СДЕЛКА РАЗДОРА

За сенсационной сделкой стоит уважаемая мировая компания с хорошей репутацией

МОЖЕТ, В ВАШИНГТОНЕ известие об этой сделке и вызвало шок, но отрасль морских грузоперевозок не разделяет возникших на Капитолийском холме опасений за безопасность США. Речь идет о компании Dubai Ports World из ОАЭ, которая вскоре может получить контроль над грузовыми терминалами в нескольких крупнейших американских портах. Этими терминалами управляет британская Peninsular & Oriental Steam Navigation Co. (P&O), которую Dubai Ports приобретает за $6,8 млрд.

В мире морских перевозок Dubai Ports имеет солидную репутацию одной из наиболее успешных компаний Ближнего Востока. "До того как начать экспансию на мировые рынки, она многие годы управляла очень эффективным портом", - отмечает директор по научным исследованиям в лондонской консалтинговой фирме Drewry Shipping Consultants Ltd. Нил Дэвидсон. Обладая весьма скромными запасами нефти, Дубай сделал ставку на реализацию исключительно амбициозного плана: он намерен стать региональным торговым хабом, Гонконгом Персидского залива. И первым делом еще в 70-х королевская семья аль-Мактум построила огромный порт Джебель Али. Сейчас, в условиях бума в международной торговле с Азией, он играет ключевую роль. "Мы не прекращали строительство и во время войн. Мы шли на риск, и теперь он окупается", - заявил в интервью BusinessWeek в прошлом году председатель совета директоров Dubai Ports World султан Ахмед бин Сулеим.

Бин Сулеим - прозорливый государственный деятель, который уже четверть века руководит портовым бизнесом в стране и является одним из трех главных советников правителя Дубая - шейха Мохаммеда бин Рашида аль-Мактума. Порой кажется, что для аль-Мактума не существует никаких препятствий. Именно он руководил в свое время созданием одной из крупнейших в мире авиакомпаний - Emirates. А недавно открыл новый финансовый центр, который уже привлекает сливки мирового банковского сообщества. Бин Сулеиму он поручил выполнять грандиозный план строительства туристических курортов на расположенных в форме пальмы искусственных островах.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОХВАТ

НО ПРОФИЛЬНЫМ бизнесом Dubai Ports остаются, конечно, порты. В декабре 2004 года она купила ($1,15 млрд.) у CSX Corp. из Джэксонвилла (Флорида) бизнес портовых операций, получив таким образом объекты в Германии, Гонконге и Южной Корее. Победа в тендере на покупку P&O, одержанная Дубаем в жестокой битве с сингапурской PSA International, позволит Dubai Ports перескочить с седьмого сразу на второе место среди операторов морских контейнерных перевозок.

Приобретая P&O, Dubai Ports получает контроль над портами в Нью-Йорке, Нью-Джерси, Балтиморе, Филадельфии, Майами и Новом Орлеане, а также в Великобритании, Австралии и Бельгии. По данным отчета P&O для акционеров, убытки этой компании в 2004 году составили $280 млн. при выручке в $4,8 млрд., в то время как Dubai Ports заработала $330 млн. при объеме продаж $570 млн. Чтобы изыскать средства на экспансию, Dubai Ports провела в январе эмиссию конвертируемых облигаций и привлекла под них $3,5 млрд. Планируется также IPO. В списке руководителей на сайте Dubai Ports уже появились имена ветеранов P&O, таких, как уходящий на покой главный операционный директор Эдвард Г. Билки и старший вице-президент Майкл Мур.

Сделка обошлась Dubai Ports World совсем не дешево: она заплатила на 70% больше стоимости акций P&O. Но, как говорит Дэвидсон, эта покупка даст Dubai Ports "гораздо больший, чем у любого другого оператора, географический охват".

Многим в этом бизнесе совершенно не кажется, что рост влияния Dubai Ports чреват риском для безопасности США. В американских портах, как и прежде, будут работать американцы. Вопросы безопасности в полном объеме курируют вовсе не операторы портов, а таможня, береговая охрана и другие государственные структуры. Но несмотря на это, в феврале больше 20 высокопоставленных республиканцев присоединились к демократам, требовавшим от президента Джорджа У. Буша аннулировать разрешение властей США на сделку Dubai Ports-P&O. А сам Буш обещал наложить вето на любой законопроект, блокирующий амбициозные планы Dubai Ports в США.

- При участии Майка Макнэми, Вашингтон, и Сьюзан Ратлидж, Нью-Йорк. - BusinessWeek

***

Что такое Dubai Ports

ВЛАДЕЛЕЦ: Правительство Дубая.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Султан Ахмед бин Сулеим.

ОСНОВНОЙ БИЗНЕС НА РОДИНЕ: Владеет и управляет гигантским портом Рашид и портом Джебель Али в Дубае.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТИВЫ: Контейнерные терминалы в Австралии, Китае, Доминиканской Республике, Германии, Гонконге и Венесуэле.

АКТИВЫ В США: Если удастся завершить сделку по P&O, Dubai Ports получит контроль над терминалами в Нью-Йорке, Нью-Джерси, Балтиморе, Филадельфии, Майами и Новом Орлеане.

ИСТОЧНИК: DP World, BusinessWeek. - BusinessWeek

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости