У РЖД отнимают монополию
Правительство подвело черту под первым этапом реформирования российских железных дорог. Кабинет министров одобрил проделанную железнодорожниками работу в целом. Однако переход ко второму этапу - созданию конкурентной среды - выявил серьезные противоречия, что вылилось на правительстве в перепалку между главой Минэкономразвития Германом Грефом и министром транспорта Игорем Левитиным. В Минэкономразвития считают, что, выделяя дочерние предприятия, РЖД лишь укрепит свой статус монополиста. Премьер Михаил Фрадков согласился с этим и поручил скорректировать программу реформирования железных дорог.
Заседание правительства, посвященное окончанию первого этапа реформирования российских железных дорог, началось спокойно. Из доклада главы Минтранса Игоря Левитина, которому поручено было озвучить проделанную работу, следовало, что главная цель первого этапа реформирования достигнута - вместо МПС создано ОАО "Российские железные дороги" (РЖД). При этом и частные компании постепенно получили доступ к перевозкам: 200 тысяч грузовых вагонов уже находятся в частной собственности, и на них перевозятся до 30% грузов. Минтранс даже предложил поощрить и государственного монополиста, и частников, но "подарки" для РЖД выглядели весомее. Минтранс предлагает сохранить за железнодорожной монополией льготу по уплате земельного налога - сейчас РЖД платит лишь 25% от ставки этого налога, - однако правительство уже внесло в Думу поправки в Налоговый кодекс, которые эти льготу отменяют. Это грозит компании потерей 12 млрд. рублей в год. Предложения Левитина ни у кого не вызвали возражений, зато главе Минэкономразвития Герману Грефу не понравились слайды, сопровождавшие доклад министра. "Вот у вас на слайде N 20 представлен график выведения предприятий из структуры ОАО "РЖД", и при этом они там названы дочерними АО - какое же это выведение? Вместо того чтобы создавать независимые от РЖД компании, мы создаем супермонстра - если будут дочки, то и внучки пойдут", - раскритиковал Греф Левитина. По плану РЖД из 14 важнейших групп активов и видов деятельности в виде "дочек" полностью на свободный рынок будут выведены дальние пассажирские, контейнерные и рефрижераторные перевозки, торговля и стройиндустрия.
Защищаясь, министр транспорта напирал на то, что график составлен на основе плана реформы, утвержденного еще прошлым правительством. Вмешался в дискуссию премьер Михаил Фрадков: "А как там было сказано: "выведение" или "создание дочерних АО?" - спросил он у "ветеранов" аппарата правительства. Выяснилось, что и так, и так, причем в одних и тех же документах. "Противоречия заложены в сам план реформы", - признал возглавляющий совет директоров РЖД вице-премьер Александр Жуков. Он к тому же напомнил, что из 22 правительственных документов, которые нужно было принять на первом этапе, принято только 10, так что о выполнении говорить не приходится. "Административная реформа, - посетовал Левитин, - не успевали многие документы согласовать".
"Про административную реформу я все знаю, - вмешался Фрадков, - этот хаос многому помешал. Но вот что получается: план мы не выполнили, а отрасль, как вы сказали, в неплохом положении - конкуренция растет, объем перевозок. Может, план был далек от жизни?" Левитин фактически признал, что так и есть. "Вы же помните, как принимались законы по реформе, - объяснял министр премьеру, - их писали осторожно, чтобы можно было с одной стороны - дать, но если надо, то и еще раз обсудить вопрос". В результате правительство само запуталось, выполняет оно свои планы или нет. С небес на землю министров вернул президент РЖД Геннадий Фадеев. Его волновали конкретные проблемы. Во-первых, налоговые льготы. С ними, впрочем, уже решили. Но, кроме того, Фадеев напомнил правительству о том, что надо отказываться от перекрестного субсидирования убыточных пассажирских перевозок за счет прибыльных грузовых. "За пассажиров должен платить бюджет - так везде в мире", - заявил Фадеев. Впрочем, правительство уже невольно помогло РЖД, приняв решение о монетизации льгот, - ведь государство потратит в следующем году почти 6 млрд. рублей на покупку проездных билетов для 12 млн. федеральных льготников. Но этого мало: "Есть еще 26 млн. региональных льготников, что с ними делать - непонятно", - жаловался Фадеев. В итоге он и здесь добился своего: правительство решило в ближайшее время утвердить график постепенного отказа от перекрестного субсидирования. Но, согласившись одобрить меры по реализации реформы железных дорог, Михаил Фрадков вместе с этим поручил скорректировать программу реформирования отрасли.