Плавание сквозь века

Минувшим летом Азовский морской порт отметил официальный столетний юбилей. Но, как считают многие историки-краеведы, этот праздник опоздал на несколько веков.

Город Азов для морской торговли и затевался. Историки и археологи считают, что ему уже более 800 лет. На северной оконечности морских путей, на впадении в Меотийское озеро (так именовали Азовское море древние) полноводного Танаиса - нынешнего Дона, соприкасались разные цивилизации. Еще до нашей эры греки в поисках торговых путей и купеческой выгоды добрались сюда. Рыба и зерно на тысячелетия стали главным экспортным товаром Приазовья...

К приходу монголов в середине XII века сей морской порт, символично названный в ряде документов того времени Руссией, уже существовал; "контролировала" его всесильная Византия. Ценные товары шли по Дону и Волге издалека - из укрепляющейся Владимиро-

Суздальской Руси, торгового Новгорода, из богатого Булгарского царства... Хан Батый, закрепившись в южных степях, быстро понял важность и выгодность этого порта. Тогда-то и появилось название крепости в донском устье - "Азак".

В 1453 году турки захватывают Константинополь, окончательно закрывая тысячелетнюю книгу византийской истории. А летом 1475 года турецкий флот появляется под Азаком и беспрепятственно берет этот город, подводя черту под целой исторической эпохой.

Шли века... Крепнущее Русское государство рвалось к южным морям. После неудачного Прутского похода в 1711 году Петру пришлось вернуть крепость Турции, но спустя четверть столетия Азов был вновь, уже окончательно, занят российскими войсками.

Последующий век был далеко не лучшим для побережья. Почти не прекращающиеся войны на южных рубежах делали невозможной морскую торговлю, которой когда-то так славился Азовский порт. А к началу XIX века он утрачивает и свое значение как крепость - российская граница шагнула далеко на юг. Железная дорога, прошедшая в 1885 году всего в двух десятках верст от Азова и давшая толчок бурному развитию Ростова-на-Дону, как бы отсекла древний порт от торговых путей.

Конечно, Азовский порт не мог составить конкуренцию Таганрогскому и Ростово-Нахйчеванскому портам. В столице Дона возникла идея включения азовских причалов в состав Ростово-Нахичеванского порта как дальнего форпоста, то есть практического лишения его самостоятельности. У Азовской городской управы и Думы было, естественно, другое мнение: сборы от хлебной торговли порта давали городу значительные суммы. Споры тянулись достаточно долго, пока весной 1904 года не было образовано Главное управление портов Министерства путей сообщения. Распоряжением МПС в Азове летом того же года было введено портовое управление и назначен начальник Азовского морского порта - Лука Ковалев. Вот так ровно сто лет назад и началась деятельность организации с названием "Азовский торговый порт".

В годы Великой Отечественной войны у причалов порта швартовались канонерские лодки, сторожевые и торпедные катера. Мобилизованные транспортные и рыболовецкие суда осуществляли военные перевозки, участвовали в десантных операциях.

Азов был освобожден 7 февраля 1943 года. Уже через два дня вернувшиеся из эвакуации работники порта принялись за его восстановление, а в июле на воду были спущены три поднятых и отремонтированных судна.

Постепенно работа набирала обороты, появлялось более современное оборудование. Например, в 70-х годах здесь стали действовать несколько мощных кранов. В 1982 году порт преодолел рубеж переработки грузов в 2,5 миллиона тонн. И хотя впоследствии удалось даже повысить данный показатель, было понятно: это предельный результат, если в порту не будет проведено серьезной реконструкции. Но в полном объеме провести ее так и не удалось - для дальнейшего развития требовались принципиально иные хозяйственные меры.

В 1995 году Азовский морпорт стал акционерным обществом. Последовавшая затем модернизация порта велась поэтапно. Основными задачами первой части инвестиционной программы были обновление технического парка и привлечение новых клиентов. Так, если в 1994 году в порту работало 11 кранов, то через десять лет их стало 29, причем гораздо более мощных. Появились и новые грузоотправители, многие из которых - как, например, Магнитогорский металлургический комбинат - стали постоянными и надежными партнерами.

Успехи порта даже за короткий срок были настолько заметными, что не остались без внимания экспертов и общественности. По итогам работы в 1996 году Азовский порт получил "Золотого Меркурия" - награду координационного комитета международной программы "Партнерство ради прогресса". В 1997 году за динамичную работу в условиях кризиса вместе с Калининградским и Новороссийским портами Азовский был награжден медалью Общества содействия национальной индустрии, учрежденной Францией.

Награды наградами, а работа - в первую очередь! Весной 1999 года начался второй этап реконструкции -расширение грузовых причалов. Задача: увеличить их пропускную способность до 5 - 6 миллионов тонн грузов в год. За три года было построено пять новых современных причалов протяженностью 590 метров, увеличилась и протяженность подъездных железнодорожных путей.

Говорит начальник Батайского опорного центра перевозок СКЖД Николай Березюк:

- У нас с Азовским портом достигнуто хорошее взаимопонимание в работе. Припортовая железнодорожная станция

- небольшая, постоянно растущий объем здешних грузопотоков она самостоятельно переработать не в состоянии. Но сбоев нет, поскольку крупнейшая на Северном Кавказе сортировочная станция Батайск находится совсем рядом, в 25 километрах от Азова, и мы сразу подбираем вагоны по заявкам портовиков и клиентуры. Этот порт со своей стороны вложил значительные средства в оздоровление путевого хозяйства, благодаря чему удалось увеличить скорость подачи вагонов. Везде бы так!

Несмотря на стройку, порт отправлял с каждым годом все больше грузов в самые разные страны. Только в 2000 году через Азовский порт прошло 2351 судно, а объем переработанных грузов перевалил за миллион тонн. Два года назад вошли в строй новые причалы, специально предназначенные для переработки грузов в контейнерах, металла, леса, зерна, минеральных удобрений.

Полным ходом идет реализация третьего этапа программы по развитию инфраструктуры, новых зерновых и контейнерных терминалов, обустройству сооружений по перевалке наливных грузов и сжиженного газа. Общий объем капитальных вложений в эти проекты превысил 50 миллионов долларов. За пять месяцев нынешнего года через Азовский порт прошли более 800 тысяч тонн грузов - ровно столько, сколько за весь 1997 год! Так встретил коллектив столетие порта.

История Азова еще раз подтверждает нехитрую истину: прошлое - это путь к будущему. А будущее у Азовского морского порта очень интересное и перспективное. Не зря же считается он самым динамично развивающимся портом Юга России.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости