Закрепившиеся на рынке контейнерных перевозок экспедиторские компании уже вскоре могут лишиться существенной доли заказов. После многих лет забвения в этот высокоприбыльный сегмент возвращается крупный государственный игрок. Монополист ОАО "Российские железные дороги" и Дальневосточное морское пароходство (ДВМП) на прошедшей неделе огласили структуру нового совместного предприятия - компании "Русская тройка", которая займется контейнерными перевозками из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу.
Приглашенный по этому случаю на заседание правления РЖД генеральный директор ДВМП Евгений Амбросов несколько раз отметил, что новая компания должна работать без посредников -выходить на прямых клиентов, не прибегая к услугам экспедиторских компаний. Другим "тараном" маркетинговой политики новой компании, по замыслу ее создателей, станет сквозная ставка за совместные услуги, которая уже на первом этапе работы компании для всех типов контейнерных перевозок может быть снижена в среднем на 13%.
Идея появления компании была озвучена несколько месяцев назад, но закончить разработку условий участия и структуры СП смогли лишь недавно. Уставный капитал компании составит $16 млн, оба партнера участвуют равными денежными долями, также планируется привлечь более $45 млн кредитных средств. Для "Русской тройки" уже заказаны десять судов-контейнеровозов в Китае, Японии и Польше. Парк подвижного состава предполагают увеличивать постепенно: на первом этапе у компании будет 380 платформ, а в итоге - 1100. Срок окупаемости проекта составит 5-7 лет. По мнению начальника аналитического отдела ИК "Проспект" Натальи Одинцовой, альянс позволит РЖД серьезно усилить свои сервисные позиции. "Самой большой проблемой РЖД всегда была организация эффективной экспедиторской функции: доставку "от двери до двери" гораздо более эффективно осуществляли частные экспедиторы, хотя они и строили свою деятельность на базе инфраструктуры МПС, а сейчас - РЖД. Железнодорожное ведомство традиционно исходило из показателей тонно-километров, а не комплексности и эффективности оказанных услуг. Разумеется, у РЖД есть вполне естественное желание использовать свое практически монопольное положение на многих рынках и региональных направлениях, и "Русская тройка" - один из вариантов добиться этой цели", - комментирует Одинцова. Подобного мнения придерживается и генеральный директор транспортной компании Transcare Владимир Ашурков. "РЖД хочет выйти на рынок экспедирования по Транссибу, который за последние несколько лет поделили частные экспедиторы", - говорит он.
Дополнительным преимуществом "Русской тройки" на рынке наверняка станет ее партнерство с другой "дочкой" РЖД - компанией "Трансконтейнер", сосредоточившей свой бизнес в европейской части России. По словам вице-президента РЖД Бориса Лапидуса, ее будут развивать параллельно с "Русской тройкой". Тандем двух структур позволит создать единую систему контейнерной транспортировки, покрывающую территорию всей страны.
Владимир Ашурков считает, что существует риск, который "Русской тройке" необходимо учесть в своей дальнейшей работе. "Все перевозки по Транссибу сейчас, как правило, идут до финской границы. Уже в Финляндии содержимое контейнеров перегружается и автотранспортом возвращается в Россию, - поясняет он. - Такая ситуация сложилась из-за льготной транзитной ставки. Но я думаю, что рано или поздно эта спецставка будет отменена. "Русской тройке" удастся выиграть лишь в том случае, если она сможет вовремя организовать контейнерные терминалы где-то недалеко от городов-потребителей товаров - в частности, недалеко от Москвы".