Сейчас немало предположений о будущем отношений между Россией и Украиной. Для приграничной Белгородчины представляется перспективным создание условий, при которых только рос бы взаимный обмен товарами. Ведь доля Украины во внешнеторговом обороте Белгородской области - более половины. Активно проходит взаимодействие Бел-городчины с Харьковской, Луганской, Сумской, Днепропетровской, Донецкой областями сопредельного государства, налаживается еще с рядом других.
Экономический интерес с обеих сторон такой, что в 2003 году был учрежден первый российско-украинский еврорегион "Слобожанщина в составе Белгородской и Харьковской областей. В рамках "Слобожанщины" намечены крупные совместные проекты, в числе которых даже строительство современного международного аэропорта - значительно более эффективного, чем действующие аэропорты Белгорода и Харькова.
Пока такой аэропорт конкретики не имеет, получает свое развитие железнодорожное сообщение. С начала 2005 года действует новое Соглашение о порядке работы межгосударственных пунктов передачи поездов, вагонов и контейнеров между Юго-Восточной (Россия) и Южной (Украина) железными дорогами.
Так называемое стыковое соглашение подписывается ежегодно - при участии пограничников, таможенников и правоохранительных органов на транспорте. И очень здорово помогает. Если когда-то приграничные станции с обеих сторон были забиты вагонами, ожидавшими возможности пересечь границу, то сегодня такого нет. Простои вагонов несут никому не нужные убытки. Совместно обеспечили, к примеру, проход до сорока пар поездов в сутки на железнодорожном стыке Валуйки - Купянск. И это еще не все: готовится к сдаче новый объединенный пункт железнодорожников, пограничников и таможенников. Между российскими Валуйками и украинским Купянском специально налажена электронная связь. Это дало возможность обмениваться документами в электронном виде, а не отправлять их поездами, как раньше, что ускорило передачу нужной документации. Для максимального пропуска поездов на Украину и с Украины запланирован, кроме прочего, большой объем работ по укреплению путей. По ним все чаще проходят тяжеловесные составы, и путевое хозяйство должно их выдержать без особого напряжения.
Белгородская область