Во время транспортировки товар может быть похищен или испорчен
СПб. При совершении сделки купли-продажи товара существует период, когда он уже выпал из поля зрения продавца, но еще не попал к покупателю.
Один из способов защиты от ущерба ценного товара, находящегося в пути, - это страхование. В Петербурге наиболее активно в этом направлении действуют ОАО "СК "Русский Мир", ЗАО "СГ "Спасские Ворота", ОАО "Ингосстрах", ОАО "РЕСО-Гарантия", ЗАО "СО "Прогресс-Нева", ЗАО "Авикос" (последнее специализируется на страховании перевозок авиационным транспортом).
При регулярных перевозках страховщик советует осуществлять страхование по генеральному полису. Это снижает документооборот, делает систему оплаты более гибкой и уменьшает расходы. Договор страхования может быть заключен по нескольким вариантам, определяющим объем ответственности страховой компании.
Автоперевозки убыточны
"Поскольку риск наиболее очевиден при перевозке автотранспортом, именно этот вид транспортировки страхуется чаще всего, - уверен заместитель генерального директора по тарификации и оценке рисков ЗАО "СО "Прогресс-Нева" Александр Потитов, - но за последние 2-3 года возрос интерес к страхованию перевозок морским и железнодорожным транспортом".
"Перевозки автомобильным транспортом занимают первое место по количеству страховых договоров, - считает и ведущий менеджер филиала "РЕСО-Гарантия" в Петербурге Олег Кулик, - морские международные перевозки занимают первое место по совокупной сумме страховых премий, а доля железнодорожных перевозок всегда стабильна и не так зависит от сезонности".
По данным "РЕСО-Гарантия", чаще всего страхуют перевозки (импорт) легковых автомобилей и промышленного оборудования - примерно 30% по объемам перевозок и страховых премий. Также популярны контейнерные перевозки в Москву и далее товаров народного потребления (часто - электроники), перевозки в Петербург продуктов питания и строительных материалов.
Особенности тарифов
При автоперевозках страховые тарифы составляют 0,18-0,25% от стоимости груза. В остальных случаях цена полиса может сильно разниться - от 0,09 до 0,45%. В СО "Прогресс-Нева" считают, что на величину страховки влияют вид груза (прежде всего то, насколько он ликвиден - удобен для реализации), вид транспорта (чаще всего убытки случаются при автоперевозках и транспортировке железной дорогой), маршрут следования, кто осуществляет перевозку (опыт и репутация перевозчика и т. д.) и дальность перевозки.
***
Есть Мнение
Наталия Семенова, ведущий специалист по страхованию грузов петербургского филиала ЗАО "СГ "Спасские Ворота":
"Снижается доля грузов, перевозка которых осуществляется в соответствии с условиями "Инкотермс". Согласно этим условиям груз страхуется в обязательном порядке, иначе договор не будет подписан. По нашим данным, только около 30% всех застрахованных грузов страхуется в рамках "Инкотермс", и эта доля постепенно уменьшается. А добровольное страхование, наоборот, увеличивается.
Последнее время возрастает доля застрахованных грузов при перевозке железнодорожным транспортом. Такая тенденция связана с тем, что при убытках, связанных с перевозками этого типа, грузовладельцу труднее получить компенсацию. Кроме того, грузовладельцы чаще страхуют грузы добровольно, даже если у перевозчика есть полис страхования ответственности. Это связано с тем, что полис страхования ответственности покрывает не все риски".