Как мы уже сообщали ранее, 23 и 24 января руководящий состав Смоленского отделения Московской железной дороги во главе с начальником отделения В. А. Ильиным с помощью селекторной связи смог проследить за ходом состоявшегося в Москве расширенного заседания Правления ОАО "Российские железные дороги", непосредственное участие в котором приняли начальник МЖД В. И. Старостенко и его заместители.
На повестку дня были вынесены четыре вопроса.
I. Об итогах работы ОАО "Российские железные дороги" в 2003 году и задачах на 2004 год по обеспечению устойчивой работы железнодорожного транспорта в условиях реформирования.
II. Об условиях и сроках создания дочерних обществ на базе соответствующих филиалов.
III. О проекте генерального Соглашения ОАО "Российские железные дороги" с субъектами Федерации по развитию взаимовыгодного сотрудничества.
IV. О создании нормативно-правовой базы в сфере коммерческой работы ОАО "Российские железные дороги" по перевозкам грузов.
Итоги обнадеживают, перспективы мобилизуют
По первому вопросу, вобравшему в себя в определенной степени и остальные пункты повестки дня, с докладом выступил Президент -председатель Правления ОАО "Российские железные дороги" Г. М. Фадеев. Он подчеркнул, что в 2003 году большое внимание было уделено вопросам реформирования и эффективной работы железнодорожного транспорта. Они неоднократно рассматривались Президентом и Правительством Российской Федерации.
Как и в предыдущие годы, железнодорожный транспорт был опорой экономического роста страны. Отправление грузов в 2003 году возросло на 7 процентов, грузооборот увеличился на 10, 5 процента. Абсолютная цифра перевезенных пассажиров -1 миллиард 300 миллионов человек. Достигнуто существенное ускорение оборота грузового вагона (в целом по сети более 15 часов).
Особое внимание уделялось дальнейшему развитию основных международных транспортных коридоров. Так, объем контейнерных перевозок по Транссибу за 2003 год увеличился более чем в два раза, а рост перевозок между Россией и Финляндией по объемам и качеству был рекордным за последние 10 лет, производительность труда на этом направлении возросла на 9, 7 процента. В октябре 2003 года в Екатеринбурге в рамках российско-германской встречи на высшем уровне руководители железных дорог обеих стран подписали меморандум о сотрудничестве в области пассажирских и грузовых перевозок, в котором предусматривается разработка концепции совместных действий по расширению транспортного бизнеса.
Важнейшим итогом минувшего года стало создание условий для перехода ко второму этапу реформирования железнодорожной отрасли, развития конкуренции на рынке железнодорожных услуг. Уже сейчас в распоряжении частных компаний находится свыше 200 тысяч грузовых вагонов (треть рабочего парка подвижного состава), которыми выполняются более 20 процентов грузовых перевозок: 40 процентов -нефтепродуктов, 25 процентов-минеральных удобрений, 22 процента -автомобилей.
Лицензии на право осуществления пассажирских перевозок получили 13 компаний. Из них 8 ориентированы на местные и пригородные сообщения.
Отметив, что в целом результаты работы в 2003 году позитивны, Г. М. Фадеев сосредоточил внимание участников расширенного заседания Правления ОАО "Российские железные дороги" на задачах и проблемах по трем важнейшим направлениям: производственно-финансовой, инвестиционной деятельности и развитии реформы.
О производственно-финансовой деятельности
Железные дороги страны завершили 2003 год с положительными финансовыми результатами. Так, объем продаж на рынке перевозок возрос почти на четверть и составил 521 миллиард 700 миллионов рублей, что подтверждает статус компании как крупнейшей в стране. Выполнены обязательства по налоговым платежам, а текущие платежи в бюджеты и внебюджетные фонды возросли на 18 процентов и превысили 105 миллиардов рублей.
Но есть и ряд серьезных финансовых проблем. Прежде всего это убыточность пассажирских перевозок, которая достигла к концу 2003 года 65 миллиардов рублей, из-за чего сдерживается реформирование пассажирского комплекса.
Одна из главных задач 2004 года -обеспечение эффективного функционирования системы бюджетирования, для чего необходимо решить ряд задач. Во-первых, следует в кратчайшие сроки завершить автоматизацию процесса бюджетирования. Во-вторых, обеспечить сбалансированность квартальных и месячных бюджетов с годовым. В-третьих, реализовать систему оперативной настройки бюджетов в связи с теми или иными объективными изменениями.
Характерно, что в системе планирования компании впервые предусмотрен мотивационный бюджет, наполнение которого будет происходить за счет дополнительных доходов и экономии затрат. Причем большая часть средств остается в распоряжении филиалов, обеспечивающих его формирование, и пойдет на производственное и социальное развитие, поощрение работников.
На основе реализации бюджета в 2004 году должны быть решены задачи по динамичному росту объемов перевозок, обеспечению надежного содержания инфраструктуры, повышению производительности труда, получения 8 миллиардов рублей чистой прибыли и сокращению кредиторской задолженности на такую же сумму.
06 инвестиционной программе
2003 год дал положительные результаты в том, что более половины капитальных вложений было направлено на развитие инфраструктуры основных направлений сети. Решены крупные целевые задачи: введено 625 кмэлектрифицированныхлиний, 200 км удлиненных путей, что позволило осуществить сквозное движение грузовых поездов весом до 6 тысяч тонн и значительно повысить эффективность работы магистралей на подходах к северным, балтийским, черноморским и дальневосточным портам, к крупнейшим промышленным и добывающим центрам страны.
