Продолжаем знакомить читателей с работой транспортных строителей. Сегодня это организации и предприятия Санкт-Петербурга. В Северной столице создан мощный проектно-строительный комплекс, в сферу деятельности которого вошли не только город и область, но и другие регионы страны, в том числе Северо-Западный, Центральный, Сибирь, Урал, Прибалтика.
История развития Санкт-Петербурга неразрывно связана с развитием транспортной инфраструктуры города, которая, в свою очередь, чутко реагировала на происходившие экономические и политические преобразования, на смену власти и стихийные бедствия, на революции и войны. Самый значительный ущерб транспортной системе города был нанесен в период Великой Отечественной войны. В послевоенный период пришлось не просто восстанавливать, а практически строить заново мосты, вокзалы, морские и речные причалы, аэропорты, транспортные узлы и развязки, объекты строительной индустрии. Этот период был не только одним из самых суровых испытаний для транспортных строителей, но и прекрасной профессиональной школой, давшей стране десятки имен талантливых инженеров, проектировщиков, ученых и строителей.
Новый этап развития транспортных коммуникаций начался полвека назад с образованием Министерства транспортного строительства. За прошедшие годы питерские организации не раз меняли свои названия, но всегда неизменным оставались высокий профессионализм, способность быстро и качественно решать любые порученные задачи. Славные традиции транспортных строителей города хранят и постоянно развивают Ленгипротранс и Севзаптрансстрой, ведущие изыскания, проектирование и строительство железных дорог, станций, зданий и сооружений различного назначения; Севзапморгидрострой, выполняющий портовое и гидротехническое строительство, дноуглубительные и под-водно-технические работы; Трансмост, Ленметрогипротранс, Мостострой-6, Мостоотряд-19 и Метро-строй, осуществляющие проектирование и строительство мостов, набережных, тоннелей, метрополитенов и других транспортных сооружений и систем; Севзапдорстрой, занимающийся строительством и реконструкцией автомобильных дорог и аэродромов; Севзаптранслеспром и Толмачевский завод железобетонных и металлических конструкций, специализирующиеся на производстве строительных материалов и конструкций; Пушкинский машиностроительный завод, обеспечивающий транспортных строителей и другие организации дорожно-строительной техникой и автобетоносмесителями.
За годы работы в системе Минтрансстроя проектировщики Санкт-Петербурга разработали проекты на строительство 11 тыс. км новых железных дорог, 6 тыс. км вторых путей и двухпутных вставок, 7 тыс. км электрификации, почти 3 тыс. км автодорог, десятков железнодорожных узлов, более ста зданий вокзалов, депо и объектов стройиндустрии в различных регионах страны и за рубежом.
Строители Санкт-Петербурга за последние полвека ввели в эксплуатацию более 5 тыс. км железнодорожных путей (включая их электрификацию), а также значительное число объектов транспортной инфраструктуры, среди которых: морской и речной вокзалы с гостиницами, здания институтов Промстройпроект и Ленводоканалпроект в Санкт-Петербурге; аэровокзалы в Таллине и Пскове; завод железобетонных шпал в г. Чудово; комплекс зданий и сооружений Ленинградского высшего инженерного морского училища (ныне Государственная морская академия) в Стрельне; вычислительный центр Октябрьской железной дороги; комплекс зданий Училища железнодорожных войск и военных сообщений в Петродворце и другие.
Большой объем работ выполнен в преддверии 300-летия Северной столицы. Реконструирован Санкт-Петербургский железнодорожный узел, построен Ладожский вокзал с пассажирской и технической станциями, сооружен региональный и дорожный центр управления перевозками на станции "Санкт-Петербург-Главный", осуществлена реконструкция и капитальный ремонт городских и ряда пригородных вокзалов.
Транспортные строители Санкт-Петербурга стали активными участниками сооружения международной паромной переправы между портами Клайпеда (СССР) и Мукран (ГДР), канала Кейтеле - Пяйянне в Финляндии, где были выполнены дноуглубительные работы на 45 км фарватера, построено 6 шлюзов и 5 сложнейших мостовых сооружений.
В последние годы выполнен значительный объем работ на сооружении угольного терминала в порту Усть-Луга, нефтеналивного в Приморске, распределительного перевалочного комплекса нефтепродуктов Лукойл-II в Высоцке, а также на строительстве комплекса "Дворец конгрессов" в Стрельне.
Неоценим вклад в развитие транспортной инфраструктуры мостостроителей Санкт-Петербурга. Их трудом в родном городе и области возведены десятки железнодорожных и автодорожных мостов, путепроводов, эстакад, транспортных и пешеходных тоннелей, других искусственных сооружений, в том числе входящих в комплекс по защите города от наводнений. Впервые в отечественной практике под Морским каналом Санкт-Петербурга проложен подводный автодорожный тоннель методом погружения под воду готовых секций весом 8000 т. Среди транспортных сооружений, построенных в начале 2000-х годов, видное место занимает Ушаковская транспортная развязка, расположенная в районе со сложившимися уникальными природным ландшафтом и городской средой. Конструктивные и архитектурные достоинства эстакады, являющейся основным элементом развязки, были отмечены серебряным дипломом Международного архитектурного фестиваля "Зодчество-2001".
Поистине уникален опыт, накопленный транспортными строителями Санкт-Петербурга в области проектирования, строительства и реконструкции разводных мостов, являющихся гордостью инженерной мысли и украшением Северной столицы. При реконструкции Литейного моста через Неву установлены пролетные строения с более широкой проезжей частью и разводной пролет увеличен с 20 до 50 м. Впервые в мировой практике применены пролетные строения однокрылой раскрывающейся системы с гидроприводом. Среди наиболее крупных реконструированных и отремонтированных - разводные пролетные строения Кировского (ныне Троицкого), Володарского, Больше-Охтинского, Финляндского мостов, моста 26-го км через Неву. Для судопропускного сооружения "С-2", входящего в комплекс защиты Санкт-Петербурга от наводнений, впервые в отечественной практике было запроектировано 120-метровое разводное пролетное строение массой более 5 тыс. тонн вертикально-подъемной системы без направляющих башен.
Благодаря инициативе и творческому поиску специалистов питерской школы мостостроения при проектировании и строительстве Ладожского моста - десятого разводного моста через Неву у поселка Марьино, создан военно-исторический комплекс с музеем-диарамой "Прорыв блокады Ленинграда", в котором средствами транспортного строительства, архитектуры и живописи создано монументально-художественное отображение величайшего события в истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов - прорыв и снятие блокады города от немецко-фашистских войск.
Тысячи искусственных сооружений возвели мостостроители в разных регионах страны, в том числе большие и внеклассные мосты через реки Волгу, Волхов, Великую, Москву и другие. Через Северную Двину в Архангельске построен совмещенный мостовой переход длиной 5, 6 км с металлическими пролетными строениями 2 по 176 м и разводным пролетом длиной 84 м и городской мост через остров Краснофлотский с пролетными строениями 140 и 120 м. Построены вантовые мосты в городах Череповце и Кириши, железнодорожные мосты на полуострове Ямал в условиях вечной мерзлоты. По питерским проектам сооружены десятки больших мостов на Байкало-Амурской магистрали от Усть-Кута (мост через реку Лена), до совмещенного железнодорожно-автодорожного моста через Амур у Комсомольска-на-Амуре. Реконструирован Хабаровский железнодорожный мостовой переход общей протяженностью около 3 км. Здесь теперь два железнодорожных пути и 4-полосное автомобильное движение в верхнем ярусе.
В настоящее время в Санкт-Петербурге на строящейся кольцевой автодороге Мостоотряд-19 сооружает большой вантовый мост. Работу питерских мостовиков - проектировщиков и строителей - хорошо знают и в Москве. Они приняли участие в строительстве целого ряда объектов Третьего транспортного кольца и крупных транспортных развязок, возводимых Корпорацией "Трансстрой", в том числе Волоколамской, ставшей абсолютным победителем московского конкурса на лучший реализованный проект 2001 года.
С 1998 года Севзапдорстрой активно работает на строительстве ряда участков кольцевой автодороги (КАД) вокруг Санкт-Петербурга, обхода г. Луги на направлении Санкт-Петербург - Псков. При подготовке Санкт-Петербурга к празднованию 300-летия со дня основания города подразделения треста участвовали в строительстве городских объектов, в том числе реконструкции Октябрьской набережной, осуществляли благоустройство городских территорий. Работы по строительству метрополитена в Санкт-Петербурге, начатые в 1940 году и прерванные войной, были возобновлены вскоре после ее окончания. Первый участок первой линии Ленинградского метрополитена протяженностью 10, 8 км с восемью станциями был введен в эксплуатацию в ноябре 1955 года, а сегодня город имеет 4 линии метрополитена общей протяженностью 108 км с 58 станциями и 6 пересадочными узлами.
Придавая большое значение совершенствованию технологии сооружения тоннелей в сложных инженерно-геологических условиях, проектировщики и метростроители города стали инициаторами создания целого ряда уникальных машин и механизмов для скоростной проходки. Особенно эффективным оказалось применение механизированных тоннелепроходческих щитовых комплексов в сочетании с обделками, обжатыми в породу. В 1981 году на строительстве Санкт-Петербургского метро установлен рекорд сооружения готового тоннеля - 1256 м/ мес. Эти скорости в сходных условиях не перекрыты еще нигде. В последнее время, впервые в России, в городе запроектирована и построена уникальная пересадочная двухъярусная односводчатая станция глубокого заложения на две линии метрополитена.
По проектам Ленметрогипротранса построено также более 50 железнодорожных, автодорожных и других тоннелей протяженностью свыше 150 км, в том числе один из сложнейших и самых длинных (15, 34 км) железнодорожных тоннелей в России Северо-Муйский.
Хорошо известен не только в регионе, в стране, но и за рубежом Пушкинский машиностроительный завод, начавший свою историю в 1919 году с небольших ремонтных мастерских. Позднее, войдя в состав Минтрансстроя, он превратился в современное высокотехнологичное промышленное предприятие, вносящее существенный вклад в дело механизации транспортного строительства.
В 50-х годах прошлого века завод осуществляет ремонт автомобилей, выпускает автомобильные прицепы и трейлеры, изготавливает жилые вагоны для строителей дорог, выпуск которых в 1960-1970-е годы становится основным видом продукции и составлял 80 процентов в общем объеме производства. В течение 1971-1975 годов Минтрансстроем были приняты меры по реконструкции и расширению предприятия, и с 1975 года передвижные общежития, столовые, бани, прачечные завод начал отправлять строителям БАМа, причем с повышенной комфортностью и в "северном" исполнении. Эти новые временные здания пришли на смену палаткам и баракам и получили высокую оценку строителей.
Параллельно шло освоение новых изделий: навесное оборудование для нарезки швов в бетоне, малярные станции на автоприцепе, инструментальные мастерские, машины для укрепления откосов земляного полотна гидропосевом, буровые машины БТСМ на гусеничном ходу. В конце 70-х годов Минтранс-строй принимает решение об организации на заводе изготовления автобетоносмесителей, по кооперации с немецкой фирмой "Штеттер". Проводится большая работа по перестройке производства и изготовлению специальной технологической оснастки. В 1982 году завод выпускает 200 комплектов автобетоносмесителей - продукции высокого качества, а в 1991 году - уже 1200 комплектов. В настоящее время освоен выпуск различных модификаций этой продукции.
С 1954 года в состав Минтранс-строя входит специализированный трест по производству строительных материалов и конструкций Севтрансстром (ныне Севзаптранслеспром). Его главной задачей становится обеспечение объектов транспортного строительства Ленинграда и северо-запада страны. Для обеспечения все возрастающей потребности строек министерство проводит техническое перевооружение предприятий, направленное на выпуск более прогрессивной продукции. Кирпичные заводы осваивают выпуск железобетона, Толмачевский завод полностью переходит на производство ЖБК, на нем создается цех металлоконструкций, который обеспечивает металлическими формами и оснасткой многие заводы отрасли. В содружестве с наукой и конструкторами СКБ Главстройпрома осваивается выпуск овоидальных водопропускных труб; 24-метровых железобетонных ферм; трехлучевых фундаментов и анкеров для опор контактной сети; налаживается производство контейнерных домов полной заводской готовности.
В конце 1970-х годов трест специализируется на производстве лесных материалов, изделий деревообработки и деревянного домостроения. Позже осваивает немецкую технологию производства клеено-деревянных конструкций, и здания различного производственного и социально-бытового назначения (склады, мастерские, гаражи, клубы, столовые, спортзалы, бассейны), выполненные на высоком эстетическом уровне, пошли на строительство поселков крупнейших транспортных строек страны.
Сегодня организации и предприятия транспортного строительства Санкт-Петербурга и области продолжают обеспечивать потребности города и региона в сооружении новых и реконструкции действующих объектов транспорта, работают в других регионах, вносят заметный вклад в развитие транспортной системы России.