ПОЛПРЕД СКУКИ НЕ ПРЕДВИДИТ

Дальний Восток - самый крупный федеральный округ России, он занимает более трети площади страны, но живет здесь лишь 4,6 процента общей численности населения.

Дальневосточный регион является самым молодым из всех федеральных округов, где средний возраст населения доставляет 33,9 года. Поэтому именно применительно к дальневосточникам хотелось бы говорить о перспективах.

Президентом перед россиянами поставлена весьма масштабная задача - за предстоящее десятилетие как минимум удвоить валовой внутренний продукт страны. Принципиальным результатом должно стать возвращение России в ряды богатых, развитых, сильных и уважаемых государств мира. Как этого добиться? Приоритетным направлением в этом плане является интеграция экономики России в мировой рынок.

Мы с вами уже замечаем, что в Дальневосточном федеральном округе усилилась энергетическая независимость, происходят подвижки в диверсификации структуры региональной экономики. Есть задел для устойчивого развития инфраструктуры, прежде всего транспортного комплекса, увеличился экспорт готовой продукции машиностроительного сектора. Это значит - усиливается интеграция Дальнего Востока на внутреннем и внешнем рынках.

По прогнозу Минэкономразвития России, подготовленному на основе предложений (прогнозов) органов исполнительной власти субъектов, производство валового регионального продукта в Дальневосточном федеральном округе составит в 2003 году 570,99 миллиарда рублей и возрастет по отношению к 2002 году в сопоставимых ценах на 9 процентов, против 3 процентов прошлого периода.

Основная доля производства валового регионального продукта приходится на Республику Саха (Якутия), Хабаровский край, Приморский край и Сахалинскую область - 15,8 процента.

Наибольшие темпы роста валового продукта наблюдаются в Сахалинской области (147,5 процента), ЕАО (106,5 процента), Приморском и Хабаровском краях. Но радоваться этим цифрам - значит не признавать, что за Дальним Востоком закрепилась роль только поставщика продукции сырьевых отраслей на внутрироссийскйй и международный рынки. Поэтому нам необходимо создать региональную экономическую систему, которая должна быть равно открыта в восточном (страны АТР) и западном (во внутрироссийский рынок) направлениях.

Могу напомнить, что состоялась межрегиональная выставка-ярмарка товаропроизводителей Дальневосточного федерального округа. В ней приняли участие Республика Саха (Якутия), Хабаровский и Приморский края, Амурская, Камчатская и Сахалинская области, Еврейская автономная область. Прошла и международная конференция "Нефтегазовый потенциал Сахалина. Взгляд в будущее", в которой приняли участие более 200 делегатов из 11 стран мира. В работе 7-й международной специализированной выставки ярмарки "Рыбная индустрия" приняли участие представители более 50 компаний Российской Федерации, а также Норвегии, Германии, Кореи, Китая. Очевидно, и это подтверждают научные оценки, что развитие Дальневосточного региона невозможно без мер государственного регулирования и поддержки. К сожалению, мы не можем пока говорить об их эффективности. Отмечу, что неадекватность используемых до настоящего времени оценок в регионе и следование канонам устаревшего подхода к разработке стратегии регионального развития наглядно проявляются в принятых и действующих на территории Дальнего Востока 27 федеральных целевых программах. Мы проанализировали, как реализуется каждая федеральная целевая программа, сделали попытку выявить приоритеты на 2004 год и ближайшую перспективу.

К сожалению, в программах заложены избыточные ожидания возможностей финансирования программных мероприятий. На

47,1 процента отстает от запланированных объемов финансирование федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года". Ключевая роль в экономическом развитии Дальнего Востока видится в его дальнейшей интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион, использовании транспортных функций. Ведь большинство территорий Дальнего Востока имеет прямой выход к Тихому океану или к границе с КНР, что обеспечивает им удобные торговые связи со странами АТР и СВА. Скажу больше: в связи с отходом большинства западных морских портов и пароходств бывшего СССР к другим государствам значение дальневосточных портов и пароходств для переработки и перевозки экспортно-импортных грузов РФ возросло. Транспортные коммуникации Дальнего Востока хорошо приспособлены к осуществлению международных перевозок, что позволяет вполне надежно выполнять внешнеторговый товарообмен РФ с другими странами.

Существующая транспортная система российского Дальнего Востока дает возможность освоения рынка международных транзитных перевозок. Железные дороги с незамерзающими дальневосточными портами РФ органично вписываются в рамки концепции организации международных мультимодальных транспортных систем (коридоров). Поэтому транспорт Дальнего Востока создает хорошие возможности для осуществления мировых транзитных перевозок по проходящим через регион международным транспортным коридорам. Это и есть одна из наших перспектив.

Приоритетными направлениями в этой сфере в настоящее время является восстановление Транскорейской магистрали и воссоединение ее с Транссибом. Это позволит дополнительно загрузить Дальневосточную железную дорогу за счет контейнерных перевозок из Восточной Азии в Европу. Предстоит реализация проекта соединения железных дорог материка с островом Сахалин, а в будущем - и с Японией. Планируется завершение формирования южного коридора: Чита-Хабаровск-Владивосток с ответвлением Хабаровск-Лидога-Ванино.

В области развития авиационного транспорта необходима реконструкция крупных аэропортов Владивосток, Якутск, Магадан, Южно-Сахалинск, Благовещенск, что даст возможность активнее участвовать в международной системе авиаперевозок по кросс-полярным маршрутам. Строительство нефтепровода Ангарск-Находка с ответвлением на Дацин откроет долгосрочное сотрудничество со странами АТР в области энергетики, на многосторонней основе с целью формирования в Дальневосточном регионе стройной схемы перспективного использования энергетических ресурсов.

Все это делается для того, чтобы стабилизировать и снизить тарифы на тепловую и электрическую энергию, ликвидировать чрезмерную разницу цены оплаты производителей и потребителей энергии. Для этого необходимо завершение строительства Бурейской ГЭС, осуществление крупномасштабных проектов освоения нефтегазовых ресурсов Сахалинского шельфа, освоение газовых и газоконденсатных месторождений в Республике Саха (Якутия), строительство Вилюйской и Усть-Среднеканской ГЭС, развитие геотермальной электроэнергетики на Камчатке и Курильских островах.

Как видите, дел намечено немало. Так что в наступившем году нам с вами скучать не придется.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости