Без малого три года Дальневосточная магистраль работает в структуре ОАО "Российские железные дороги", является одним из 17 филиалов и строит свою деятельность, руководствуясь целями и ориентирами, определенными компанией: эффективно удовлетворять рыночный спрос на транспортные услуги, повышать конкурентоспособность, достичь финансовой устойчивости и динамичного развития при соблюдении принципов социальной ответственности.
Для Дальневосточного федерального округа, где преобладают расстояния в семь-восемь тысяч километров и районы с неразвитой транспортной инфраструктурой, дорога была, есть и остается опорной транспортной сетью, играющей ключевую роль в развитии экономики регионов.
Она несет серьезную социальную нагрузку по жизнеобеспечению субъектов Федерации, стабильно обеспечивая их грузами. При этом особое внимание уделяется доставке жидкого и твердого топлива для энергетического комплекса и северных районов.
Дальневосточной дороге как одному из звеньев Транссиба отводится важная роль в закреплении позиций страны на рынке Юго-Восточной Азии. Имея на востоке России выход к крупным незамерзающим морским портам Тихоокеанского побережья и сухопутным пограничным переходам, магистраль как большой участок Транссибирского международного сухопутного коридора принимает на себя экспортно-импортные грузопотоки и транзитные контейнеры, идущие с востока на запад.
Поэтому ее вправе считать главной опорой отрасли на востоке страны.
Свой профессиональный праздник железнодорожники встречают с приподнятым настроением. Без малейшего преувеличения можно сказать, что наша компания уверенно следует курсом динамичного развития. В текущем году дорога в полной мере обеспечивает бесперебойную, ритмичную доставку грузов и пассажиров, проводит целенаправленную работу по снижению эксплуатационных расходов, увеличению производительности труда, реализации инвестиционных программ. Продолжается сооружение второй очереди мостового перехода через реку Амур у Хабаровска. Настоящим подарком ко Дню железнодорожника можно считать завершение строительства Лагар-Аульского тоннеля.
В целом же за неполных три года работы в составе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" коллектив дороги сохранил и упрочил позитивные тенденции роста важнейших производственных показателей.
Отправление грузов возросло на 12 процентов, грузооборот увеличился на 20 процентов. Преодолен спад объемов пассажирских перевозок и даже достигнут их рост.
На ДВЖД за короткое время проведена организационно-перестроечная работа для повышения качества транспортных услуг и даже самое главное - для обеспечения безопасности движения и надежности перевозки грузов и пассажиров.
На рыночные рельсы переведена вся производственно-экономическая деятельность, запущены новые организационный и финансовый механизмы управления. Проведена реструктуризация строительных предприятий. В пригородном движении образована дочерняя пассажирская компания "Экспресс Приморья".
И надо отметить, работники дороги проявляют высокую организованность, дисциплину и ответственность на всех этапах структурного реформирования железнодорожного транспорта. Огромная им за это благодарность.
Сегодня, подводя итоги работы в первом полугодии текущего года, можно сказать, что коллектив дороги успешно решает те стратегические задачи, которые ставит правление ОАО "РЖД".
Дорога сохранила темпы роста важнейших показателей и продолжает динамично наращивать объемы собственной погрузки грузов, улучшать использование подвижного состава. Погружено 24 млн. 381 тыс. тонн грузов, а это больше уровня прошлого года. Повысилось отправление высокодоходных и среднедоходных грузов, выросло и отправление экспортных грузов. Темпы сбора выручки от грузовых перевозок превышают темпы роста погрузки более чем в три раза. Это неплохой для дороги финансовый результат.
Всего с учетом транзитного грузопотока перевезено около 60 млн. тонн грузов, при этом перевозки по Северному широтному ходу дороги тоже выросли.
Во всех видах сообщений перевезено 12 млн. 853 тыс. пассажиров, в том числе в пригородном сообщении - 10, 4 млн. человек. Это на 4, 3 процента больше, чем в прошлом году.
Без ложной скромности скажу, что мы можем с полным на то правом гордиться успехами Дальневосточной магистрали. Вот пример: основной показатель, оценивающий качество использования вагонного парка, оборот грузового вагона у нас ускорен на 22 часа (а в среднем на сети дорог только на 2, 2 часа); средний вес грузового поезда на ДВЖД увеличился на 99 тонн (на сети - на 38 тонн); участковую скорость дальневосточники подняли еще на 1, 3 км/час (хотя на сети дорог она увеличена на 0, 4 км/час).
Дорога обеспечила и положительную динамику роста финансовых показателей работы. Выручка от всех видов деятельности возросла на 16 процентов.
В результате этого своевременно произведены налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, работникам и ветеранам дороги сохранены социальные гарантии и льготы. С учетом уровня инфляции проиндексирована среднемесячная заработная плата.
Это позитивные результаты работы. Как негатив следует отметить невыполнение заданных темпов роста производительности труда и снижение ее к уровню прошлого года на один процент.
Однако здесь нет вины коллектива дороги. Это произошло из-за перераспределения сетевого грузопотока не в пользу дорог Восточного региона. Массовая погрузка грузов - металлов, угля - была переориентирована на порты западного направления для обеспечения их загрузки. В результате грузооборот - основной доходообразующий показатель - дорогой выполнен на 95% к плану и на 93, 5% к уровню прошлого года.
В ходе реформирования пассажирского комплекса ОАО "РЖД" необходимо сформировать наиболее оптимальную и эффективную систему управления пассажирским хозяйством. В список нового филиала войдут 22 вокзала, остальные остаются на балансе дороги.
Впоследствии планируется выделение из состава ФПД вокзальных комплексов в Дирекцию железнодорожных вокзалов. С созданием открытого акционерного общества "Трансконтейнер" на Дальневосточной дороге начал работу филиал Центра по перевозке грузов в контейнерах.
Наряду с большой производственной работой мы не вправе забывать и о принципах социальной ответственности. Особенно это важно именно на Дальнем Востоке. Ведь в нашем регионе, где преобладают расстояния в сотни и тысячи километров, где все еще есть районы с неразвитой транспортной инфраструктурой, именно наша дорога была, есть и остается опорной транспортной сетью, играющей ключевую роль в развитии экономики регионов.
Свой профессиональный праздник дальневосточные железнодорожники встречают с приподнятым настроением, а предпосылки для его достойной встречи у нас есть. В текущем году дорога в полной мере обеспечивает бесперебойную, ритмичную доставку грузов и пассажиров, проводит целенаправленную работу по снижению эксплуатационных расходов, увеличению производительности труда, реализации инвестиционных программ. Продолжается сооружение второй очереди мостового перехода через реку Амур у Хабаровска.
Несомненно, что все эти успехи были бы невозможны без слаженных усилий всего коллектива нашей дороги, самоотверженного труда каждого труженика Дальневосточной магистрали.
Уверен, что ваш высокий профессионализм позволит добиваться все новых успехов в производственно-финансовой деятельности, увеличении доходов, роста объемов перевозок грузов и пассажиров. Пусть дело, которому вы посвятили свою жизнь, служит на благо процветания не только нашей компании, но и всей России.
Желаю всем труженикам нашей магистрали и членам их семей крепкого здоровья, семейного благополучия, счастья и новых успехов в труде. От всей души поздравляю железнодорожников всех поколений с нашим славным праздником!
Михаил Заиченко, начальник Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД".