Международный Ростовский порт - один из крупнейших на Юге России. Он имеет три грузовых района с удобными причалами, на которых одновременно могут обрабатываться 14 судов грузоподъемностью до 5 тысяч тонн. Продолжительность навигации - 250 суток. Ограничивает ее не столько ледовая обстановка, сколько ежегодный ремонт в январе - марте Ростовского разводного железнодорожного моста. О перспективах развития порта наш корреспондент беседует с исполняющим обязанности генерального директора ОАО "Ростовский порт" Виктором ВОВКОМ.
- Виктор Николаевич, насколько остра конкуренция между портами на Юге России?
- Конкуренция, конечно, есть, так как грузовладелец определяет, в какой порт ему удобнее доставить груз. И здесь играют роль такие факторы, как удаленность, наличие железнодорожных подходов, скорость перевалки... В Таганрогском морском порту в последние годы произошла некоторая переориентация на продовольственные грузы. И мы стали конкурировать в основном с Азовским морским портом.
Условия обслуживания у нас и у них - идентичные. Гарантированные глубины у причалов - 4 метра, обрабатываются суда класса "река - море". И все же динамика изменения грузопотока у нас несколько лучше. Но развитие порта сдерживают отсутствие контейнерных площадок, свободных площадей под складирование грузов и зависимость от работы разводного железнодорожного моста. Хотя перспективы развития у нас неплохие. Разработан проект переноса мощностей в четвертый грузовой район. Там мы получим большие площади для складов, железнодорожные развязки, уйдем от проблемы разводного моста и сможем круглый год переваливать грузы.
- Как это отразится на объемах грузопотока?
- Сейчас через Ростовский порт проходит в год до полутора миллионов тонн различных грузов. План 2004 года - 1 миллион 960 тысяч тонн. С вводом четвертого грузового района объем грузоперевалки возрастет до 4,5 миллиона тонн. Под него на левом берегу Дона в промышленной зоне "Заречная" уже отведено 37 гектаров земли. Здесь намечено построить 1200 погонных метров причалов. Стройка рассчитана на 5 лет и фактически уже началась. Ее ведет известная новороссийская компания, имеющая опыт создания подобных сооружений. В перспективе новый грузовой район позволит разгрузить Новороссийский порт.
- Какие изменения запланированы в структуре порта?
- Мы намечаем построить контейнерный терминал. В прошлом году объем контейнерных перевозок по внутреннему водному пути составил 0,1 процента от общего объема. Это очень мало. На Юге страны современный контейнерный терминал есть только в Новороссийске. В речных российских портах подобных терминалов нет. А они очень нужны. Интенсивнее начнет развиваться индустрия производства контейнеров. Сегодня их выпускают лишь несколько компаний, мощности которых ограниченны.
Уже в будущем году Ростовский порт сможет нарастить перевалку на 1 миллион тонн грузов за счет одной лишь переориентации грузов из портов Украины. Это станет возможным именно с вводом первой очереди четвертого грузового района в середине 2005 года.
Ростов-на-Дону.