Своеобразие "железнодорожного мира"

Еще Ильф и Петров отметили, что с той минуты, когда гражданин вступает в "полосу отчуждения", называемую вокзалом или станцией, жизнь его резко меняется. С этой минуты гражданин уже не принадлежит самому себе, он - пассажир. Шагнув на подножку вагона, человек на время не только изменяет свой быт, но и оказывается в особом правовом поле. Отправляясь в путешествие, не мешает узнать свои права и обязанности. Тем более что недавно были приняты новые Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров. О том, что в них изменилось, рассказывает Александр ВОСКОВСКИЙ, ведущий эксперт "ЭЖ Вопрос - ответ".

Решил размять ноги...

Очень часто во время стоянки поезда пассажиры выходят из вагона на перрон, чтобы купить продукты* Что делать пассажиру, который отстал от поезда на промежуточной станции?

Н, Жемайло, г. Калуга

Прежде всего не надо паниковать. Железнодорожные правила предусматривают и такую экстраординарную ситуацию. Отставший пассажир должен незамедлительно заявить о случившемся начальнику станции (вокзала).

Если у такого пассажира остались в вагоне ручная кладь или билет, должностное лицо сразу же обязано уведомить телеграммой, телетайпограммой или по телефону начальника ближайшей станции (вокзала) по ходу следования поезда, где продолжительность стоянки не менее 10 минут, о снятии оставленных вещей или билета.

При получении такого уведомления железнодорожники этой станции совместно с поездной бригадой принимают меры к снятию и сохранению ручной клади или билета. Начальник (механик-бригадир) поезда сдает их на станцию (вокзал) по акту с указанием наименования и количества оставленных мест. Акт должен быть подписан начальником (механиком-бригадиром) поезда, проводником и двумя пассажирами и заверен штампом организации железной дороги формирования поезда.

Об этом уведомляется станция нахождения отставшего пассажира. Если билет остался в вагоне, то на основании этого уведомления ему выдается бесплатно новый проездной документ в вагон с местами для сидения или лежания без предоставления места до станции, на которой сняты вещи. Срок действия имеющегося билета возобновляется на следующий поезд.

Если отставший пассажир имеет билет при себе, то ему на основании уведомления о снятии вещей возобновляется срок действия данного проездного документа до станции, где его ждет ручная кладь, и от этой станции до станции назначения. Плата за такие уведомления не взимается.

***

Четвероногие пассажиры

Могут ли пассажиры возражать против провоза в их купе другими пассажирами домашних животных? Какие правила необходимо соблюдать хозяину животного, чтобы не было проблем в пути?

Е. Глинская, г. Рязань

Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте установлено, что каждый пассажир имеет право за плату перевозить в поезде мелких домашних животных, собак и птиц. Порядок перевозки братьев наших меньших определяется Правилами перевозок пассажиров.

Перевозка названных животных допускается сверх установленной нормы провоза ручной клади во всех вагонах (кроме вагонов с 2-местными купе (СВ) и вагонов повышенной комфортности) при наличии ветеринарной справки и с оплатой за перевозку.

Небольшие по размеру домашние животные перевозятся в ящиках, корзинах, клетках, контейнерах, которые должны помещаться на местах, предназначенных для размещения ручной клади. При этом их владельцы должны обеспечить соблюдение санитарно-гигиенического режима в вагоне.

Перевозка собак крупных пород (в том числе служебных) производится в намордниках и с поводком в нерабочем тамбуре первого за локомотивом вагона или в отдельном купе с полной оплатой всех его мест.

Исключение сделано для собак-проводников, которых слепые пассажиры провозят бесплатно в вагонах всех категорий.

Таким образом, при соблюдении приведенных правил пассажиры вправе провозить животных, в том числе в купе на местах, предназначенных для размещения ручной клади. В этом случае другие пассажиры соответственно не могут возражать против этого.

Однако нужно помнить, что работникам внутренних дел предоставлено право удалять пассажиров из поезда за нарушения правил проезда и спокойствия других пассажиров.

***

Перевозка домашних животных оплачивается в зависимости от общего веса одного места (ящика, корзины, клетки, контейнера):

до 20 кг - как за 20 кг багажа;

более 20 кг - с оплатой за фактический вес. При этом пассажиру выдается квитанция "Багаж на руках".

***

Особенности заграничного вояжа

Распространяются ли Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров на поездки за границы? в. Дораш, г. Санкт-Петербург

Если международным договором РФ в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены отечественным законодательством, применяются правила международного договора (ст. 3 Закона РФ от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ".

Россия участвует в нескольких международных договорах, регулирующих пассажирские перевозки. В качестве примера можно привести Соглашение о международном пассажирском сообщении, сторонами которого, помимо нашей страны и бывших государств СССР, являются также Албания, Болгария, Вьетнам, Китай, Северная Корея, Монголия, Польша, Словакия и Чехия.

Ряд положений названного Соглашения имеет отличия от Правил, упомянутых автором вопроса.

Отличаются правила провоза детей. Согласно международному договору при проезде в спальном вагоне пассажир имеет право провезти бесплатно одного ребенка не старше четырех лет, если он не занимает отдельного места. Для занятия таким ребенком места необходимо приобрести плацкарту и детский билет. При следовании с пассажиром более одного ребенка не старше четырех лет на каждого следующего, кроме одного, необходимо приобретать детские билеты. На каждое занимаемое ребенком спальное место должна быть оформлена плацкарта.

Отличаются и правила провоза ручной клади. В частности, Соглашением предусмотрено, что ее общая масса не должна превышать 35 кг на взрослого пассажира и 15 кг на ребенка до лет. В виде ручной клади сверх установленной нормы допускается перевозка складных детских и инвалидных колясок, если ребенок или инвалид следует в поезде. А вот что надо иметь в виду любителям путешествовать с четвероногими друзьями. Международный договор запрещает перевозку животных, кроме комнатных - собак, кошек, птиц и др. Такая перевозка допускается только в отдельных купе жесткого вагона (2-го класса), не более двух животных в одном купе. При этом пассажир обязан оплатить стоимость билетов и плацкарт по числу мест в купе. Если у железной дороги нет возможности предоставить отдельное купе для перевозки-животных, то такая перевозка не допускается.

***

К сведению

Изменения в Правилах оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте:

1 Новые сроки возврата пассажирами неиспользованных билетов для получения их стоимости.

Стоимость билета и плацкарты можно получить при возврате билета не позднее чем за 8 часов до отправления поезда (по старым Правилам - не позднее чем за 15 часов).

Стоимость билета и 50% стоимости плацкарты можно получить при возврате билета менее чем за 8 часов, но не позднее чем за 2 часа до отправления поезда (раньше - менее чем за 15 часов, но не позднее чем за 4 часа).

Стоимость билета (без стоимости плацкарты) можно получить при возврате билета менее чем за 2 часа до отправления поезда (раньше - менее чем за 4 часа).

2 О детях: пассажир имеет право провозить бесплатно одного ребенка не старше 5 лет (если он не будет занимать отдельное место), только при оформлении на такого ребенка отдельного билета.

***

Улучшаем условия в пути

Зачастую нет возможности приобрести билет в вагон с 2-местными купе (СВ), Может ли пассажир переоформить в пути следования свой билет на освободившееся место в таком вагоне?

Н. Крымова, г. Мурманск

Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте предусмотрено, что пассажир имеет право занимать в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории в порядке, установленном Правилами перевозок пассажиров (утв. Приказом МПС РФ от 26 июля 2002 г. N 30).

О своем желании занять место в таком вагоне пассажир должен заявить начальнику (механику-бригадиру) поезда через проводника вагона. При переходе в такой вагон с него взимается доплата по квитанции разных сборов, размер которой определяется как разница в стоимости проезда в вагонах соответствующих категорий за расстояние между станцией, где пассажир занял место в вагоне, и станцией, до которой он желает следовать в вагоне более высокой категории.На направлениях движения поездов, где продажа билетов полностью автоматизирована, начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда переводит пассажира на другое место, убедившись, что оно будет свободно на всем пути следования данного пассажира.

***

Кому комфорт дороже денег

Может ли один пассажир за соответствующую плату полностью занять 2-местное купе (СВ)?

В. Гринько, Тюменская обл.

Согласно Правилам оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров (далее - Правила) каждый пассажир имеет право при наличии проездного документа (билета) занимать при проезде одно место. При наличии свободных мест ему могут быть предоставлены дополнительные места при условии оплаты их полной стоимости и оформления дополнительных билетов.

Это положение распространяется и на проезд в вагонах повышенной комфортности и категории СВ. Следовательно, при наличии свободных мест, пассажир может приобрести два билета в 2-местное купе (СВ) и пользоваться им индивидуально.

При наличии дополнительного билета у пассажира также вдвое увеличивается норма бесплатного провоза ручной клади. При полной оплате 2-местного купе пассажир может бесплатно провезти вещи весом до 100 кг.

***

Если место оказалось занятым

У двух пассажиров оказались билеты на одно место в вагоне, Слышал, что приоритет имеет тот, кто приобрел проездной билет раньше. Так ли это?

Ю. Фомин. Г. Новосибирск

В случае невозможности предоставить место в вагоне согласно билету начальник (механик-бригадир) поезда должен предоставить пассажиру при его согласии место в другом вагоне, в том числе и вагоне более высокой категории, без взимания доплаты. Если предоставлено место, стоимость которого ниже стоимости места, указанного в билете, ему возвращается разница в стоимости проезда.При невозможности предоставления места в этом же поезде железная дорога отправления по требованию пассажира предоставляет ему соответствующее место в другом поезде. При этом билет переоформляется без взимания дополнительных платежей.

Из приведенных положений следует, что приоритет имеет не пассажир, который приобрел билет раньше, а тот, кто первым занял место.

рис. В. Чумачева, коллаж М. Егоровой

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости