Новый транспортный проект "Монгольский вектор", разработанный белорусскими железнодорожниками в содружестве с коллегами из России и Монголии, способствует ускорению контейнерного грузопотока по маршруту Брест -Красное - Улан-Батор.
Его инициатором стала Монголия, которая закупает большое количество товаров в Западной Европе. Но перевозятся они в основном морем (порядка 9000 контейнеров в год), по железным дорогам транспортируется за тот же период всего около семисот контейнеров. Из немецких портов груз прибывает в Китай, откуда по железной дороге переправляется получателям в Монголию. На это уходит тридцать - сорок суток. К тому же высока стоимость перевозки.
Генеральный директор Монгольских железных дорог обратился к руководству Белорусской магистрали, а также российскому экспедитору - компании "Рубикон" с просьбой помочь в организации перевозок по Транссибу. Чтобы успешно конкурировать с морским транспортом, тарифы на перевозку грузов контейнерным поездом белорусы и монголы снизили почти до уровня, установленного морскими перевозчиками. К тому же белорусские железнодорожники согласились не брать плату за хранение накапливаемых на терминале Брест-Северный контейнеров, предназначенных для последующей отправки в Монголию. Кроме того, разрешено использовать под загрузку порожние контейнеры Белорусской магистрали, которые находятся на станциях европейских государств.
Проект не раз обсуждался координационным советом по Транссибирской магистрали, в результате чего появилось трехстороннее соглашение, обеспечившее удобный график прохождения "Монгольского вектора" по Российским железным дорогам.
Заинтересовались этим проектом и немецкие компании "Милитцер Мюнх" и "Транза", польский перевозчик "Трейд Транс", словацкий "Арго". Тесное сотрудничество с ними позволило четко организовать информационное обеспечение, а также качественно и быстро проводить необходимые пограничные процедуры и оформлять перевозочные документы.
Через Брестский железнодорожный узел был отправлен специальный демонстрационный поезд, который преодолел расстояние от Бреста до Монголии за семь с половиной суток. Средняя скорость поезда составила около девятисот километров в сутки. Состав прибыл в пункт назначения - станцию Наушки - как и было запланировано. Сейчас время движения состава по сравнению с 2002 годом, когда было налажено первое сообщение в рамках проекта, снижено на четверо суток. Железнодорожники планируют и дальше наращивать скорость движения состава.
Директор унитарного предприятия "Белинтертранс" Александр Крисенко сказал: "Для Беларуси развитие транзита - дело государственной важности, поэтому работа над проектом доверена ведущему в этой области предприятию страны. И это позволило перевезти уже более полутора тысяч контейнеров".
Результаты работы были бы еще весомее, если бы всегда хватало подвижного состава (платформ требуемого качества). Несовершенна и законодательная база. Генеральный директор монгольской транспортно-экспедиторской компании "Туушин" Намсрайжавын Зоригт посетовал, что, невзирая на заинтересованность в привлечении грузов, льготные тарифы на маршруте поезда предоставили только белорусские и монгольские железнодорожники. Кроме того, сборы за сопровождение и охрану грузов на дорогах России повышены на восемнадцать процентов, что также осложняет работу экспедиторов.
Вызывают тревогу таможенные правила, связанные с акцизными сборами в России, которые могут сделать транспортировку груза по Российским железным дорогам убыточной. Некоторые виды продукции, например алкоголь и табачные изделия из Европы, отныне можно везти в Монголию только морем и по Китайским железным дорогам. Ведь по новому Таможенному кодексу России перевозить акцизные товары через Смоленск по железной дороге нельзя. Это значит, что на "Монгольский вектор" они не попадут. Немало и других проблем, которые "тормозят" развитие проекта.
Разработчики осознают, что конкуренты - морские перевозчики, которые предлагают низкие тарифы и огромные возможности по объему перевозимых грузов (одно специализированное судно вмещает тысячи контейнеров), -сегодня дают фору сухопутным маршрутам. Тем не менее положительный опыт вселяет уверенность в том, что у "Монгольского вектора" есть будущее. Ведь составы уже идут на Восток.
Минск.
***
Благодаря совместным усилиям железнодорожников Белоруссии, России и Монголии появилось трехстороннее соглашение, обеспечившее удобный график прохождения "Монгольского вектора" по Российским железным дорогам.