КОНТЕЙНЕРЫ ЖЕСТКО ЗАКРЕПИЛИ

РЖД решили пойти по цивилизованному пути развития рынка контейнерных перевозок. Рынок пока недоволен.

Специалисты РЖД провели выборочную проверку погрузки контейнеров в полувагоны. Выяснилось, что правила погрузки, установленные телеграфным указанием МПС РФ от 08 августа 2000 года N ЦМКУ-7/87, повсеместно нарушаются. Причем не только частными операторами, но и структурами самой компании.

Как сообщил "Гудку" первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов, в результате выборочной проверки было выявлено 249 полувагонов, погруженных с грубыми нарушениями размещения контейнеров (214 из них находятся в собственности частных операторов, а 35

- в собственности ОАО "РЖД"). Самая распространенная проблема - размещение контейнера без крепления. Это приводит к смещению контейнеров в процессе перевозки и создает реальную угрозу обеспечению безопасности движения. Для того чтобы отрегулировать этот процесс, компания 2 мая распространила телеграмму N ВП-38-74 "Об установлении строгого контроля над погрузкой крупнотоннажных контейнеров в полувагоны".

"Правила перевозки контейнеров элементарны: контейнеры можно возить либо на специально приспособленных для этого фитинговых платформах, имеющих средства жесткого крепления груза, либо в так называемых глуходонных полувагонах (порожние контейнеры

- в люковых полувагонах) при строгом соблюдении техники их крепления. Контейнер в полувагоне должен размещаться вплотную к торцевой стенке и крепиться специальной упорно-распорной рейкой", - добавил Вадим Морозов. Последнее требование участники рынка иногда игнорируют, и незакрепленный контейнер "мотает" по вагону.

После того как вышла телеграмма, контроль за перевозками контейнеров в полувагонах ужесточился. А у частных операторов возникли претензии к ОАО "РЖД". "ОАО "РЖД" наступает на те же грабли, что и с телеграммой, запрещавшей возить грузы в частных вагонах вне полигона их приписки, - считает президент Гильдии экспедиторов Семен Резер. - На линии стоит порядка

2 тысяч вагонов, простои обошлись бизнесу в 7 млн. долларов. Если компании, понесшие эти убытки, подадут в арбитражный суд, они вполне могут победить. РЖД в результате испортят себе имидж, равно как и всем нашим начинаниям в сфере привлечения международного транзита". Примечательно, что господин Резер все же сделал одну существенную оговорку: "Сама по себе телеграмма правильная, другое дело, что такие распоряжения не должны останавливать перевозки".

По словам Вадима Морозова, телеграмма ОАО "РЖД" мотивирована исключительно необходимостью обеспечения безопасности перевозочного процесса. "При этом компания никак не ограничивает частных операторов в использовании полувагонов для перевозки контейнеров. Единственным условием является соблюдение требований в части крепления грузов. Мы никоим образом не меняем существующую нормативную базу перевозок контейнеров в полувагонах. Это не функция ОАО "РЖД", - подчеркнул первый вице-президент.

- Главная наша задача

- обеспечить соблюдение требований безопасности при перевозках контейнеров в этом типе подвижного состава".

После того как на станциях потребовали закрепить контейнеры, полувагоны частных железнодорожных операторов, не оборудованные средствами крепления, остановились. По данным Ассоциации частных железнодорожных компаний РФ, за неделю действия телеграммы только на подходах к порту Восточный скопилось более 1500 частных полувагонов. Получается, что некоторые частные операторы все это время игнорировали требования безопасности.

Однако ОАО "РЖД" решило пойти еще дальше и призвало к формированию цивилизованного рынка контейнерных перевозок, причем решило начать с себя. 22 мая вступила в действие следующая телеграмма, в которой ОАО "РЖД" запрещает перевозку принадлежащих ему контейнеров в своих же полувагонах. Как сообщил "Гудку" генеральный директор ОАО "Трансконтейнер" Петр Баскаков, теперь РЖД возят свои контейнеры только в специализированном подвижном составе, то есть на фитинговых платформах, гарантирующих надежное крепление груза. Таким образом исключается риск повреждения в пути контейнера и его содержимого.

Сейчас у компании "Трансконтейнер" 23 тысячи фитинговых платформ для перевозки контейнеров. В собственности частных компаний - еще около 4 тысяч фитинговых платформ, причем этот парк быстро увеличивается. "Мы считаем решение нашей материнской компании логичным, - говорит Петр Баскаков. - Оно продиктовано стремлением обеспечить безопасность движения поездов и сохранность перевозимых грузов в контейнерах. Например, в контейнерах перевозят, в том числе, дорогостоящую высокотехнологичную продукцию, а ответственность за ее сохранность в пути несет перевозчик, то есть ОАО "РЖД".

Как рассказал глава "Трансконтейнера", "в последнее время на рынке стала прослеживаться тенденция подавления правил сиюминутной выгодой: операторы начали пренебрегать требованиями грузовладельцев, собственников контейнеров и, что самое парадоксальное, нормативными требованиями. Конечно, если вы сначала в один конец страны везете в полувагонах металлы или уголь, то их обратная загрузка контейнерами потребует определенного оборудования и трудозатрат, а это трудовые, временные и финансовые ресурсы".

Отметим, что далеко не все частные операторы склонны искать в телеграммах РЖД ограничения рынка. "На мой взгляд, ОАО "РЖД" никаких трудностей для бизнеса не создало, - заявил "Гудку" заместитель генерального директора ЗАО "Северсталь-транс" Александр Кузнецов и добавил: - Ситуация с отправкой контейнеров зависит от тарифов, а не от мер РЖД по регулированию технологических параметров перевозки". Заместитель генерального директора компании "Евросиб" Михаил Свердлов считает, что ответственность за подрыв имиджа России как транзитной страны надо возлагать не на РЖД, а на те компании, которые в погоне за прибылью используют вместо фитинговых платформ для перевозки контейнеров полувагоны. "К телеграмме не придерешься, ведь не только перевозка контейнеров в полувагонах, но и технология их погрузки и разгрузки тоже далеко не самые безопасные".

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости