение нетрадиционных видов сельскохозяйственных культур, развитие туризма и др.
В условиях, когда промысловые запасы популяций осетровых рыб катастрофически падают, особенно остро стоит вопрос об их воспроизводстве. Именно поэтому в программу "Юг России" включен проект "Внедрение интенсивной биотехнологии выращивания осетровых рыб", в рамках которого на базе научно-производственного центра по товарному осетроводству "БИОС" отрабатываются перспективные технологии выращивания товарной осетровой рыбы в прудах малой площади, а также рыбопосадочного материала для товарных осетровых хозяйств. Результатом реализации данного проекта станет увеличение производства 3-5-граммовой молоди осетровых с 40 тыс. штук до 100 тыс. штук, сеголеток (200-250 г) - с 50 тыс. штук до 120 тыс. штук. Маточное стадо осетровых видов рыб к 2006 году возрастет до 3875 штук против 2491 штуки в 2002 году. Производство товарной рыбы в области увеличится за этот период с 13 до 100 тонн. Следует отметить, что Астраханская область является практически единственным регионом на Каспии, занимающимся воспроизводством осетровых.
Не менее важная для области проблема - обеспечение населения питьевой водой. Более 50% сел и поселков области не имеют централизованного водоснабжения с водоподготовкой. Около 50% сельского населения пользуются водой без какой-либо предварительной очистки. В городе каждый четвертый житель не обеспечен водой питьевого качества, в сельских населенных пунктах - каждый третий. Благодаря реализации ФЦП эта проблема постепенно решается. За два года введено в эксплуатацию 68, 6 км водопроводов, очистные сооружения мощностью 401, 2 тыс. м3, три установки обеззараживания воды, что позволило повысить уровень обеспеченности населения питьевой водой с 60% до 69%. При условии продолжения финансирования из федерального бюджета к 2006 году планируется довести этот показатель до 79, 8%.
В рамках программы решается вопрос газификации области. За два года введено в действие 1563, 7 км межпоселковых газопроводов, газифицировано 13645 квартир и домовладений, переведено на газовое топливо 14 котельных, что позволило повысить уровень газификации области с 68, 8% до 72, 8%. В 2006 году уровень газификации области должен достичь 84, 5%. Участие федерального бюджета в финансировании мероприятий по газификации позволяет привлекать значительные объемы средств на реализацию этой программы из внебюджетных источников, в частности РАО "Газпром".
Начата реализация проекта перевода агропромышленного комплекса области на индустриальные рельсы посредством внедрения технологии капельного орошения. Внедрение этой системы позволит обеспечить экономию энергоресурсов на 60-70%, в 3-4 раза сократить расход воды, повысить эффективность использования удобрений. Кроме того, урожайность овощных культур, выращенных с использованием данной технологии, возрастает в 2-3 раза. Если в 2002 году системы капельного орошения были установлены на площади 50 га, то в 2003 году ими было оснащено 18 хозяйств на площади 185 га. В 2004 году планируется установить оборудование капельного орошения еще на 320 га.
Значительную часть в программе занимают проекты социальной направленности: ведется строительство лечебных учреждений, детских домов, реконструкция объектов культуры.Немаловажное значение для решения одной из самых острых социальных проблем области имеют мероприятия, предусмотренные ФЦП "Жилище" и направленные на повышение доступности приобретения жилья отдельными категориями граждан. В рамках программы ведется строительство малосемейного общежития для сотрудников СИЗО-2 в г. Нариманов, обеспечиваются жильем выпускники детских домов (в 2003 году введено 1, 09 тыс. м2 жилья, 24 семьи приобрели жилье в районах области), общежития для спецконтингента в г. Камызяк, обеспечиваются жильем участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в 2003 году улучшили жилищные условия 8 семей, в том числе в районах области 6 семей), граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (в Ахтубинском районе было приобретено 2 квартиры, общей площадью 110 кв. м), военнослужащие, уволенные в запас (в 2003 году было получено 50 жилищных именных сертификатов), беженцы и вынужденные переселенцы в РФ.
