"Альфа-групп" присматривается к активам ОАО "РЖД"
Пока правительство думает, как лучше реформировать "Российские железные дороги", частный капитал прикидывает, как с наибольшей выгодой воспользоваться результатами этих реформ.
На днях кабинет министров рассматривал давно лежавший под сукном вопрос: о начале второго этапа реформирования железнодорожных транспортных магистралей. Напомним, что на первом этапе Министерство путей сообщения (МПС) было преобразовано в ОАО "РЖД", 100% акций которого принадлежат государству.
Реализация второго - более сложного - этапа бесконечно откладывалась. Подразумевается, что ОАО "РЖД" должно расстаться со значительной частью активов. В той или иной форме. Последнее и стало камнем преткновения "либерализации" российской железнодорожной отрасли.
Насчет того, как выводить активы, существует два мнения. Первое отстаивает министр транспорта Игорь Левитин, второе - министр экономического развития Герман Греф. Согласно концепции г-на Левитина (а также планам реформы, утвержденным еще кабинетом Михаила Касьянова), из 14 главных групп активов и видов деятельности в виде "дочек" ОАО "РЖД" на свободный рынок будут выведены дальние пассажирские, контейнерные и рефрижераторные перевозки, торговля и стройиндустрия.
Герман Греф ничего не имеет против того, чтобы вышеперечисленные направления были выделены в отдельные структуры, не согласен министр с формой. По его мнению, надо создавать не дочерние ОАО, а полностью независимые компании.
При кажущейся незначительности спора он весьма принципиален. В первом случае (организация дочерних ОАО) государство сохранит пусть и формальный, но все-таки контроль над отчуждаемыми активами - по закону дочерняя структура компании со стопроцентным государственным участием не может принадлежать частным лицам или коммерческим организациям более чем на 49%. Во втором случае активы ОАО "РЖД" могут перейти в частные руки на 100%. Конечно, только тогда, когда найдется "достойный" покупатель.
По информации прессы, такой покупатель уже есть, правда, пока он предпочитает не афишировать свои планы в отношении активов "Российских железных дорог". Покупатель этот - "Альфа-групп" Михаила Фридмана. Потерпев в последнее время целый ряд бизнес-неудач, связанных с приобретением пивного и сотового бизнесов, летним кризисом в банковской сфере, неудачной попыткой взять под контроль финансовые потоки аэропорта "Шереметьево", группа намерена отыграться на железной дороге.
Как рассказал нашему корреспонденту один из высокопоставленных российских чиновников, г-н Фридман уже заручился поддержкой президента ОАО "РЖД" Геннадия Фадеева в вопросе о предстоящей распродаже активов. И теперь они вместе ожидают, чем закончится "идеологическая" схватка Левитина и Грефа. Ждут, не вмешиваясь в ситуацию, - по большому счету их устраивают оба варианта.
В случае, если возобладает точка зрения Игоря Левитина, "Альфе" гарантированы те самые разрешенные 49% в каждом из дочерних ОАО. А с учетом взаимоотношений Геннадия Фадеева и Михаила Фридмана 49% на практике могут означать стопроцентный контроль.
Если же верх возьмет Герман Греф, "Альфа" на законных основаниях может рассчитывать на полный контроль над высвобождающимися активами. Так или иначе, но судьба второго этапа железнодорожной реформы пока что находится в подвешенном состоянии. На том самом заседании правительства, когда Левитин и Греф разошлись в своем понимании сути реформы, в качестве рефери выступил глава кабинета Михаил Фрадков. Он предложил сторонам разобраться, четче сформулировать свои предложения и вернуться к вопросу немного позже.
Так что потенциальным покупателям активов ОАО "РЖД" пока придется подождать. Оно того стоит: балансовая стоимость всех активов ОАО "РЖД" - 1,5 триллиона рублей.