Вчера в Москву по приглашению Президента РФ Владимира Путина прибыл президент Республики Корея Но My Хен. Это второй визит главы этой страны в Россию - первый состоялся в 1990 году. Тогда во время пребывания южнокорейского президента Ро Дэ У в СССР была подписана Декларация об общих принципах отношений между двумя странами.
Сегодня Республика Корея - одна из стран АТР, с которой Россия имеет весьма стабильные и перспективные отношения. Как подчеркнул в канун нынешнего визита Но My Хена официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко, за последние годы отношения между Российской Федерацией и Республикой Корея, имеющие глубокие исторические традиции - а в этом году отмечается 120-летие Договора о дружбе и торговле между Россией и Кореей и 140-летие начала добровольного переселения корейцев на российскую территорию, - вышли на уровень партнерства по широкому спектру как двусторонних, так и международных вопросов.
Министр иностранных дел и внешней торговли Республики Корея Пан Ги Мун выразил надежду, что визит Но My Хена в Россию будет способствовать выходу из кризиса, сложившегося вокруг КНДР. Ведь наши государства принимают активное участие в шестисторонних переговорах по этой проблеме. В числе приоритетных тем -положение на Корейском полуострове и совместный поиск путей укрепления мира.
Наряду с международными вопросами президенты двух стран будут обсуждать и экономические, деловые связи. Прежде всего это создание трансконтинентального транспортного коридора между Азией и Европой посредством соединения железных дорог Корейского полуострова с Транссибом. Благодаря этому грузы, которые сейчас отправляют из Азии в Европу морем, можно будет направлять на Запад по железной дороге, что значительно сократит сроки их доставки и удешевит стоимость перевозки. Так, если сегодня доставка грузов из Кореи в Европу морем через Суэцкий канал занимает 40 - 45 суток, то при пропуске их по Транскорейской железной дороге - Транссибу она осуществится за 13-14 суток. Ожидается, что этот коридор сможет привлечь свыше полумиллиона контейнеров в год.
Этот вопрос, кстати, уже неоднократно обсуждался на всех, в том числе и высших, уровнях между двумя странами. В октябре 2003 года на саммите АТЭС в Бангкоке наши президенты договорились о том, что эксперты начнут работу в этом направлении в самое ближайшее время. Российская сторона свою часть договора выполнила. Проведено обследование железнодорожной инфраструктуры на полуострове, определены объемы работ. Кстати, накануне визита президента Южную Корею посетила российская делегация во главе с министром транспорта РФ Игорем Левитиным. Она была принята президентом Республики Корея. Делегация участвовала в заседании российско-корейской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В ходе этой встречи затрагивался вопрос о реализации проекта соединения Транссиба с Транскорейской железной дорогой. И южнокорейская сторона выразила поддержку российской инициативе сделать пробный пропуск контейнерного поезда из южнокорейского порта Пусан через территорию КНДР и далее - по Транссибу в Западную Европу.
Эта тема будет обязательно затронута в беседе двух президентов в Москве, а более подробно ее обсудят через месяц в Пхеньяне на трехсторонней встрече, где свою позицию выскажет северокорейская сторона. Российские транспортники нашли поддержку в Республике Корея в стремлении "собрать на одной площадке бизнесменов двух стран". Пора решать вопрос о том, кто и на каких условиях будет финансировать проект трансконтинентального коридора. И эти условия должны быть выгодными как для обеих Корей, так и для России.
Энергетика - одна из тех экономических отраслей, к которой в Южной Корее относятся с самым пристальным вниманием. В условиях нехватки собственных ресурсов для развития этой отрасли она неоднократно заявляла о своем желании импортировать энергоносители из России. В преддверии визита в РФ Но My Хена южнокорейское агентство Ренхап не исключало, что лидеры двух стран во время встречи в Москве смогут договориться о создании совместной рабочей группы по экономическому сотрудничеству, с тем чтобы Сеул в перспективе принял участие в разработке месторождений нефти и газа в Сибири и на российском Дальнем Востоке.
Предполагается также, что в Москве будет дан новый импульс развитию сотрудничества в сфере космических технологий. Речь идет и о создании корейской системы запусков космических аппаратов сугубо мирного назначения, и о возможном полете первого корейского космонавта на российском космическом корабле в 2007 году.
Ну и, конечно же, стороны не обойдут вниманием наши торговые отношения. Ведь товарооборот между двумя странами уже превысил 4 миллиарда долларов. Намечен широкий спектр направлений развития сотрудничества наших стран.