Экономика

ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

Их будет значительно больше, если решать вопросы в "узком кругу"

Азербайджан, безусловно, занимает ключевую позицию в Закавказском регионе. Между тем, ни одна страна не может находиться в стороне от процесса глобализации,

которая (на примере Европейского союза) делает номинальными национальные границы. Какой путь политической и экономической интеграции должен выбрать восьмимиллионный Азербайджан, чтобы максимально сохранить свою независимость?

Разумеется, многие хотели бы видеть Азербайджан влившимся в одну "семью" со странами Евросоюза. Однако, как видно, двери ЕС перед нами откроются нескоро. Как бы это прискорбно ни звучало, но интерес европейских стран к нам в основном продиктован тем, что Азербайджан является страной - поставщиком нефти и газа.

В этой связи можно было бы и присмотреться к наиболее перспективной, на первый взгляд, структуре на всем пространстве СНГ - единому экономическому пространству, создаваемому Россией, Украиной, Казахстаном и Беларусью. Ведь архитекторы этой структуры по сей день заявляют, что их двери открыты для партнеров по СНГ.

Членство в Едином экономическом пространстве усилит позиции четырех стран в отношениях с Европой. Такое мнение высказал на пресс-конференции в РИА "Новости" директор департамента международного сотрудничества министерства промышленности и энергетики России Дмитрий Сухопаров. Он подчеркнул, что в отношениях с Европой "выступать надо с позиций сильной экономики".

"Когда будем работать четверо - это усилит экономики и Беларуси, и Казахстана, и России, и Украины", - сказал Сухопаров. Он напомнил, что ЕС не планирует расширяться в ближайшее десятилетие. "В ЕС нет места для новых членов на ближайшие 10-15 лет", - отметил Сухопаров. Отвечая на вопрос о возможном влиянии итогов президентских выборов в Украине на процесс создания ЕЭП, он выразил уверенность в том, что на создание Единого экономического пространства выборы не скажутся. "Любой лидер работает на развитие экономики своей страны", - считает Сухопаров.

Некоторые могут задаться вопросом, чем связано столь пристальное внимание к ЕЭП, которое с момента создания 23 февраля 2003 года президентами России, Украины, Беларуси и Казахстана пока еще себя ничем не проявило? Все дело в предстоящем в Астане 15 сентября саммите глав этих государств. Так, некоторые эксперты считают, что в ходе встречи предполагается подписать основополагающий пакет документов, который позволит ЕЭП начать действовать уже с 2005 года. То есть, если Москва стала местом рождения данной организации, то в Астане ЕЭП может получить путевку в жизнь.

Довольно интересно, что это станет последним аккордом в политической деятельности нынешнего президента Украины Леонида Кучмы, который на этот раз в выборах главы государства не участвует. Разумеется, предстоящий успех саммита в Астане будет обусловен не данным фактором, а кропотливой работой российского президента по согласованию вопросов экспорта углеводородных ресурсов через Украину и Беларусь.

Напомним, что успех российско-украинских переговоров уже привел к подписанию документов о создании новой компании "РосУкрЭнерго", которая будет осуществлять закупки туркменского газа для украинского рынка, выступит оператором транзита закупленного газа и инвестором в развитие газотранспортной инфраструктуры, необходимой для обеспечения транзита. Интересно, что данная компания начнет работу с 1 января 2005 года, практически с момента предполагаемого начала работы ЕЭП. Хочется отметить, что реализация совместных проектов России и Украины затрагивает не только эти два славянских государства. В реализации газового проекта будут участвовать Туркменистан, Узбекистан, Казахстан.

Начало работы ЕЭП означает создание единых правил игры для стран-участниц и более жестких - для других. Это неизменный атрибут региональных объединений. То есть уже сегодня можно ставить "крест" на проектах по прокачке через Азербайджан в перспективе природного газа Среднеазиатского региона.

Несомненно, ликвидация таможенных и других возможных препятствий при создании ЕЭП сыграет свою роль и в изменении картины перевозок товаров в регионах. Например, сейчас Грузия, Азербайджан и Казахстан планируют привлечь в транспортный коридор TRACECA контейнерные перевозки, осуществляемые в настоящее время компаниями из Европы через территорию России и Ирана ("Шарг"). В настоящее время Казахстан занимается поиском грузов для оснащения демонстрационного контейнерного поезда Алматы-Баку-Поти и обратно, что затягивает реализацию этого проекта, который должен был быть осуществлен в конце августа - начале сентября этого года. Как отмечают представители министерства транспорта, по всей видимости, проект будет реализован в конце сентября - начале октября этого года.

Страны Средней и Юго-Восточной Азии практически не располагают контейнерными грузами, которые транспортировались бы в Европу. Поэтому запуск демонстрационного поезда в первую очередь преследует цель привлечь в коридор TRACECA европейских грузоотправителей. Самый большой поток контейнерных перевозок направляется из Европы в Афганистан. Общий объем гуманитарной помощи Афганистану, без учета транспортных расходов, в течение десяти лет составит порядка $1, 5 млрд.

В то же время вступить в ЕЭП Азербайджан сегодня не может из-за оккупации территорий со стороны Армении, которая при поддержке России может в скором времени стать новым членом данной организации. В этой связи Азербайджану стоит усилить интеграцию в рамках СНГ на основе двустороннего сотрудничества, а также предпринять другие нестандартные шаги. Иначе экономические потери могут быть весьма значительными.

Не стоит забывать, что в Казахстане сейчас предполагается начать широкомасштабные разработки на Каспийском шельфе. Например, на бакинской судоверфи предусматривается выполнять заказы для разработки морских месторождений Казахстана. Компания Bouyugues Offshore (после покупки входит в итальянскую Saipem) получила в распоряжение еще один стапель на заводе глубоководных оснований. После модернизации его предполагается использовать для строительства модулей при разработке морского месторождения "Кашаган" в Казахстане. Saipem недавно получила контракт от операционной компании AgipKCO по строительству морских трубопроводов и инсталляции барж.

Представители казахстанской стороны неоднократно посещали предприятие для изучения возможностей завода глубоководных оснований. Однако, какие именно работы будут здесь выполняться, пока неизвестно. Известно только, что заказов не стоит ждать раньше будущего года.

Сейчас совместно с ГНКАР идет подготовка к очистке стапеля от старого опорного блока "Чираг-2". Трубы небольшого диаметра этого опорного блока будут использованы для строительства легкой платформы на месторождении "Нефтяные камни". После очистки стапеля его передняя часть будет переоборудована в площадку для строительства различных модулей, а задняя часть - для металлоконструкций.

К нестандартным шагам можно отнести попытку создания аналогичной ЕЭП структуры - между Азербайджаном, Грузией и Казахстаном. В случае решения вопросов в "узком кругу" (как это сейчас пытается сделать Россия) можно найти куда больше точек соприкосновения, чем когда за один стол садятся сразу 12 глав государств. Тем более, что между Азербайджаном, Грузией и Казахстаном уже достаточно точек соприкосновения, в частности, в сфере транспортировкт грузов и энергоресурсов.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости