Принцип скальпеля

Сегодня в дискуссию "Лишние" деньги: как потратить, не растратив?", организованную "Итогами" совместно с РСПП, включается председатель совета директоров корпорации АФК и Система" Владимир Евтушенков, "Стабилизационный фонд - это не священная корова, но очень тонкий механизм. И подходить к нему нужно хирургически, со скальпелем, а не с большим ножом... Бесспорно и то, что часть средств надо вкладывать в инфраструктурные проекты", - уверен бизнесмен

- ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ, вас как одного из капитанов российского бизнеса во всем устраивает экономическая политика правительства?

- Человек так устроен, что всегда его что-то не устраивает. Но я считаю, что по сравнению с недавним прошлым изменилось очень многое. Самое главное, сделан упор на то, чтобы экономика развивалась диверсифицированно. Чтобы прирост экономики обеспечивался не только за счет нескольких моноотраслей. Впервые не только лозунгами и декларациями, но и определенными законодательными актами государство ясно дало понять, что у России по-прежнему амбиции инновационной, технологической страны, где должны развиваться высокие технологии при одновременном развитии сырьевых секторов. Это важно.

Теперь о том, что не устраивает. Не устраивает, как всегда, отсутствие оперативности. Если уж мы провозгласили удвоение ВВП и взялись за выполнение этой задачи (а она в принципе реальна), то, значит, и сроки, в которые мы должны принимать законодательные акты (а самое главное, неукоснительно их выполнять), обязаны быть жестко регламентированы и понятны для бизнес-сообщества. К сожалению, это пока в полной мере не осуществляется. И поэтому бизнес-сообщество имеет тенденцию шарахаться из стороны в сторону.

- У вас нет такого ощущения, что государство, провозгласив задачу удвоения ВВП, не знает, как это делать?

- Не согласен. Понимаете, сознание - страшно инерционная штука. Но ведь целый ряд задач уже решается: определяются стратегические отрасли, намечаются кластеры, выявляются конкурентоспособные сектора экономики (с учетом того, что мы живем в условиях открытого рынка), выбираются отрасли, где достаточно лишь небольших дополнительных вложений или каких-то законодательных изменений для быстрого достижения результата. Надо учитывать, что курс такого огромного корабля, как Россия, одним поворотом руля, к сожалению, резко не поменяешь. Мы много лет запускали систему, которая продолжает действовать и сейчас. Но сегодняшний тренд, на мой взгляд, положительный.

- Тогда почему темпы нашего экономического роста затухают?

- Я бы так не сказал. Поймите простую вещь: мы же имплантированы в мировую экономику. Поэтому мы естественным образом следуем в фарватере ее развития и реагируем на колебания экономического роста в глобальном масштабе. А он тоже затухает, как вы знаете. Поэтому я бы не стал говорить, что все плохо.

- Стало модным критиковать государство за то, что оно, как Кащей, над златом чахнет. Имеется в виду Стабилизационный фонд и золотовалютные резервы. Вот вы бы на что их потратили?

- Стабилизационный фонд -это, простите, халява, которая еще никогда никому не приносила пользы. Все, что достается без труда, как правило, дает обратный эффект. Но с другой стороны, Стабилизационный фонд - это и не священная корова. Это очень тонкий механизм. И подходить к нему нужно хирургически, со скальпелем, а не с большим ножом. Потому что можно и пользу принести, и нанести огромный вред, "сдвинув" все макроэкономические показатели. Но то, что Стабилизационный фонд должен "работать", а не просто лежать на счетах, это точно. И бесспорно, что нужно часть средств вкладывать в инфраструктурные проекты. Собственно, это сейчас и делается. Ведь что такое инновационный фонд, который создается? Это часть Стабилизационного фонда.

- Создается еще и венчурный фонд. Нам это надо?

- Практика - критерий истины. Создали инновационный фонд - и сразу возникли проблемы: какие проекты отобрать. У нас по большому счету нет четко разработанных хороших проектов, когда ясно, сколько требуется вложений, каковы сроки реализации, будет ли отдача и т. д. То же самое можно сказать про венчурный фонд. Мы проходим целый ряд путей впервые, при этом переносить бездумно чужой опыт на нашу почву, как показывает практика, не особо получается, каким бы успешным этот опыт ни был. То американский переносили, теперь вот в управлении Стабилизационным фондом пытаемся присмотреться к опыту Норвегии. Но это непростые задачи. Каждая страна решает их по-своему, и западные страны также действуют методом проб и ошибок. Главное, постоянно держать руку на пульсе и смотреть, что нужно подкорректировать. Потому что процессы, с которыми мы имеем дело, очень сложные, они развиваются по многофакторной модели. И связанные с ними проблемы походя или одним росчерком пера, просто выпустив какой-то закон, не снивелируешь. Все требует времени.

- Сейчас государство, с одной стороны, озабочено развитием стратегической инфраструктуры страны, с другой - участие бизнеса в этом процессе не слишком приветствуется. Как быть?

- Вы мне назовите хотя бы одну успешную частную компанию, которую можно было бы считать инфраструктурной. ("ЮКОС" не берите, это отдельный разговор.) "АвтоВАЗ" к таковым нельзя отнести. То, что делалось до сих пор в авиации, тоже не назовешь успешным. А задача у государства трудная - как можно быстрее возродить инфраструктурную отрасль, ту же авиацию например. Правительство понимает, что мы теряем приоритет с каждым днем и уже приблизились к безвозвратному уровню. Поэтому и пытается своим вмешательством изменить ситуацию, вливая огромные деньги. А частного капитала, который мог бы инвестировать в инфраструктуру необходимый объем средств, в России просто нет. Кроме того, у государства, будем говорить прямо, гораздо больше возможности решить проблему.

- В последние годы многие компании стремятся заимствовать за рубежом. В результате в совокупном внешнем долге России доля государства уменьшается, а доля компаний растет. Не минное ли это поле?

- Если бы эта задолженность росла на фоне падения российской экономики, я бы сказал, что опасность есть. Сейчас же ситуация принципиально иная, и этот процесс свидетельствует о том, что российские компании наращивают свою конкурентоспособность, стремятся к завоеванию мировых рынков и становятся глобальными. Раз растет экономика, появляются новые производства, то ничего страшного в заимствованиях я не вижу. В основном их делают крупные компании, а они дорожат своим имиджем, для них репутация уже дороже денег Поэтому все средства, получаемые от иностранных кредиторов, они стараются употребить в дело.

Учтите, ни у одной крупной компании нет свободных денег на счетах, все средства заняты в операционной деятельности. В противном случае компания становится неэффективной. Да и посмотрите на опыт иностранных корпораций - они все живут в кредит, и это нормально. Тем не менее я считаю, что подобные тенденции нужно отслеживать. Государство должно вырабатывать для бизнеса рекомендации. Но они не должны становиться причиной шараханий из стороны в сторону. Во всяком случае государству не стоит сейчас применять какие-то меры, чтобы ограничить приток в страну иностранного капитала через заимствования.

- Но пока государство скорее снимает ограничения, чем возводит новые. Вот с 1 июля устраняются все препятствия по трансграничным капитальным операциям...

- Я положительно к этому отношусь. Жизнь показала, что чем больше мы что-то ограничиваем, тем хуже выходит. Нужно искать другие механизмы регулирования экономики. Например, нужно не объем заимствований ограничивать, а создавать условия, чтобы эти инвестиции становились максимально эффективными. А это значит, что необходимо ликвидировать многие административные барьеры. Тогда и работать компаниям будет легче. Тоже самое касается и существовавших до сих пор ограничений на трансграничные операции.

- Может л и бизнес в целом или же конгломерат крупных компаний решить задачу удвоения ВВП? Как, например, с этим справляется АФК "Система"?

- Мы его и удваиваем. АФК

"Система" каждый год растет процентов на тридцать - сорок, вот и считайте.

- И в чем в таком случае состоит ваша стратегическая цель?

- Стать глобальной, мировой компанией. Как путем органичного роста, так и через покупку интересующих нас активов за рубежом. Но все это должно быть сбалансировано, чтобы не выплеснуть с водой ребенка.

- Вы сами как считаете, не слабо ли нам удвоить ВВП за десять лет, обозначенных президентом?

- За страну мне ответить труднее. Как я уже сказал, это будет зависеть от многих факторов, в том числе и от международной экономической ситуации. Хотя я смотрю на этот процесс оптимистично. Думаю, что задача сложная, но не такая уж невыполнимая. Просто бизнесу нужно эффективнее работать, а государству создавать условия для его развития. И тогда у нас с вами все получится.

***

ДОСЬЕ

Кто есть кто

АФК "Система" - одна из немногих российских корпораций, добившихся впечатляющих результатов в несырьевых отраслях экономики. "Система" владеет и управляет пакетами акций компаний, работающих в быстрорастущих сервисных секторах экономики. Сейчас в ее портфеле активы компаний телекоммуникационного сектора (МТС, МГТС, "Комстар Объединенные Телесистемы"), высоких технологий (НИИМЭ и завод "Микрон", "Стром-Телеком", "Ситроникс", "Квазар-Микро"), страхования (РОСНО), занимающихся недвижимостью ("Система-Галс"), банковского сектора (АКБ "МБРР"), розничной торговли ("Детский Мир") и массмедиа (Системы Массмедиа). Тактику управления бизнесом, которую исповедует менеджмент АФК, принято называть агрессивной - корпорация стремится к слияниям и поглощениям, выходам на новые перспективные рынки.

По состоянию на 30 марта 2006 года в реестре акционеров зарегистрировано 30 лиц, в том числе 25 владельцев и 5 номинальных держателей. Подавляющей долей - в 62, 1 процента акций -владеет председатель совета директоров Владимир Евтушенков.

В 2004 году АФК "Система" провела весьма успешное первичное размещение акций (IPO) на Лондонской фондовой бирже. Его объем в 1, 3 миллиарда долларов остается рекордным для российских компаний.

***

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Транзитный билет

Разговор о "лишних" деньгах задел за живое читателей "Итогов". Редакция получила несколько любопытных комментариев. Автор наиболее интересного из них - инженер, изобретатель Александр Макунин, например, сосредоточился на транзитном потенциале страны. Публикуем его точку зрения:

- Я согласен с мнением, высказанным гендиректором Amtel Vredestein N.V. Алексеем Гуриным ("Итоги" N 22): деньги должны инвестироваться в первую очередь во внутреннюю инфраструктуру - социальную и промышленную. И единственное, в чем мы, безусловно, можем преуспеть, так это в организации высокоэффективного транзита товаров мировых производителей через Россию. Уровень техники конца XX - начала XXI века позволяет дополнить существующие виды транспорта новыми, более экологичными и производительными. Весьма кстати пришлось бы возрождение воздухоплавания с использованием дирижаблей большой и сверхбольшой грузоподъемности для внутренних перевозок. Существенную разгрузку наземного пассажирского транспорта на подъездах к городам и в области мог бы обеспечить тросовый электрический транспорт Юницкого. Полностью реализовать транзитный потенциал страны позволил бы специализированный наземный вид транспорта для немедленной отправки и безостановочной перевозки с условным названием "троллейкарный транспорт". Его средняя скорость 100-120 км/ч, он должен двигаться по выделенной облегченной эстакадной путевой структуре на электрической тяге под управлением компьютерного центра без участия человека. Приближенным аналогом такой системы может служить действующее в Москве "легкое метро". Для проведения полного цикла работ по созданию первых сегментов этого вида транспорта в направлении Запад - Восток и передаче их в коммерческую эксплуатацию необходимо 8-10 лет. Время прохождения троллейкаром пути между крайними терминалами не превысит четырех суток.Это в два раза быстрее специального контейнерного железнодорожного состава (без учета затрат времени на его формирование и расформирование). Троллейкарный транспорт мог бы стать реальным прообразом контейнерной всемирной транспортной сети будущего. Более того, развитие такого транспорта (своего рода контейнеропровода) позволило бы комплексно реализовать геополитическое преимущество страны, обеспечить ее независимость в принятии решений, полностью использовать все ее ресурсы, а также продемонстрировать мировому сообществу силу современного научного потенциала на мирном поприще. На мой взгляд, только полное использование транзитного потенциала может немедленно (по историческим меркам) привести к масштабному оживлению обрабатывающих отраслей промышленности с позитивными социальными последствиями. Только Россия обладает такой громадной сухопутной территорией, воздушным пространством, протяженной морской границей и при этом окружена глобальными производителями товаров, остро нуждающимися в транспортных услугах.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости