К АВТОДОРОГАМ НА... САМОЛЕТЕ
Всего несколько лет назад основными дорогами Чукотки были автозимники, действующие на время северного завоза. Теперь появилась сеть круглогодичных дорог. Даже северянам трудно поверить, но это так: сегодня проехать Чукотку из конца в конец можно практически в любое время года. Причем постепенно автомобиль становится если не самым удобным, то самым предпочтительным и быстрым вариантом передвижения по этому региону с непредсказуемыми погодно-климатическими условиями. И уж конечно, поездки по автодорогам стали обычными для директора Дорожного департамента ЧАО Александра КОЖУХОВА и его сотрудников, регулярно выезжающих с контрольными проверками их состояния.
Как и все остальное здесь, на краю России, здешние дороги имеют свои особенности. Для значительной их части, составляющей 1271 км, изобретено даже собственное название - автозимники продленного срока действия. Чтобы стать полноценными дорогами пятой технической категории, им не хватает только искусственных сооружений. Один такой автозимник соединил два главных порта Чукотки - Эгвекинот и Певек. От этой трассы протянулась летняя дорога до Билибино, а оттуда ведется строительство автодороги на Анюйск. По всему этому маршруту, протяженностью почти две тысячи километров, нам предстояло проехать за несколько дней. Но добраться из Анадыря до начала магистральных чукотских автодорог пришлось... на самолете.
Казалось, сорок минут полета, и мы будем на месте. Но поразительно неустойчивая чукотская погода преподнесла очередной сюрприз. Еще ранним утром светило солнце, радуя теплом и обещая хороший денек. Вдруг небо нахмурилось. Тяжелые тучи прижали его к земле и стали выдавливать из него то ливневые струи почти тропического дождя, то более привычную северянам морось. Лишь через сутки ненадолго появился просвет, и мы поднялись в воздух.
Время в полете до Залива Креста (так называется аэропорт Эгвекинота) позволило сделать простые арифметические действия и невольно подумать о необходимости наземной связи. Сейчас попасть из Анадыря в Эгвекинот можно воздухом раз в неделю при хорошей погоде за сорок минут и морем за полтора суток, если появится попутный теплоход. Между тем Дорожный департамент ЧАО давно уже поднимает вопрос о необходимости строительства 190 километров дороги от Угольных Копей (аэропорта Анадыря) до поселка Валунистого, находящегося на трассе Певек-Комсомольский - Эгвекинот. Это значительно упростит, удешевит и главное сделает надежным транспортное сообщение на Чукотке, присоединив к его автодорожной сети столицу региона. Вот тогда попасть из Анадыря в Эгвекинот вместе с любым количеством груза можно будет всего лишь за день. Пока же нам, как и привычным ко всему северянам, оставалось радоваться удаче и метеорологическому окну, позволившему достаточно быстро, после полутора суток ожидания, прорваться в этот районный центр. Кстати, после этого авиарейсов не было более двух недель.
НОВОЕ - ВСЕ!
Как и большинство других населенных пунктов Чукотки, Эгвекинот в последние годы стал большой строительной площадкой.
- Да все у нас новое! - так начал свой ответ на вопрос о происшедших в последние годы переменах глава Иультинского муниципального образования Александр МАКСИМОВ. - Самое главное - появились финансы. Народ стал жить лучше. Забыли о задержках зарплат, пенсий, пособий. Настроение на подъеме. Все поняли, что можно возлагать большие надежды на будущее, потому что идет перестройка во всех отраслях народного хозяйства Чукотки.
Но, как оказалось, общий подъем пока еще мало затронул территориальную сеть автодорог Иультинского района. Знакомиться с ней мы отправились по дороге, которая прежде соединяла Эгвекинот с Иультином - основным центром оловодобычи в советские времена. С сороковых годов она была самой протяженной на Чукотке круглогодичной дорогой. Но с прекращением добычи руды и закрытием Иультина, трасса сократилась наполовину. Дорожники делают все возможное, чтобы обеспечить гарантированный проезд по оставшемуся участку. Главная забота - сохранить мосты, без которых дорога потеряет проезжаемость в паводковый период и автоматически превратится в автозимник, пусть и продленного срока действия.
Основные работы для дорожников начинаются зимой, когда надо пробивать и содержать зимники. Летом работы меньше, но не потому, что ее нет, а опять же потому, что малы нормативы на ремонт. Тем не менее объемы работ достигают 72 млн. рублей. Получать их с каждым годом становится все сложнее. В торгах как на ремонт, так и на содержание стали принимать активное участие все организации, имеющие землеройную технику - старатели, строители, коллеги-конкуренты из других районов. Но дорожники ИУМДРСП пока что твердо удерживают традиционные объемы по содержанию зимников. Для этого они стремятся оптимизировать затраты. Один из способов - бригадный подряд.
- Дело хорошее, можно и дорогу содержать и деньги зарабатывать, - говорит об этом лучший бригадир, старейший дорожник предприятия Александр БОРИСОВ. - Есть выделенная сумма, в рамках которой мы координируем свои действия. К примеру, наша бригада содержит 210 км зимников. Начинали с девяти человек, потом оставили семь, теперь за счет собственного опыта и профессионализма справляемся впятером. И, конечно, немаловажно то, что Дорожный департамент оснастил наше предприятие всей необходимой новой техникой. Хотелось бы взять и летний подряд, но пока это сложно из-за отсутствия достаточного количества средств на содержание и ремонт дороги. Основной вид ремонта - подсыпка, и сейчас можно невооруженным глазом видеть, что нормативы в 10 и более раз занижены. Насыпь садится. Еще несколько лет и дорогу надо будет спасать, отсыпая практически заново...
Осмотрев фронт работ, мы возвращались в Эгвекинот, а навстречу от подошедшего под разгрузку теплохода вереницей шли груженые автомобили старательской артели "Чукотка", завозившие необходимые припасы на Валунистый, где они построили обогатительную фабрику. На следующий день мы двинулись вслед за ними. За рулем нашего "Урала" - вахтовик Валентин ЛЫГИН, потомственный дорожник. Его родители отдали много лет дорогам Чукотки. Сам Валентин вырос здесь, в поселке Дорожном, но вместе с родителями, вышедшими на пенсию, уехал в Краснодарский край. Спустя некоторое время решил вернуться. В сущности, обычная история. Сейчас наплыва желающих работать на Чукотке нет, и сюда, как правило, приезжают те, кто знает и любит эти края. На таких людях держится любое предприятие Чукотки. Перед нашим приездом Валентину довелось поработать с археологами, и по дороге он щедро делился интересными сведениями о стоянках древних людей, о местах захоронения шаманов, и о многих других археологических подробностях. Но мы вновь и вновь возвращались к теме автомобильных дорог.
ЕСТЬ НА ЧУКОТКЕ "ЧУКОТКА"
Так сложились обстоятельства, что сегодня золотодобывающая артель "Чукотка" стала главным строителем чукотских дорог. Причин несколько. Одна из них в том, что это предприятие, созданное сорок лет назад, сумело остаться в строю, когда рушились мощные горно-обогатительные комбинаты, закрывались государственные предприятия и ликвидировались поселки.
Другая причина в том, что артель своевременно сориентировалась в обстановке и перешла от разработки рассыпных месторождений к более рентабельному освоению рудных золотых запасов Чукотки. Можно перечислять и другие причины, но самой главной из них любой знающий человек назовет Леонтия Илларионовича МИЛИНСКОГО, бессменного руководителя артели на протяжении сорока лет. Патриарх чукотской золотодобывающей промышленности как никто другой понимает важность дорог. За четыре десятилетия его руководства артелью выработалось негласное правило, по которому к каждому новому разрабатываемому месторождению в первую очередь строилась дорога. Так обеспечивалась сохранность техники, безопасность людей, беспрепятственная доставка грузов.
Настоящий хозяин начинает с дорог. А уж хозяйственности Милинскому не занимать. Его старатели не только моют золото. Попутно они занимаются овощеводством, обеспечивая себя овощами и зеленью, разводят стада традиционных российских сельскохозяйственных животных - коров и свиней. Но вершиной хозяйственности стала организация разработки месторождения рудного золота на Валунистом. За несколько лет здесь, на голом месте не только появилась и заработала горно-обогатительная фабрика, но и выросли капитальные жилые здания с полным комплексом услуг. Центральное отопление, горячая и холодная вода. Сейчас заканчивается строительство банно-прачечного комбината. К концу года административный и жилой корпус будет соединен переходом, под крышей которого развернется спорткомплекс и оранжерея. К этому же времени сюда придет линия электропередач из Эгвекинота, которая во много раз снизит расход топлива и сделает возможным отказ от дизель-генераторов с их громадной прожорливостью.
Как это не удивительно, все проекты начинались не с расчетов научных институтов, а с задумок Леонтия Милинского. Его жизненный опыт и колоссальные знания позволяют сказать, что должно быть в результате. А ближайшие помощники и грамотно подобранные специалисты ищут способы достижения задуманного. Это относится и к строительству дорог.
Многое здесь базируется на находчивости старателей, на их умении приспосабливаться к текущему моменту. Куда ни посмотришь, везде наткнешься на примеры такого подхода. Вот необычного вида скрепер, переоборудованный для перевозки длинномерных грузов и сорокафутовых контейнеров. Вот уникальный прицепной грейдер на К-700 - "три в одном". Он позволяет за один проход выполнять три операции: сгребать грунт одновременно с обеих сторон дороги и профилировать дорожное покрытие. Вот самодельный планировщик откосов, изготовленный из подручных средств с рабочим органом на базе коробки отбора мощностей трактора Т-100.
А еще старатели строят капитальные мосты, причем железобетон изготавливают на собственном заводе железобетонных изделий. На их счету самый большой на Чукотке мост длиной 225 метров через реку Паляваам.
Кроме строительства, артель занимается содержанием 1300 км усовершенствованных автозимников с продленным сроком эксплуатации. Здесь тоже есть свои особенности. Чтобы справиться с задачей и поддержать дороги в проезжем состоянии, старатели работают не со стационарных баз, а используют автономные мобильные звенья. Они непрерывно движутся по трассе, работая, как и заведено у старателей, в две смены (12 через 12). Эта энергосберегающая технология позволяет использовать механизмы и рабочее время по максимуму, без простоев.
В летний период на содержании занято 12 скреперов. Все они обеспечены толкачами для погрузки. Техника разбита на 4 звена. В каждом есть передвижное жилье, походная кухня и ремонтная мастерская с запасом ножей, болтов, комплектом основных запчастей. В звене обязательно есть грейдер, который профилирует дорогу после ремонта.
Работа делится на два этапа. После половодья ликвидируются промоины и обеспечивается проезд. На втором этапе устраняется ямочность, подсыпается дорожное полотно. Полный комплекс работ занимает два месяца, и ежегодно этот процесс повторяется. Все это наглядно можно было увидеть на долгом пути от Эгвекинота до Билибино.
ДОРОЖНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ
Достаточно один раз проехать по дорогам Чукотки и потом о своем путешествии можно рассказывать бесконечно. Здесь интересна каждая мелочь. Но естественно, что в первую очередь в памяти откладываются самые яркие моменты. Среди них и речки, в которых тесно спиной к спине стояли отметавшие икру "горбыли", и заросли грибов по обеим сторонам дороги, и тучные стада оленей, разгуливающих среди сопок. В темноте, скрывшей обзор, казалось, что вокруг шевелится вся тундра, заполненная этими животными, не дающими проехать машинам. Но помимо экзотических природных впечатлений было и немало моментов, связанных с автодорогой.
Перед самой нашей поездкой прошли дожди. Переполнившиеся водой реки стали размывать дороги. На самых сложных бродах дежурили старатели, с помощью тягачей "Ураганов" перетаскивая свои машины, груженные оборудованием для фабрики и строящейся линии электропередач. Но всего предусмотреть невозможно. И потому без небольших происшествий не обходилось. Самым удивительным было увидеть на чукотской трассе, вдали от населенных пунктов "Ниссан-патрул", легко скользивший по грунтовке и, казалось, уверенно преодолевающий все водные преграды. Вот очередной брод, и шикарный джип угодил в подводную яму. Бурное течение на наших глазах ставит его "на плавь". Пассажиры - бывалые северяне. Они открывают двери, притапливая автомобиль. Через десять минут проходящий "Урал" вытаскивает их на сушу. Машина заводится легко и быстро срывается с места. А через несколько километров все могли наблюдать удивительную картину: из-под пышущего новизной навороченного джипа с поднятым капотом торчали ноги водителя, пытающегося понять, что произошло с трансмиссией, отказавшейся работать. Сделать ремонт ему не удалось. С такой машиной оказалась возможна лишь эвакуация. Грустно, но приходится констатировать, что чукотские дороги пока не годятся даже для зарубежных джипов. Из легковых авто им соответствует только УАЗ, которому подобные купания нипочем. А по проходимости он сравним с "Уралом" - главной грузовой машиной чукотских дорог и КамАЗом, который приближается к этой планке. Но порой и их проходимости бывает недостаточно. Доказательством этого стали два груженых длинномера, идущих на Певек.
Водители подъехали сюда в дождь, когда переполнившийся ручей хлестал через дорогу, размывая полотно. Дождавшись спада воды, водители увидели глубокую промоину на месте самодельной старательской трубы. Тщательно обследовав тундру, они решили, что проедут в обход. Но удача оказалась не на их стороне. Не доехав несколько метров до конца импровизированного объезда, один КамАЗ застрял. Другой, двинувшийся на выручку, застрял раньше, порвав один из мостов. К нашему приезду водители находились в плену уже двое суток. За это время они откопали свои машины, подготовив их к спасению, и вручную засыпали промоину на дороге, обеспечив проезд встречного транспорта. Связавшись по спутниковому телефону, Кожухов сообщил о происшествии на их предприятие в Певек. Оттуда тут же выслали помощь - мощный кальмар - так здесь называют К-700.
Такое происшествие здесь не редкость. И хотя почти каждый случай превращается в сложную спасательную операцию, известия о таких происшествиях (по причине банального отсутствия связи на дорогах Чукотки) не попадают в средства массовой информации и становятся в лучшем случае достоянием анекдотов и шоферских баек.
ПЕВЕКСКИЙ МЕРИДИАН
Все дальше мы продвигались по дорогам Чукотки, и за окном вахтовки, словно в калейдоскопе, менялись диковинные картины природы. Суровый Шмидтовский район встретил и проводил нас каменистыми неприветливыми сопками. А чуть ближе к знаменитому, самому крупному на Чукотке мосту через Паляваам в Чаунском районе, природа вновь наполнила все вокруг зеленью тундры. Стоило только подключить немного фантазии и на разноцветных чукотских сопках можно было разглядеть картины самого великого мастера - Природы, изображающей с помощью осыпей и лишайников сценки из жизни чукотстких охотников и оленеводов, диковинных животных, а то и картины библейского масштаба. От космической глобальности то и дело отвлекали бытовые подробности: вдоль дороги то тут то там видны не то сброшенные, не то брошенные оленьи рога. В советские времена, когда кипела жизнь на приисках, их подобрали бы на сувениры. Сейчас они никому не нужны.
Вот, наконец, и река Паляваам. Она словно делит существующие дороги на постоянные и временные. Временная, летняя дорога, коснувшись километрового столбика с нулем на табличке, убегает на Билибино. Ведущая туда зимняя более короткая дорога идет из Певека по берегу Чаунской губы. Переехав реку по мосту, мы оказываемся в самых обжитых местах, которые начинаются с поселка Комсомольского.
- Дорогами в нашем районе я доволен, - сказал глава муниципального образования Чаунского района Александр ГАРНАЖЕНКО, - от Певека до Комсомольского дорожное покрытие всегда хорошо отгрейдировано. По нему идет любая легковушка. Такой же хороший проезд по дороге Певек - Апапельгино - Янранай. Дорожники нашего Чаунского МУП ДРСУ хорошо знают свое дело. Правда в ближайшие годы им придется несладко. В районе наблюдается подъем промышленности. В перспективе планируется возобновление добычи олова, увеличение золотодобычи, начало разработок шельфовых месторождений нефти и газа, которые сейчас по программе Президента России исследует отечественная наука. В связи с этим значительно увеличится количество грузов, поступающих в морской порт и перевозимых автомобилями. Так что стоит ожидать дополнительных нагрузок на наши дороги. Они уже заметно растут в связи с освоением месторождений Купол и Майское. Иностранные компании, работающие там, закупили для своих нужд мощные "Уралы-Ивеко", способные перевозить до 70 тонн груза. Возникает опасность и для дорог, рассчитанных под нагрузку до 6 тонн на ось, и, главным образом, для мостов. Нам придется задействовать административный ресурс, чтобы ограничить загрузку таких автомашин...
Чуть позже, уже в Билибино мы встретились с "пластмассовыми", как местные жители прозвали канадцев, работающих на освоении месторождения "Купол". Менеджер проекта Джон САЛИВАН признавал ошибку с приобретением тяжелых грузовиков.
Для ее исправления принято решение пробивать и содержать зимники совместными силами. Тем более что у чукотских дорожников сейчас есть, чем противостоять снежной стихии.
- К увеличению интенсивности перевозок мы готовы как летом, так и зимой, - рассказал директор Чаунского МУП ДРСУ Николай ВЕЛЬМА. - С помощью правительства округа и, в частности, Дорожного департамента ЧАО, на предприятии произведено полное перевооружение. Мы оснастились новой техникой. Все бульдозеры не старше 2002-2003 года. Такие же свежие роторные снегоочистители К-702, вездеходы, грейдера. Есть даже такая уникальная машина как ресайклер "RAKO". Пожалуй, проблема остается в том, чтобы успеть подготовить под эту технику хороших специалистов. В последние годы жизнь на Чукотке изменилась к лучшему. Но вернуть прежнее положение, когда был постоянный приток квалифицированных кадров, несмотря на северные льготы, пока не получается. Не хватает механизаторов, сварщиков, инженеров ПТО, мастеров. Но с работой справляемся. У нас на обслуживании три дороги протяженностью 176 км, 240 км автозимника Певек - Билибино и 40 км ледовой дороги Певек - Айон. Кроме того, в этом году мы выиграли торги на обслуживание дорог Билибинского района. Это добавило нам две дороги протяженностью 73 км и 280 км автозимников.
ВЫХОД НА МАТЕРИК
Если для Чаунского района с портом Певек прокладка магистральных дорог не так актуальна, то для Билибинского района это жизненно важный приоритет. Автодорога Комсомольский - Билибино, протяженностью 529 километров, в последние годы надежно соединила Билибинский район с портом Певек и дала выход к порту Эгвекинот. Но жизнь здесь по-прежнему дороже, чем в других городах Чукотки из-за отсутствия короткого, близкого выхода к портам. Цена на товары в магазинах впечатляет. Бутылка питьевой воды стоит 120 рублей - почти в десять раз больше, чем на материке. По такой же цене продается картошка и другие овощи. Покупка фруктов обойдется в 200 - 250 рублей за .килограмм. По мнению местных властей и жителей, облегчить им жизнь может только окно в большой мир, которым должна стать автодорога Билибино - Анюйск. Она даст выход к речным портам на Лене и Колыме, сократит автотранспортную составляющую перевозок с 800 км до 250 км и избавит перевозчиков от сложностей полярной навигации. Часть этой дороги со временем войдет в состав Северного транспортного коридора, который присоединит чукотские автодороги к российской автодорожной сети.
- Сейчас мы, как и вся Чукотка, налаживаем соцкультбыт, много строим, - рассказал глава Билибинского муниципального образования Роман Викторович КОПИН. - Для завоза товаров и грузов активно используем проложенные в последние годы дороги к морским портам. В прошлом году, например, без потерь провели из Эгвекинота колонну автобусов. Но автодорожный выход на Анюйск значительно облегчит схему транспортного сообщения, а значит и нашу жизнь в целом. Мы рассматриваем перспективу создания в Анюйске транспортного узла, из которого к нам будут завозиться основные материалы, оборудование, продукты...
Строительством дороги, протяженностью 213 км, начатым в 2001 году, занимается все та же старательская артель "Чукотка". Основные работы из-за специфики климатических и геологических условий ведутся зимой. На строительстве в зимний период занято около 100 человек и задействована мощная техника: 10-12
БелАЗов, три фронтальных погрузчика, четыре тяжелых и пять легких бульдозеров, грейдер, наливной транспорт для подвоза топлива и другая вспомогательная техника, необходимая для поддержания жизнедеятельности поселка.
- Дорожное полотно мы могли бы закончить и в этом году, - говорит заместитель генерального директора по строительству дорог и мостов ООО "Артель "Чукотка" Александр ЕРКИН. - Нас сдерживает вопрос финансирования, которое резко сократилось. В результате, на следующий год остался самый трудный участок протяженностью 29 км. Он будет и самым дорогим из-за отсутствия поблизости подходящих грунтов. Отведенный карьер находится в 30 километрах от строительства.
- Всего на этот год выделено 70 млн. рублей из территориального и 20 млн. рублей из федерального бюджетов, - продолжил тему строительства исполняющий обязанности заместителя генерального директора Дорожного департамента ЧАО по строительству Вадим ТИТОВ. - Этого явно недостаточно для окончания работ и выполнения существующей программы развития автодорог, которая предусматривает завершение строительства в 2006 году.
Осложняется вопрос своевременного ввода главным образом темпами строительства мостов. На следующий год намечаем сдачу одного, длиной 108 метров через реку Мачваам. Но чтобы окончательно снять проблему и открыть гарантированный круглогодичный проезд, предстоит построить самый большой на этой дороге мост через реку Погындин. Кроме него останется еще 16 мостовых переходов. Но даже при их отсутствии движение автомобилей не прервется...
Мы проехали по дороге Билибино - Анюйск только до реки Мачваам. Вода, поднявшаяся после ливневых дождей, обильно омывала стройные опоры нового моста, возведенного специалистами НПК "Спецмост-Чукотка".
От продолжения отсыпанной и отгрейдированной дороги нас отделяла сотня метров, которая перестанет быть преградой уже в следующем году. Но где-то впереди был еще более грозный Погындинский водоток, без преодоления которого построенная дорога пятой технической категории останется внекатегорийным автозимником с продленным сроком эксплуатации.
Мы возвратились в Билибино, а оттуда отправились в Певек, из которого раз в две недели можно вылететь на Москву. Как выяснилось, попутчики в самолете направлялись не только в Европейскую часть России, но и... на Дальний Восток. Оказывается, добраться до Хабаровска проще всего через Москву. То же самое с соседним Якутском. Да и до Магадана, пожалуй, проще добраться через столицу России, чем через непредсказуемый Анадырский аэропорт. Эта потрясающе неправдоподобная транспортная схема сохранится до тех пор, пока автотранспорт окончательно не завоюет северные просторы. Кажется, ждать этого осталось совсем недолго. Уже соединила Дальний Восток с Забайкальем автомагистраль "Амур". От нее давно уже бежит к Якутску магистраль "Лена", дальше к Магадану уходит "Колыма". Дело за малым - пусть не большая федеральная автодорожная река, а хотя бы маленький федеральный ручеек убежит от "Колымы" к Билибино, присоединяя к России громадную (737,7 тыс кв. км) и при этом малоосвоенную территорию Чукотского автономного округа.