Замороженные стройки и перспективы "русской тройки"

Как мы уже сообщали, во вторник состоялось заседание Правления ОАО "РЖД", ГАС был рассмотрен ряд актуальных вопросов, связанных

с корректировкой инвестиционной программы на нынешний год, вовлечением

в оборот объектов незавершенного строительства, обеспечением условий

и охраны труда работников отрасли, а также созданием совместно

с ОАО "Дальневосточное морское пароходство" закрытого акционерного

общества "Русская тройка".

Напомним, что программа капвложений на 2004 год была утверждена на расширенном заседании Правления в конце января и составила 122,4 миллиарда рублей. Плюс за счет привлеченных средств запланированы расходы еще на два с половиной миллиарда. При этом основной акцент сделан на решение проблем закупки и модернизации подвижного состава. Удельный вес средств, направляемых на эти цели, вырос по сравнению с прошлым годом более чем на 4 процента, а с учетом лизинга - почти в два раза.

Однако в первом квартале освоение средств шло очень низкими темпами: всего 15,4 миллиарда при заявленных 28. Далее ритм удалось ускорить, но все же по итогам восьми месяцев отставание так и не наверстано. Накануне мы уже рассказали, по каким разделам программы дела обстоят удачно, а по каким допущен провал. В результате Правление приняло решение перераспределить выделяемые деньги в пользу тех, кто вкладывает их с умом. Таким образом, "секвестируется" бюджет почти тридцати инвестиционных проектов на сумму более 9,7 миллиарда рублей. Она направляется на решение более перспективных задач, что позволит в будущем справиться с возрастающим грузовым и пассажирским потоками.

И вот что интересно: за малым исключением, практически никто не попытался отстоять урезаемые бюджеты. На заседании присутствовали делегации всех дорог во главе с начальниками и главными инженерами. Как говорится, "с мест" выступил только главный инженер Дальневосточной Владимир Крапивный. Рассказал о темпах освоения средств. И пусть там с реализацией капвложений пока есть проблемы, но он, по крайней мере, довел их до сведения Правления, не постеснялся признать недоработки. Остальные отмолчались.

- Неужели вам совсем нечего сказать? Зачем же вы здесь собрались? -изумился Геннадий Фадеев.

Предприняли попытки отстоять средства директор ВНИИЖТа Иван Беседин и глава "Рефсервиса" Александр Зверков. Иван Сергеевич, в частности, заметил, что о снижении бюджета программы развития института на сто миллионов рублей он узнал, только пролистав справочный материал, подготовленный к заседанию (а если бы эти деньги уже вложили в научные разработки?). Впрочем, освоение средств у ВНИИЖТа за восемь месяцев составило всего 20 процентов - как говорится, ниже некуда.

Однако и у ученых есть претензии к чиновникам компании. Еще три месяца назад в головной офис ОАО "РЖД" ушли из института на согласование финансовые документы, а на стол к руководителю финансового блока Федору Андрееву они до сих пор не поступили.

Директору "Рефсервиса" удалось отстоять большую часть бюджета развития своего предприятия. Необходимы деньги на модернизацию изотермического подвижного состава, без чего

"Рефсервис" теряет объемы перевозок пива, рыбных консервов (по этому пункту с начала года упущено полмиллиона тонн). Его поддержали первый вице-президент компании Хасян Зябиров, вице-президент Салман Бабаев.

И все-таки если вернуться к вопросу корректировки инвестиционной программы, то чем же изначально вызван такой шаг?

Первый вице-президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин считает, что многие проектные обоснования делаются не на основе технологической или экономической потребности, а, так сказать, по наитию. Это и привело к финансовому перекосу. В прошлом году корректировка составила 17 миллиардов рублей при общем объеме программы 100 миллиардов. Конечно, очень сложно подогнать все статьи тютелька в тютельку, но и нынешняя, гораздо меньшая, сумма корректировки внушает тревогу. Еще слабо налажено в отрасли бизнес-планирование.

Нередко случается так, что изначально определяемые расходы затем значительно возрастают. В частности, из-за роста цен, скажем, на металл, топливо, энергию. Пухнет как на дрожжах стоимость реализации проектов и на местах. Так, реконструкция локомотивного депо Волховстрой (Октябрьская), по словам начальника Департамента капитального строительства Олега Тони, могла бы обойтись в три раза дороже, но это "вовремя заметили в Центре".

А бывает и так, что при планировании сумм на покупку оборудования в них "забывают" закладывать монтажные и пусконаладочные работы, что тоже не способствует ускорению реализации проектов. Приходится в срочном порядке изыскивать средства на их завершение и тем самым завышать лимиты финансирования.

Вице-президент ОАО "РЖД" Анна Белова призвала собравшихся быть предельно аккуратными в исполнении намеченных инвестиционных проектов. Это только на первый взгляд просто: откорректировать программу капвложений, изъяв деньги у одного хозяйства и передав их туда, где ими лучше распорядятся. На самом деле, срезая бюджеты некоторых проектов, мы можем потерять их суть. Даже если данный объект и не суперсрочный -в "недоделанном" виде он перейдет в разряд незавершенного строительства (производства) и принесет компании убытки...

И потому вовсе не случайно вторым вопросом повестки дня заседания стоял вопрос о судьбах "незавершенок". Они не обеспечивают отрасли плановый возврат НДС - на текущий момент это 2,9 миллиарда рублей. Особенно настораживает, что в составе незавершенного строительства сегодня сохраняются значительные суммы по объектам, за ввод которых отчитались еще в прошлом году, но до сих пор так и не зарегистрировали их

(всего на сумму 22 миллиарда рублей). Что, эти деньги для отрасли лишние?

На сегодняшний день в разряде "незавершенки" числятся свыше тысячи объектов. Каждому департаменту давно уже переданы конкретные списки, но до нынешнего заседания никто пока не высказал предложений по их дальнейшей судьбе.

Да, нелегкое наследство досталось Олегу Тони (он был утвержден начальником Департамента капстроительства на минувшем заседании Правления). По словам Геннадия Фадеева, в этой сфере царят "развал и неразбериха. Есть ЦУКСы, НОКСы, но нет порядка". Он призвал нового руководителя хозяйства плотнее заняться реформированием стройкомплекса.

Железнодорожный транспорт всегда отличался высокой социальной ответственностью перед своими работниками. И прежде всего в вопросах обеспечения безопасности труда, которые и обсуждались во второй части заседания.

Выступивший с докладом по этому вопросу вице-президент ОАО "РЖД" Владимир Сазонов отметил: если, по данным Минтруда РФ, общий производственный травматизм на железнодорожном транспорте в 5,4 раза ниже, чем в других отраслях экономики, то количество таких случаев со смертельным исходом - всего в 1,4 раза.

А всего за восемь месяцев нынешнего года на предприятиях компании травмированы 577 работников, 57 погибли.

При этом наиболее тревожное положение сложилось на Куйбышевской, Красноярской, Юго-Восточной дорогах, а также на заводах Дирекции по ремонту подвижного состава "Желдорреммаш".

Содокладчик - начальник Департамента медицинского обеспечения Олег Атьков - обратил внимание на рост профессиональных заболеваний и слабое здоровье сегодняшних железнодорожников. По его словам, только в прошлом году от работы по различным медицинским показаниям были отстранены 16,5 тысячи человек. И это при том, что железнодорожное здравоохранение всегда было одним из передовых в стране. По его мнению, давно пора разработать и внедрить отраслевые программы по предотвращению профзаболеваний, проводить обязательные ежегодные вакцинации работников, ввести в подразделениях должности штатных эпидемиологов.

Озабоченность ситуацией, складывающейся в вопросах безопасности труда железнодорожников, их медицинского обеспечения, отмечали и другие выступающие. В частности, вице-президент компании Валентин Гапанович, начальник Управления охраны труда и промышленной безопасности Анатолий Мезенцев, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадий Онищенко.

В результате предложенную на рассмотрение членов Правления программу по улучшению условий и охраны труда до 2007 года ввиду важности поднимаемых проблем было решено доработать и рассмотреть еще раз до конца нынешнего года.

Последний вопрос повестки дня заседания Правления - создание совместно с ОАО "Дальневосточное морское пароходство" закрытого акционерного общества "Русская тройка".

- Мы учреждаем наиболее удачную структуру за последние десятилетия, -отметил вице-президент компании Борис Лапидус.

Действительно, создание нового общества, занимающегося контейнерными перевозками между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европой, позволит увеличить идущий по Транссибу грузопоток почти в два раза, а окупаемость проекта составит чуть более пяти с половиной лет.

Стратегически важно, что при реализации проекта будет задействована принципиально новая техника - 10 судов-контейнеровозов и 1100 удлиненных железнодорожных платформ, поставки которых с Абаканского завода начнутся уже со следующего года.

При этом Российские железные дороги получают в лице Дальневосточного морского пароходства надежного партнера. Компаньон не только имеет высокий имидж и разветвленную агентскую сеть за рубежом, но и осуществляет все морские перевозки исключительно под российским флагом.

Словом, как отметил президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев, "объединение усилий двух компаний может дать замечательные результаты и уже вызвало позитивные отклики далеко за пределами России".

***

Это только на первый взгляд просто: откорректировать программу капвложений, изъяв деньги у одного хозяйства и передав их туда, где ими лучше распорядятся. На самом деле, срезая бюджеты некоторых проектов, мы можем потерять их суть.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости