Почти год действует новый порядок взимания косвенных налогов в отношении торговых операций с Республикой Беларусь. Однако пробелы в законодательстве заставляют налогоплательщиков задавать чиновникам все новые и новые вопросы.
В письме ФНС РФ от 10 октября 2005 г. N ММ 6-03/842 налоговики дают разъяснения по отдельным вопросам, которые касаются применения положений Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте, подписанного 15 сентября 2004 г. и ратифицированного Федеральным законом РФ от 28 декабря 2004 г. N 181 - ФЗ. Неотъемлемой частью Соглашения является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Республикой Беларусь. Указанные разъяснения согласованы и одобрены специалистами главного финансового ведомства страны (письмо Минфина РФ от 20 сентября 2005 г. N 03-04-08/247).
Экспорт
При продаже товаров в Белоруссию российская организация может применить нулевую ставку НДС и получить освобождение от уплаты акцизов. Такой порядок налогообложения, напоминают налоговики, действует с 1 января 2005 г. Следовательно, по ставке 0% облагаются те российские товары, которые были отгружены в Республику Беларусь после этой даты (ответ на вопрос N 8).
Существенной частью внешнеторгового контракта являются базисные условия поставки. К ним относятся условия внешнеторговой сделки, которые определяют обязанности продавца и покупателя по срокам поставки, оформлению документов, распределению расходов, в том числе на перевозку и пр.
В тексте внешнеторгового контракта условия поставки, распределения коммерческих расходов и коммерческих рисков указываются в соответствии с правилами "ИНКОТЕРМС"(1).
(1) ИНКОТЕРМС - это акт, утвержденный Международной торговой палатой, который содержит международные правила толкования терминов в отношении базисных условий поставок.
В тексте договора условия поставки указываются в виде аббревиатуры из трех латинских букв (EXW, FCA, FAS, FOB, CFR, GIF, CPT, CIP, DAF, DES, DEQ, DDU, DDP).
Все базисные условия разделены на четыре группы в зависимости от распределения обязанностей между продавцом и покупателем. Объем обязанностей продавца последовательно увеличивается от базисных условий поставки "Е", "F", "С" к "D". Например, при базисных условиях поставки: * EXW - продавец должен передать товар в распоряжение покупателя на своей территории (складе, заводе и т.д.);
* группы "F" - продавец должен передать товар в распоряжение перевозчика, которого выбирает покупатель;
* группы "С" - продавец должен заключить договор перевозки без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара или каких-либо дополнительных расходов после погрузки товаров;
* группы "D" - продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения.
По мнению налоговиков, российские товары, экспортируемые в Республику Беларусь, облагаются по ставке 0% независимо от базисных условий поставок, указанных в тексте внешнеторгового контракта (ответ на вопрос N 7).
Кроме того, налоговики напоминают, что применять Соглашение можно лишь к тем товарам, которые подпадают под один из трех критериев, установленных п. 2 ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 13 ноября 1992 г.
Речь идет о тех товарах, которые:
* полностью произведены на территории РФ или Республики Беларусь;
* подверглись обработке на территории РФ или Республики Беларусь с использованием сырья, материалов и комплектующих изделий происхождением из третьих стран. Но только при условии, что после обработки изменилась принадлежность товаров по классификации Гармонизированной системы(1) описания и кодирования товаров хотя бы одному из четырех первых знаков;
(1) Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров была принята в Брюсселе 14 июня 1983 г. Гармонизированная система означает Номенклатуру, которая включает товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации Гармонизированной системы, приведенные в Приложении к указанной Конвенции.
* произведены с использованием сырья, материалов и комплектующих изделий третьих стран. Но только при условии, что их совокупная стоимость не превышает фиксированной доли экспортной цены реализуемых товаров. Этот показатель можно взять из Перечня условий производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (Приложение N 1 к решению Совета глав Правительств СНГ от 30 ноября 2000 г. "О правилах определения страны происхождения товаров").
Согласно п. 3.6 этого документа товар признается происходящим из страны, в которой он был изготовлен, если стоимость сырья, материалов и комплектующих изделий, произведенных в третьих странах, не превышает 15% его цены на условиях поставки EXW (франко-завод).
Следовательно, делают вывод налоговики, товары, происходящие из третьих стран, не попадают под действие Соглашения. При экспорте в Республику Беларусь таких товаров применяется налоговая ставка 0%, но порядок налогообложения в этом случае регулируется п.1 ст. 164 и ст. 165 НК РФ (ответ на вопрос N 9).
При экспорте товаров из России в Республику Беларусь российский налогоплательщик применяет нулевую ставку НДС и освобождается от акцизов. Но только при условии, что представит в налоговые органы следующие документы:
1 Налоговая декларация по НДС.
2 Копии договоров, на основании которых осуществляется реализация товаров.
3 Копии транспортных и товаросопроводительных документов о перевозке экспортируемых товаров, заверенные подписью руководителя и главного бухгалтера.
4 Третий экземпляр заявления о ввозе товара на территорию Республики Беларусь, полученного от белорусского покупателя, с отметкой белорусских налоговиков.
5 Копии документов, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара.
Если же российский налогоплательщик экспортирует товары по внешнеторговым товарообменным (бартерным) операциям, то вместо документов, подтверждающих фактическое поступление выручки от покупателя в налоговые органы, необходимо представить копии документов, подтверждающие ввоз товаров на территорию РФ и принятие их на учет. К таким документам, по мнению Минфина РФ (ответ на вопрос N 12), относятся:
* транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию России;
* товаросопроводительный документ налогоплательщика белорусского партнера;
* заявление о ввозе товаров на территорию РФ из Республики Беларусь и уплате косвенных налогов с отметкой российского налогового органа;
* регистры бухгалтерского учета, в которых отражено принятие на учет ввезенных товаров;
* и др.
И российские, и белорусские организации должны использовать одну и ту же форму заявления, которая приведена в Приложении к письму ФНС РФ от 12 января 2005 г. N ММ-6 26/4.
Указанные документы организация-экспортер должна представить в налоговую инспекцию по месту своей регистрации в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров.
При отгрузке товаров в республику Беларусь организация-экспортер должна составлять счет-фактуру, в котором указывается нулевая ставка НДС.
Составляется счет-фактура в 2 экземплярах: один экземпляр передается покупателю, другой - подшивается в Журнал учета выданных счетов-фактур и регистрируется в Книге продаж. Перед тем, как направить счет-фактуру белорусскому покупателю, необходимо получить отметку налоговых органов.
Налоговики в своих разъяснениях (ответ на вопрос N 10) подчеркивают: регистрировать в Книге продаж счет-фактуру, выставленный белорусскому покупателю, следует в том порядке, который предусмотрен Правилами ведения Журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, Книг покупок и Книг продаж при расчетах по НДС.
Напомним: согласно п. 17 Правил счет-фактура регистрируется в Книге продаж в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство.
При экспортных операциях моментом определения налоговой базы по НДС является последний день налогового периода, в котором собран полный пакет документов. Именно в этот день российский экспортер должен зарегистрировать в Книге продаж счет-фактуру, выданный белорусскому покупателю.
Если на 91-й день документы так и не будут собраны и представлены в налоговые органы, моментом определения налоговой базы по НДС будет считаться день отгрузки товаров. Причем операция по реализации товаров в Республику Беларусь в этом случае будет облагаться НДС по ставке 10 или 18%.
Порядок регистрации счетов-фактур по белорусскому экспорту в данной ситуации законодательно не урегулирован. Какую запись в этой ситуации должен сделать экспортер в Книге продаж, не понятно!
В счете-фактуре, который был выставлен белорусскому покупателю, указан НДС по ставке 0%. Должен ли экспортер вносить исправления в свой экземпляр счета-фактуры, на котором стоит отметка налогового органа, изменяя ставку налога на 10% или 18% ?
Налоговики в своем письме не дают ответа на этот вопрос. Поэтому обратимся к письму Минфина РФ от 4 марта 2005 г. N 03-04-08/34, в котором рассматривается ситуация, связанная с неподтверждением обоснованности применения нулевой ставки НДС.
По мнению специалистов финансового ведомства, в этом случае налогоплательщик не имеет права перевыставить счет-фактуру покупателю с указанием другой налоговой ставки (10% или 18%), а сумму НДС налогоплательщик должен рассчитать по этой ставке исходя из контрактной стоимости товаров и уплатить в бюджет за счет собственных средств.
Если экспортер зарегистрирует в Книге продаж счет-фактуру с указанием нулевой ставки и суммы НДС, то данные по гр. 5-7 Книги продаж не будут соответствовать данным налоговой декларации по НДС. А ведь при заполнении Налоговой декларации налогоплательщик должен использовать данные, указанные в итоговой строке по этим графам.
Если экспортер соберет и представит в налоговые органы подтверждающие документы уже по истечении 90 дней, но не позднее 3 лет со дня отгрузки товаров, то сумма НДС, уплаченная в бюджет, должна быть ему возвращена.
Остается открытым вопрос о том, какую запись в этом случае следует делать в Книге покупок? И нужно ли вообще регистрировать в ней экспортный счет-фактуру, в котором указана нулевая ставка НДС.
Надеемся, что вскоре Минфин даст ответы и на эти вопросы.
В своем письме специалисты ФНС констатируют, что Положение о порядке взимания косвенных налогов не содержит норм, которые регулировали бы вопрос об авансовых платежах, которые получает экспортер от белорусских партнеров в счет будущих поставок товаров.
Поэтому при поступлении предварительной оплаты экспортер должен руководствоваться положениями главы 21 НК РФ, в частности, подп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ.
Согласно действующей редакции указанного подпункта налогоплательщики обязаны включать в налоговую базу авансы, поступившие от покупателей в счет будущей отгрузки товаров. Исключением является только предоплата за товары, у которых длительность производственного цикла превышает 6 мес. Перечень таких товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 602.
Следовательно, в 2005 г. экспортеры обязаны рассчитывать НДС с авансов, полученных от белорусских партнеров, если только товары, подлежащие вывозу в Республику Беларусь, не указаны в постановлении Правительства N 602.
В то же время налогоплательщик, который экспортирует товары в Республику Беларусь, может возместить сумму налога с предоплаты, начисленную к уплате в бюджет, в том же порядке, как и все другие экспортеры (ответ на вопрос N 4).
По мнению чиновников (письмо Минфина РФ от 28 декабря 2004 г. N 03-04-08/147), предъявить НДС с полученных авансов экспортеры могут:
* либо в последний день месяца, в котором собраны документы, подтверждающие экспорт;
* либо на следующий день после истечения срока, который установлен для представления в налоговые органы документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки (для всех экспортеров - 181-й день, для белорусских экспортеров - 91-й день после оформления ГТД).
С 1 января 2006 г. вступят в силу изменения, внесенные в гл. 21 НК РФ Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ.
Согласно этим поправкам подп. 1 п. 1 исключен из ст. 162 НК РФ. В то же время ст. 154 НК РФ "Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)" дополнена новым п. 9. Это касается порядка определения налоговой базы по НДС в случае получения экспортерами оплаты и частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров на экспорт. В нем говорится, что до момента определения налоговой базы экспортеры не должны включать в налоговую базу по НДС суммы оплаты или частичной оплаты, полученные от зарубежных покупателей.
Следовательно, с 1 января 2006 г. налогоплательщики, экспортирующие российские товары в Республику Беларусь, не должны облагать НДС суммы предоплаты, полученной от зарубежных покупателей.
Если белорусский покупатель возвращает товар российскому поставщику, то, по мнению налоговиков, оформлять эту операцию следует как обычный импорт. При этом чиновники ссылаются на то, что положения Соглашения не распространяются на ввоз российских товаров на территорию РФ (ответ на вопрос N 21).
Следовательно, при возврате российских товаров, экспортированных в Республику Беларусь, экспортеру придется заплатить НДС по ставке 10 или 18%. Правда, потом экспортер может зачесть сумму налога, уплаченную таможенным органам.
Если российский экспортер реализует товары белорусскому покупателю через посредника, то в составе документов, которые необходимо представить для подтверждения нулевой ставки, он должен подать договор комиссии и договор купли-продажи между посредником и белорусским покупателем.
Импорт
Не позднее 20-го числа месяца, следующего за датой принятия на учет ввезенных товаров, организация-импортер должна представить в налоговую инспекцию по месту своей регистрации Налоговую декларацию по косвенным налогам.
К налоговой декларации необходимо приложить следующие документы: 1 Заявление о ввозе товаров и об уплате косвенных налогов.
2 Копия выписки банка, которая подтверждает факт перечисления косвенных налогов в бюджет.
3 Копия договора, на основании которого ввозится товар.
4 Копии транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров из Республики Беларусь в Россию.
5 Копия товаросопроводительного документа белорусского поставщика.
Чиновники уточняют, что на товаросопроводительных документах белорусского поставщика не должна стоять отметка налоговых органов Республики Беларусь, так как подобного требования нет в п. 6 Раздела 1 Положения о порядке взимания косвенных налогов (ответ на вопрос N 14).
Если в одном месяце были ввезены товары по нескольким договорам и приняты к учету, то составлять Заявление о ввозе товаров и оплате косвенных налогов следует по каждому договору отдельно. Следовательно, делают вывод специалисты ФНС, количество заявлений, представляемых в налоговые органы, должно быть равно количеству договоров с белорусскими партнерами, по которым были получены товары (ответ на вопрос N 13).
Моментом начисления НДС по белорусским товарам является дата принятия к учету ввезенных товаров. По мнению налоговиков, под этой датой следует понимать дату отражения поступления товаров на счетах бухгалтерского учета на основании первичных документов (ответ на вопрос N 26).
Что касается белорусского оборудования, то предъявить к налоговому вычету НДС, уплаченный при ввозе этого имущества с территории республики Беларусь, можно в том налоговом периоде, когда выполнены все условия (ответ на вопрос N 15):
НДС начислен, отражен в налоговой декларации по косвенным налогам и уплачен в бюджет;
оборудование принято к учету в качестве основных средств и его первоначальная стоимость отражена на счете 01 "Основные средства".
Как уже говорилось, форма Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов приведена в Приложении к письму ФНС РФ от 12 января 2005 г. N ММ-6-26/4. Там же приведен и порядок заполнения Заявления.
В гр. 8 Заявления организация-импортер указывает серию, номер и дату товаросопроводительного документа белорусского продавца, а также виды ввезенных товаров. На основании этого документа в гр. 1 Заявления необходимо вписать наименование товаров, импортированных с территории Республики Беларусь.
В соответствии с данными гр. 1 и 8 импортер вписывает в гр. 2 Заявления код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Для этого налоговики советуют импортерам воспользоваться Таможенным тарифом РФ, который утвержден постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830 (ответ на вопрос N 18).
На основании данных товаросопроводительного документа белорусского продавца, указанного в гр. 8, импортер проставляет в гр. 6 Заявления стоимость товаров.
В гр. 7 следует отразить расходы, которые принимаются для определения налоговой базы по НДС, но не были включены в стоимость товаров, указанных в гр. 6.
Речь идет о расходах, связанных с импортом товаров. К ним относятся:
* стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
* стоимость контейнеров или другой многоборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
* сумма страховки;
расходы по доставке товара, в том числе - на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров.
Налоговики в своем письме отмечают, что расходы, связанные с импортом, нужно указывать в гр. 7:
* без учета НДС, который был предъявлен импортеру сторонней организацией и подлежит вычету на основании ст. 171 НК РФ;
* независимо от того, на территории какой страны они были осуществлены импортером - на территории России или на территории Республики Беларусь и кто являлся перевозчиком импортных товаров (ответ на вопрос N 23).
По мнению налоговиков, расходы покупателя по доставке товара собственными силами должны включаться в налоговую базу по НДС (ответ на вопрос N 6).
Если же импортер ввозит товары, которые облагаются по разным налоговым ставкам на основании одного транспортного документа, то расходы по доставке следует разделить между товарами:
* облагаемыми НДС по ставке 10% ,
* облагаемыми НДС по ставке 18% ;
* не облагаемыми.
О том, как следует распределять НДС между указанными группами товаров, налоговые органы в своем письме ничего не говорят (ответ на вопрос N 24).
Те импортеры, которые по одному договору в течение месяца получают несколько поставок однородного товара, должны вписывать виды товаров по каждой поставке на отдельных строках Заявления. Налоговики запрещают указывать сведения обо всех поставках месяца в одной строке, даже если во всех товаросопроводительных документах фигурирует одно и то же название товара (ответ на вопрос N 27).
Если импортер не укажет в Заявлении сумму расходов, связанную с импортом товаров с территории Республики Беларусь, то при проверке представленных документов будут обнаружены расхождения. В этом случае на 11-й день с момента их получения налоговики возвратят импортеру 2 экземпляра заявления с уведомлением об отказе в проставлении отметки. В Уведомлении работники налоговых органов должны указать выявленные несоответствия и предложить импортеру представить новое Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ответ на вопрос N 16).
На наш взгляд, это можно сделать пропорционально контрактной стоимости приобретенных товаров или иным способом, который организация-импортер укажет в своей учетной политике в целях налогообложения.
В своем письме ФНС напоминает, что помимо стоимости приобретения товаров, с учетом перечисленных выше расходов, в налоговую базу по НДС включается сумма акцизов, которая должна быть уплачена в бюджет при ввозе подакцизных товаров (ответ на вопрос N 1). Следовательно, при заполнении гр. 11 "Налоговая база по НДС" следует учесть не только показатели по гр. 6 и 7, но и показатель по гр. 16 "Сумма акциза".
Чиновники напоминают импортерам, что Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов необходимо составлять в 3 экземплярах и представлять в налоговую инспекцию по месту своей регистрации. Первый экземпляр заявления налоговики оставляют себе, а второй и третий - через 10 рабочих дней после их получения возвращают организации-импортеру с отметкой об уплате НДС и акцизов. Третий экземпляр заявления с отметкой налогового органа передается белорусскому поставщику для того, чтобы он смог подтвердить экспорт товаров.
Поэтому, делают вывод налоговики, Заявление о ввозе товаров следует составлять отдельно по каждому белорусскому поставщику товаров, а также отдельно по каждому договору с этими поставщиками (ответ на вопрос N 2).
При ввозе белорусских товаров на таможенную территорию РФ организации должны перечислить в бюджет сумму НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
В специальной Налоговой декларации по косвенным налогам (Приложение N 3 к Приказу Минфина от 3 марта 2005 г. N 31 н) налог, подлежащий уплате при ввозе белорусских товаров, необходимо отразить по строке 030 раздела 1.1 и раздела 2.
Эту сумму можно предъявить к налоговому вычету в том же порядке, что и НДС, уплаченный на таможне при ввозе товаров из других стран. Для этого сумму НДС по белорусским товарам надо указать в составе общей суммы уплаченного на таможне НДС по строке 332 раздела 2.1 Налоговой декларации по НДС (Приложение N I к Приказу Минфина от 3 марта 2005 г. N 31 н).
В своем письме налоговики подчеркивают, что для подтверждения права на вычет суммы НДС, уплаченной при ввозе товаров на территорию РФ, представлять с Налоговой декларацией по НДС повторно Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не нужно (ответ на вопрос N 3).
Кроме того, импортеры должны сделать запись в Книге покупок. Ведь при составлении Налоговой декларации по НДС используются данные по итоговой строке Книги покупок.
В счете-фактуре, который импортер получает от белорусского поставщика, указаны нулевая ставка и сумма НДС. Поэтому регистрировать в Книге покупок этот счет-фактуру не имеет смысла.
По мнению налоговиков, регистрации в Книге покупок подлежит Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, которое импортеры представляли в налоговые органы одновременно с Налоговой декларацией по косвенным налогам.
При ввозе в Россию белорусских товаров импортер обязан заплатить НДС и акциз. Исключением являются товары, которые:
не подлежат налогообложению при ввозе их на территорию РФ;
перемещаются транзитом;
ввозятся для переработки с последующим вывозом продуктов переработки.
В Соглашении не указано, что следует понимать под "переработкой" товаров. Поэтому в целях налогообложения налоговики предлагают использовать положения п. 2 ст. 8 Таможенного кодекса (ответ на вопрос N 22). Положения этого пункта приведены ниже.
Состав операций по переработке товаров
Вид операции /Отличительные особенности
1 /2
Собственно переработка или обработка товаров
Изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборка или разборка товаров /Потеря индивидуального характера: товаров для переработки; используемых российских товаров Сохранение характера этих товаров в товарной продукции
/Сохранение основных черт в товарной продукции: товаров для переработки; используемых российских товаров
Ремонт товаров, в том числе их восстановление, замена составных частей, восстановление потребительских свойств /Восстановление или замена поврежденных или изношенных товаров для переработки, устранение дефектов по рекламации
Переработка товаров, которые содействуют производству товарной продукции или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки /Использование иностранных товаров, содействующих или облегчающих производство товарной продукции, если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки (катализаторы, флюсы, электроды, присадки и т.д.)
Налоговики напоминают, товары, которые ввозятся для переработки, освобождаются от уплаты НДС, но только в том случае, если соблюдены следующие условия:
срок переработки товаров на территории РФ не превышает 2 лет;
продукты переработки вывозятся с территории РФ;
в налоговые органы представлены все необходимые документы.
В своем письме налоговики отмечают, что косвенные налоги при ввозе белорусских товаров следует начислять только в случае реализации этих товаров белорусскими налогоплательщиками.
При заключении договора хранения перехода права собственности не переходит, следовательно, реализации ввезенных товаров не происходит и не возникает объекта обложения НДС.
Если российская организация приобретает белорусские товары, которые уже ввезены на территорию РФ, то местом их реализации признается территория РФ. Следовательно, операция по продаже указанных товаров не попадает под действие Соглашения. В этой ситуации российский налогоплательщик, выполняя функции налогового агента, должен удержать у белорусского поставщика сумму НДС и перечислить ее в бюджет.
Если белорусский товар ввозится в Россию посредником, в роли которого выступает российский налогоплательщик, то платить косвенные налоги должен покупатель этих товаров. При этом не имеет значения, кто выступает в роли комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору) - российский покупатель или белорусский продавец. Такого мнения придерживаются специалисты ФНС (ответ на вопрос N 19).
Если в роли комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору) выступает российский покупатель, то в налоговые органы он должен представить не только Налоговую декларацию по косвенным налогам, но и:
копию посреднического договора;
копию договора купли-продажи, заключенного между белорусским поставщиком и посредником.
В том случае, когда в роли комитента (принципала) выступает белорусский поставщик, то посредник (комиссионер или агент) должен выставить в адрес покупателя - российской организации или индивидуального предпринимателя счет-фактуру.
В этом счете-фактуре необходимо указать нулевую ставку НДС, отсутствие акциза путем надписи или проставления штампа "Без акциза", страну происхождения товара (Республика Беларусь).
Возврат товаров, которые ввезены с территории Республика Беларусь, не является реализацией (экспортом), но только в том случае если покупатель отказался от исполнения договора купли-продажи из-за существенного нарушения требований к качеству товаров.
В этом случае облагать НДС по ставке 0% передачу товаров обратно белорусскому поставщику не нужно.
***
Порядок налогообложения при различных базисных условиях поставки