Кроме того, один из самых болезненных вопросов в области - значительный процент ветхого и аварийного жилого фонда (12, 1% в общем объеме жилого фонда, или 2, 25 млн. кв. м). Это самый высокий показатель среди регионов России. В 2003 году объем средств, направленных на реализацию мероприятий по ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, составил 301, 6 млн. руб., построено 6 жилых домов, в которых около 2000 граждан, проживавших в аварийном жилищном фонде, предоставлено 665 благоустроенных квартир общей площадью 35841 кв. метр. Ликвидировано 18532 кв. метра аварийного жилья.
Особое значение для области имеет развитие транспортного комплекса. Благодаря своему географическому положению область обладает уникальным транспортным потенциалом, что определяет ее ключевую роль в развитии международного транспортного коридора "Север-Юг", который создает благоприятные условия, в первую очередь, для доставки грузов из Ирана и Индии в Россию и, по сравнению с альтернативными маршрутами (через Суэцкий канал), в большей степени отвечает интересам России, так как обслуживается главным образом российскими транспортно-экспедиторскими компаниями. В целях увеличения грузопотока по МТК "Север-Юг" в рамках ФЦП "Модернизация транспортной системы России" с привлечением средств федерального бюджета строится контейнерный терминал в морском торговом порту Оля, осуществляется реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту "Астрахань", строительство контейнерного терминала "Солянка", ведутся работы по дорожному строительству (строительство обхода г. Астрахани, автомобильная дорога Мултаново-Нововасильево-Блиново, приведение в нормативное состояние уличных дорог для проезда транзитного транспорта). Ведется строительство подъездного железнодорожного пути от станции Яндыки до порта Оля. Торжественные мероприятия по случаю открытия рабочего движения по этой железнодорожной ветке прошли 28 июля текущего года. Предполагаемый объем перевозки грузов на I этапе составит 1 млн. тонн.
В рамках ФЦП "Повышение плодородия почв России" решаются вопросы мелиорации. Учитывая, что территория области относится к зоне рискованного земледелия, а основная масса оросительных систем была построена в конце 60-х - середине 80-х годов, вопросы мелиорации требуют незамедлительного решения. Ежегодно силами хозяйств проводятся ремонтные и восстановительные работы. Вместе с тем объем собственных финансовых средств недостаточен для реконструкции существующих линейных и гидротехнических сооружений и в конечном итоге приводит к снижению надежности технического состояния оросительных систем, ухудшению гидрогеологомелиоративных условий, увеличению площади засоленных и заболоченных земель, снижению урожайности возделываемых сельскохозяйственных культур. Возрастающий износ элементов оросительных систем является причиной того, что более 17% земель, пригодных для возделывания, вообще не используются.
С привлечением средств федерального бюджета в рамках этой программы ведется строительство и реконструкция мелиоративных систем и орошаемых участков, агролесомелиорация, развивается производственная база, проводится мелиорация внутренних рыбохозяйственных водоемов, строительство озерно-товарного участка рыбоводного хозяйства, противоэрозионные мероприятия.
В связи с существенными изменениями состояния рыбных ресурсов Каспийского моря и снижением объемов вылова (рыбный промысел осуществляется без соблюдения взаимосогласованных квот и научных рекомендаций по лову; широкое распространение получило браконьерство: по расчетам специалистов, браконьерский вылов осетра превышает легальный в 8-10 раз, не обеспечиваются необходимый уровень и условия воспроизводства рыбных ресурсов, особенно осетровых пород, что поставило их под угрозу исчезновения) глобальное значение приобретает ФЦП "Экология и природные ресурсы".
Состояние запасов осетровых рыб в настоящее время можно охарактеризовать как критическое. Особую тревогу вызывает состояние нерестовых частей популяций, которые снизились по осетру с 15 до 1, 1 тыс. тонн, по севрюге - с 8, 3 до 1 тыс. тонн.
С целью интенсификации искусственного воспроизводства на осетровых рыбоводных заводах в рамках подпрограммы "Водные биологические ресурсы и аквакультура" ведется строительство производственного блока по выдерживанию личинок осетровых рыб на Сергиевском осетровом рыбоводном заводе и расширение производственной базы научно-производственного центра "БИОС".
Решаются проблемы стабилизации экологической обстановки и предотвращения деградации и сохранения природных комплексов. В последние годы область по размерам понесенного материального ущерба в результате вредного воздействия вод занимает лидирующее положение в России (по совокупному ущербу от подъема уровня Каспия, паводковых наводнений, подъему грунтовых вод). В целях улучшения экологической обстановки, сохранения природного комплекса, защиты населенных пунктов от затопления и подтопления, разрушения объектов жилья и соцкультбыта, улучшения условий жизнедеятельности населения ведутся работы по берегоукреплению р. Черная в с. Раздор, инженерной защите береговой зоны с. Икряное и т.п.
Кроме перечисленных, на территории области реализуется целый ряд социальных программ:
ФЦП "Социальное развитие села". Учитывая, что агропромышленный комплекс является одной из основных отраслей экономики региона, задача социального развития села является одной из особо значимых. В сельской местности проживает 32, 4% всего населения области (323, 9 тыс. человек).
Имея относительно низкий уровень развития материально-технической базы объектов социальной сферы в сельской местности (обеспеченность дошкольными учреждениями составляет 72, 4%, школами - 83%, клубными заведениями - 73%; свыше 30% медицинских учреждений размещены в приспособленных помещениях), область не в состоянии самостоятельно справиться с социальными проблемами даже при значительном расширении источников формирования местного бюджета. Поэтому так важно привлечение средств федерального бюджета. В рамках ФЦП ведется газификация населенных пунктов, жилищное строительство, строительство и реконструкция магистральных систем водоснабжения в населенных пунктах области.
ФЦП "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера". Эпидемиологическая обстановка в Астраханской области в 1997-2003 гг. оценивается как сложная. Ежегодно регистрируется от 210 до 242 тыс. случаев инфекционных и паразитарных заболеваний. Остается напряженной эпидемиологическая ситуация по туберкулезу.
Лечебно-профилактические учреждения области располагаются в 488 зданиях, из которых 20% построены по типовому проекту и более 50% расположены в приспособленных зданиях. Особо остро стоит эта проблема в сельских районах.
В этих условиях значительная часть проблем здравоохранения решается с привлечением средств федерального бюджета: строительство областной инфекционной клинической больницы, районной больницы в г. Харабали и т.д.
ФЦП "Дети России". В настоящее время в области около 4, 5 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство существующих детских домов располагается в ветхих неприспособленных зданиях.
Завершение строительства детского дома в Астрахани (набережная Казачьего ерика) и детского дома в с. Килинчи в рамках ФЦП позволит обеспечить детей-сирот необходимыми условиями проживания и частично разгрузить переполненные детские дома Астраханской области.
В целях оказания экстренной и плановой помощи новорожденным и недоношенным детям в г. Астрахани в 1995 году было начато строительство детской клинической больницы для новорожденных, которая является уникальным специализированным учреждением - единственным в области. Однако из-за отсутствия финансирования завершение строительства больницы затянулось. Вместе с тем, несмотря на ограниченность средств, введены узкоспециализированные отделения для выхаживания и лечения недоношенных и новорожденных детей. После завершения строительства больница может стать неонатальным блоком областного перинатального центра.
ФЦП "Культура России". Забота о сохранении и развитии культурных ценностей и традиций - неотъемлемая часть государственной социальной политики. Практика показывает, что административно-территориальные образования, обладающие развитой сферой культуры и искусства, как правило, достигают наибольших успехов в своем хозяйственном развитии. Материальная база учреждений культуры и искусства области (около 40%) требует неотложных мер по реконструкции и новому строительству. В этой связи в рамках программы с привлечением средств федерального бюджета осуществляются работы по реконструкции Астраханской областной филармонии, храма Святого князя Владимира, областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской, областного Дворца бракосочетания, восстановлению Астраханского кремля, городища Сарай-Бату, дома купца Тетюшинова.ФЦП "Старшее поколение". Неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрастах - характерные черты для значительной части пожилых людей. Многие из них в современных социально - экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. В связи с этим актуальным остается развитие сети учреждений по оказанию социальных услуг: более комфортные условия проживания, организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей. Учитывая остроту этой проблемы, в рамках ФЦП в текущем году с привлечением средств федерального бюджета ведется строительство психоневрологического дома-интерната для престарелых в г. Нариманов.
Таким образом, объединяя и взаимоувязывая проекты различных уровней и направлений, реализация федеральных целевых программ позволяет консолидировать ресурсы из различных источников для решения приоритетных задач региона.
Материал подготовлен департаментом экономического развития Астраханской области.