Транспортные фирмы ждут появления "дочек" РЖД
В течение 2004 г. ОАО "Российские железные дороги" создаст дочерние общества для работы в конкурентных секторах рынка.
Завтра, 24 января, правление РЖД приступит к рассмотрению соответствующих проектов.
Появление таких структур предусмотрено программой реформы железнодорожного транспорта. Причем речь идет как о ныне существующих конкурентных секторах, таких, как контейнерные перевозки, так и о тех, где до недавнего времени сохранялась монополия: например, пассажирские перевозки.
В первую очередь преобразование коснется существующих специализированных филиалов РЖД - "Рефсервис" и "Транс-Контейнер", которые занимаются, соответственно, рефрижераторными и контейнерными перевозками.
По данным РЖД, в 2002 г. "Рефсервис" перевозил около 40% из 8,7 млн т общего грузооборота скоропортящихся грузов. Частные собственники подвижного состава перевозили около 20% грузов. По данным участников рынка контейнерных перевозок, доля частных контейнерных перевозок не превышает 15% из 12,8 млн т, перевезенных по железной дороге в 2002 г.
Привычка может быть сильнее
Генеральный директор ЗАО "Окдайл" Геннадий Венедиктов считает, что "децентрализация должна привесги к появлению конкуренции на железной дороге". "Должен развиваться рынок услуг, уже появляются инвестиционные компании, которые готовы вкладывать в это свои средства, - считает он. - Однако пока нет примеров настоящей конкуренции на дороге". Другие крупные участники этого монопольного рынка сомневаются в том, что на рынке с появлением вместо одного гиганта нескольких специализированных АО возникнет реальная конкуренция. "Это и понятно: почему РЖД должно отдавать кому-то свой бизнес", - считает заместитель генерального директора по PR и рекламе группы компаний "Евросиб" Михаил Свердлов. "В ситуации, когда вся инфраструктура находится в одних руках, конкуренция должна развиваться в сфере обработки грузов, логистики". Михаил Свердлов опасается, что специализированные перевозчики, которые будут выделены из РЖД - "Рефсервис" (перевозка продовольственных, в т.ч. скоропортящихся, грузов в изотермическом подвижном составе) и "ТрансКонтейнер" (оператор контейнерных перевозок) - могут монополизировать и рынок экспедиторских услуг. Начальник "ТрансКонтейнера" Петр Баскаков считает, что "технический потенциал РЖД в значительной степени используется транспортно-экспедиционными компаниями для организации собственных перевозок". Он особо отмечал, что экспортные и смешанные транспортировки осуществляются сейчас исключительно экспедиторскими фирмами.
Руководство ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" считает, что происходящие процессы могут привести к повышению стоимости услуг, и этот процесс уже реально происходит в настоящее время.
В порту приводят пример: стоимость доставки платформы со спецконтейнерами со станции Кошта (возле Череповца) до станции Новый Порт возросла с начала года с $335 до 600.
***
Филиалы РЖД на Северо-Западе, которые могут быть выделены в отдельные АО
Строительные:
- Строительно-монтажный трест N1
- Институт по проектированию сигнализации, централизации, связи и радио на железнодорожном транспорте "Гипротранссигналсвязь"
- Санкт-Петербургский институт по проектированию инженерных сооружений и промышленных предприятий путевого хозяйства и геологическим изысканиям "Ленгипротранспуть"
- Санкт-Петербургский проектно-изыскательский институт "Ленжелдорпроект"
Электротехнические заводы:
- Санкт-Петербургский электротехнический завод
- Санкт-Петербургский завод электротехнического оборудования
- Гатчинский электротехнический завод
Социальные:
- Санкт-Петербургский дорожный центр рабочего снабжения
Ремонтные: Вологодский вагоноремонтный завод имени М.И. Калинина