Жизнь - жестянка. Пока решается вопрос с монополией. Реформирование системы российских железных дорог в первую очередь сказалось на северянах.
В советские времена с иерархией на железных дорогах было все предельно ясно - Министерство путей сообщения отвечало за любые дела на магистралях нашей необъятной страны. С приходом рынка на старых "железках" появились новые игроки: Министерство транспорта и ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"). Впрочем, время показало, что и такая структура недостаточно эффективна... Министерство решило продолжить реформу.
БОЛЬШАЯ ИГРА В ДОЧКИ-МАТЕРИ
В ближайшее время крупнейшую железнодорожную монополию разобьют на десятки, а то и сотни, составляющих - у РЖД появятся так называемые "дочки". (Этот процесс норильчанам должен быть хорошо знаком на примере родного комбината: когда из состава основного предприятия выделяют структурные подразделения.) Не исключено, что вслед за "дочками" на российских дорогах появятся "внучки" и "правнучки". Что делать с такой семейкой, пока неясно даже самим реформаторам, но и сохранять монополию они не намерены.
Ситуацию в железнодорожной отрасли нельзя назвать простой. РЖД не заинтересовано продолжать реформу и создавать себе конкурентов в секторе перевозок. Руководство отрасли открыто отстаивает свою точку зрения. "Термин "естественная монополия" возник не случайно. Есть такие вещи, которые невозможно моментально приводить в рынок. Не следует создавать конкуренцию там, где еще не сложился рынок", - считает вице-президент РЖД Анна Белова. На самом же деле единственное, в чем заинтересована железнодорожная корпорация - в укреплении своего финансового положения. Поэтому РЖД всячески пытается получить от правительства всевозможные поблажки. Какие-то пени и штрафы по долгам перед федеральной казной уже списаны, но и этого железнодорожникам мало - требуется снисхождение региональных властей, чтобы и на местном уровне забыли о существующих долгах.
РАЗОШЛИСЬ НАШИ ПУТИ-ДОРОЖКИ
Казалось бы, наш регион мало зависит от сухопутных дорог на "большой земле": норильская "железка" обособлена, находится в руках комбината - и переживать особенно не из-за чего. О реформе на российских дорогах мы бы так ничего и не знали, если бы не одно "но".
Весной этого года филиал ОАО "РЖД" - Центр по перевозке грузов "Трансконтейнер" - разослал по своим структурным подразделениям телеграмму, запрещающую прием заявок на перевозку грузов в контейнерах РЖД (через экспедитора ОАО "ГМК "Норильский никель"), следующих в Дудинку и Норильский промышленный район через мурманский, архангельский и красноярский порты. Таким образом, ОАО "РЖД" разорвало соглашение с комбинатом о перевозке домашних вещей норильчан и таймырцев, существовавшее десять лет. Переписка руководства ГМК и "Трансконтейнера" ситуацию не разрешила, многие вопросы остались без ответа.
В 1994 году на Абаканском машиностроительном заводе по заказу Норильского комбината было изготовлено две тысячи контейнеров. Весь этот парк передали МПС для создания обменного фонда. Парк служил для перевозки личных вещей норильчан, что расценивалось, как социальная помощь людям, выезжающим с Крайнего Севера.
Неопределенная ситуация в РЖД ставит в затруднительное положение людей, желающих выехать с Севера. Например, пересылка домашних вещей на "материк" через сторонние коммерческие организации обойдется норильчанам в три раза дороже прежнего. С той же проблемой сталкиваются и государственные программы по переселению северян.
Складывается впечатление, что ОАО "РЖД" просто вынуждает регионы списать им долги за так называемые "былые заслуги". Но причем здесь наш регион? Или всех причесали под одну гребенку?..
КАКОВО БЫТЬ КРАЙНИМ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ
Справедливости ради надо отметить, что некоторые регионы готовы простить железнодорожникам долги, пойти на компромисс. Примеры есть как в прошлом (в конце 90-х годов сообща модернизировались вокзалы, строились железнодорожные колледжи), так и в настоящем (21 сентября парламент Архангельска рассмотрит вопрос о списании пеней и штрафов - железнодорожники не раз откликались на просьбы города). В общей сложности списание долгов принесет РЖД колоссальную экономию. Железнодорожники утверждают, что часть тех денег они намерены вложить в строительство магистрали в Якутии. Неужели и на наших контейнерах экономят ради того, чтобы проложить железнодорожные пути в Норильск?
Руководители ОАО "РЖД" в этом году заявляли о возможности строительства ветки до Норильска. О стоимости проекта и сроках предполагаемого строительства ничего не говорилось. Подобные заявления делаются уже не первый раз, а вот реального воплощения их в жизнь всерьез уже никто не ждет.
Северную железную дорогу силами узников ГУЛАГа целенаправленно строил только Иосиф Сталин. В 1953 году проект заморозили. Он обошелся стране слишком большой ценой: миллиарды рублей и тысячи человеческих жизней.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Когда все утрясется на железных дорогах России, пока неясно. Планы у реформаторов грандиозные. Однако уже известно, что в первую очередь из РЖД должны быть выделены конкурентные виды деятельности, например контейнерные перевозки. Приватизация и раздробление контролируемых РЖД мощностей по перевозкам грузов - самый острый и болезненный вопрос реформы. РЖД пытается урвать на этом поприще последние деньги и, вероятно, поэтому не желает больше перевозить вещи северян по существовавшей ранее договоренности.
РЖД было бы удобней, если бы в сфере контейнерных перевозок был создан один мощный игрок, способный конкурировать на международном рынке. Аргумент приводится следующий: Россия сильно отстает от западных стран в сфере контейнерных перевозок, поэтому создание нескольких компаний в этом секторе приведет лишь к росту издержек. В этой ситуации возникает конфликт интересов: с одной стороны, РЖД хочет развивать свои конкурентные преимущества, с другой - государство должно разбить монополию.
Если все пойдет по плану Минтранса, в скором времени частным компаниям разрешат приобретать локомотивы. Впрочем, эксперты отмечают, что для подлинной конкуренции, ради которой затевалась реформа железных дорог, этого мало. Чтобы перевозить грузы на большие расстояния (более двух тысяч километров), компаниям нужно получить доступ к инфраструктуре по пути следования, которая остается в собственности РЖД.
ПЕРВЫЕ ШАГИ В СТОРОНУ КОНКУРЕНЦИИ
На сегодняшний день в России действует более двух тысяч частных компаний-операторов, на долю которых уже приходится 30% перевозимых в России грузов. Благодаря развитию частных операторов последние два года бурно развивается российское вагоностроение - в этом году, как ожидается, производство вагонов вырастет на 35%.
Минтранс намерен отменить всякое тарифное регулирование грузовых перевозок и ввести лицензирование перевозчиков. В этом случае государству придется искать новые формы и методы контроля за ценами на перевозки. В министерстве не скрывают, что намерены взять под свой контроль все реформирование железных дорог, а значит, и будущее транспортной инфраструктуры, которая приносит ежегодный доход в миллиарды рублей.
НА БУМАГЕ
Документы, представленные в правительство, свидетельствуют, что отрасль ждут серьезные перемены. Во-первых, ОАО "РЖД" при деятельном участии Минтранса собирается в 2005 году создать Федеральную пассажирскую компанию (ФПК), которая будет заниматься исключительно убыточными дальними перевозками граждан. Намечается, что в состав новой компании войдут несколько десятков региональных дирекций по пассажироперевозкам, около 50 вагонных депо, 332 вокзала, 25,5 тыс. пассажирских вагонов и другое имущество. В 2005 году ФПК должна стать филиалом, а к 2007 году - дочерней компанией ОАО "РЖД". Какова будет в дальнейшем форма ее собственности, пока сказать сложно. Во всяком случае, в Минтрансе так далеко не заглядывают. Во-вторых, рассматривается вопрос о выделении в отдельный бизнес 50 железнодорожных фирм, занимающихся пригородными перевозками. Пилотные проекты уже созданы в Омской, Новосибирской, Кемеровской областях. Принимается решение по Москве и Московской области. При этом убытки по пригородным поездкам чиновники надеются покрывать за счет федерального и местных бюджетов, дополнительных доходов самих компаний и сокращения издержек. Кроме того, ОАО "РЖД" готово расстаться с непрофильным бизнесом, в частности, продать все ремонтное направление и стройкомплекс, и все-таки поступиться частью прибыли по грузовым перевозкам.