Прошлый год стал знаковым и в области улучшения инфраструктуры обслуживания пассажиров: отреставрированы вокзалы в Санкт-Петербурге, Смоленске, Чебоксарах, Коврове и других городах. Открыто прямое пассажирское сообщение Калининград -Берлин.
Почти в два раза возрос объем капитальных вложений в приобретение подвижного состава: с заводов получено около 400 новых пассажирских вагонов, 57 локомотивов, приобретено 3500 новых грузовых вагонов, модернизировано 250 локомотивов, 180 секций электровозов, 5500 грузовых вагонов. В минувшем году заложен прочный фундамент для дальнейшего развития отечественного железнодорожного машиностроения, и в этом году, например, на Новочеркасском заводе будет выпущена первая партия двухсистемных скоростных электровозов.
На 2004 год правительством утверждена программа капитальных вложений компании объемом 134 миллиарда рублей, 11, 5 из которых будут привлечены из внешних источников. С участием широкого круга отечественных и зарубежных инвесторов обсуждается процедура выпуска корпоративных облигаций, на основе которых можно будет решить проблему недостатка финансовых средств. Есть перспектива привлечь инвестиции в развитие компании и через дочерние общества.
Все это и многое другое подчеркивает необходимость четко обозначить инвестиционную стратегию компании и ее обеспечение необходимыми ресурсами.
О реформировании и стратегическом развитии
При обсуждении вопросов повестки дня, а также в выступлении начальника Московской железной дороги В. И. Старостенко самое пристальное внимание уделялось задачам и проблематике продолжения структурной реформы. На первом ее этапе сформулированы законодательные основы и проведены мероприятия, необходимые для разделения функций государственного регулирования и хозяйственного управления на железнодорожном транспорте; но основная деятельность только начинается, и впереди предстоит огромная работа по созданию конкурирующих компаний, обеспечению финансовой прозрачности, повышению экономической эффективности работы, привлечению инвестиций. Есть полная ясность в отношении миссии, стратегических целей, инструментов их достижения. И в то же время необходима детальная разработка программных мероприятий. Уже в первом полугодии 2004 года после утверждения окончательного варианта стратегической программы Советом директоров начнется ее реализация -это первая задача.
Вторая задача -перейти к разработке трехлетних скользящих планов, и первый такой план нужно разработать уже в первом квартале текущего года.
Третья задача -развитие рыночных отношений в сфере самого железнодорожного транспорта, для чего предстоит вывести на рынокдочерние общества, занимающиеся ремонтом подвижного состава, торговлей и общественным питанием, строительно-подрядными и проектно-изыскательскими работами, научной и проектно-конструкторской деятельностью, пригородными пассажирскими перевозками и специализированными грузовыми перевозками. Подготовлен перечень более ста подразделений компании, на базе которых могут быть созданы дочерние общества, такие, например, как "Ремсервис", "Трансконтейнер" и другие.
Четвертая задача состоит в дальнейшем развитии нормативной базы формирования рынка перевозок, активное участие в котором должна принять сама компания.
Пятая задача -расширение спроса на железнодорожные перевозки и учет этого процесса в корпоративных планах и программах.
Что касается рынка пассажирских перевозок, то по их массовости, доступности, регулярности, ассортименту услуг компания не имеет себе равных, но при этом она вынуждена за счет собственных средств покрывать убытки от пассажирских перевозок, которые достигли двух миллиардов долларов в год. Это непомерная социальная нагрузка, и снять ее -совместная задача ОАО "РЖД" и правительства, для чего должны быть предусмотрены средства из федерального бюджета, а также приняты законы, обеспечивающие адресную компенсацию гражданам установленных льгот.
Надо учитывать и положение ОАО "Российские железные дороги" на рынке труда. Только в основной деятельности компании заняты 1 миллион 200 тысяч человек, что подтверждает статус компании как крупнейшего работодателя в стране. За последние два года заработная плата доведена до конкурентоспособного уровня, вследствие чего заметно снизилась текучесть кадров.
Большое значение для работы и развития ОАО "РЖД" имеет позиционирование на финансовом рынке, прежде всего в качестве заемщика денежных ресурсов. И здесь необходимо перенимать опыт зарубежных компаний, которые, благодаря своей репутации крупных и сверхнадежных клиентов, берут кредиты под минимальные проценты.
В числе других актуальных задач компании были названы набирающая обороты практика собирания грузопотоков в новых условиях, совершенствование системы подготовки кадров и другие.
Начавшийся год призван стать годом упрочения социально-экономической стабильности в России, ее положения в мировом сообществе. Это накладывает особую ответственность на обеспечение устойчивой работы общенациональной компании ОАО "РЖД". Каждый грузоотправитель, каждый пассажир и государство в целом должны почувствовать позитивные изменения в работе железнодорожного транспорта, и потому следует заложить надежную основу долгосрочного, эффективного его развития.
Нельзя забывать о полуторавековой истории стальных магистралей России, которые являются неразрывной цепью реформ, позволивших железнодорожному транспорту всегда оставаться локомотивом развития экономики страны.
На это и нацелена нынешняя структурная реформа, которую ОАО "РЖД" проводит, имея ясные цели, располагая высококвалифицированными кадрами, эффективной системой управления, мощной государственной и политической поддержкой. Есть все объективные условия для того, чтобы в результате реформы была создана обновленная отрасль, работа которой станет надежным фундаментом экономического роста России.
По актуальным задачам и проблемам, вынесенным на обсуждение расширенного заседания Правления ОАО "Российские железные дороги", начальник Смоленского отделения МЖД В. А. Ильин провел совещание с руководящим составом отделения, определив конкретные задачи по каждому направлению деятельности с указанием сроков их реализации.